В Общественной палате школьники поспорили о проблемах сохранения коми языка
В рамках межрегионального проекта «Гордость народа - родной язык» в Общественной палате Коми прошли дебаты по теме «Стоит ли сохранять родные языки в условиях глобализации?» Поддерживать данный тезис по жребию выпало команде Коми национальной гимназии. Выступать против - Гимназии искусств при главе республики.
В качестве экспертов выступили председатель комиссии Общественной палаты по вопросам межнациональных и культурных коммуникаций и СМИ Андрей Юркин, писатель Григорий Спичак, заместитель главного редактора журнала «Регион» Полина Романова, корреспондент газеты «Коми му» Павел Симпелов и замминистра национальной политики РК Вячеслав Попов. Аргументы оценивались объективно, вне зависимости от личного мнения экспертов.
Представители обеих команд мастерски излагали тезисы в поддержку избранной по жребию позиции, отвечая после каждого из выступлений на вопросы экспертов и зрителей. Некоторые ответы давали с юмором. Например, на вопрос, «кого из чиновников вы будете больше уважать: того, кто владеет коми языком, или того, кто не владеет», одна из участниц честно ответила: «Того, кто не ворует!»
Наиболее полно позиции команд раскрыли в итоговых выступлениях. Как отметила представитель Гимназии искусств, по данным ОНН в мире насчитывается около семи тысяч языков. От 500 до 1000 из них используют лишь небольшие группы людей. При этом в среднем каждые две недели человечество безвозвратно теряет по одному языку. Вымирание языков в условиях современно мира становится естественным. Даже язык титульной нации в Республике Коми стал факультативным, необязательным для изучения. О каком сохранении языков может идти речь, если тенденция закономерно складывается против?
У школьников спросили, чьи бабушки и дедушки говорили на коми – руки в ответ подняли 95% присутствующих. Это подтверждает факт, что так называемый языковой сдвиг происходит за два-три поколения. Первое – говорит на родном языке. Во втором дети двуязычны. И в третьем молодое поколение уже выбирает язык большинства. В данном случае – русский.
- А теперь честно себе ответьте: ваши дети говорят на коми языке? – завершила представительница команды Гимназии искусств свое выступление риторическим вопросом к жюри.
Участница команды Коми национальной гимназии в ответном слове сказала, что лишь сохранив родную культуру, человек может остаться человеком и сохранить свое я.
По ее словам, язык народа – это сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать народ, который на нем говорит. По официальным данным, сегодня на коми языке говорят 219 тысяч человек. Язык любого народа – всемирное достояние. Он несет в себе народную культуру, которая складывалась веками. Язык является нитью, связывающей поколения. Если человек относится с уважением к культуре своего народа, к родному языку, значит, он уважает сам себя. А если он уважает себя, будет уважать и другого. Коми народ жил испокон веков в гармонии с природой. В наши дни вопросы экологии стоят особенно остро. Человек остается человеком лишь тогда, когда хранит в себе культуру своего народа. Язык - основа этой культуры. И сохранять его необходимо, чтобы сохранить в себе человека.
Победителями были признаны обе команды. Участники дебатов и их преподаватели получили грамоты и благодарственные письма от Общественной палаты республики.
Комментарии (21)
это я не о себе,так...вообще.
Для ЖЫЗНИ на территории лучше знать и с использовать её древний уже адаптированный и гармонизированный с природой язык.
Для жызни на других территорий он не так важен.
Поэтому, понаехавшие с языками территорий- несчастны и неудачливы на территории, где используют чуждый ей язык.
А руський язык и руськую фонетическую письменность для того угры и придумали, чтобы общаться между собой на большой территории, где ОБЩИЙ ПРАЯЗЫК УГРОВ стал изменятся на диалекты и новые языки под влиянием территорий расселения.
Всё просто. Но трусливым имперцам это не нравится.))))
А вот зять полукоми, мать его и родня многочисленная ее коми. Он понимает коми язык, но не говорит. Зато четвертый внучок у нас уже с коми кровью получился, и на мордашку на коми похож, широкоскуленький да хитроглазенький с прищуром ))) мы его так и зовем внучок-комячок )) Смеемся с мужем вот теперь уже полностью в коми землю кровью через внучка ассимилировались.
Язык родной всем и всегда сохранять нужно! Но не принудительно-добровольными методами. Сиаршая внучка любит ходить с нами в национальный театр, на Асья Кыа, не по разу каждый год ходим, нравится. А спроси ее что говорят или поют на коми, не знает. А ведь ее шесть!!! лет учили, пятерки, как и по остальным предметам. Только остальные-то предметы она знает. А по коми ставили, как понимаю, что на уроках что-то отвечала, домашку всегда делала, а не забивала, как другие.
Вот как ТАК! можно учить коми языку?! Ни эпоса, ни нацгероев, ни природы, никаких знаний практически. Английский за эти же годы блестяще выучили на курсах, сейчас еще и французский учит. А как она была рада, когда отменили эту обязаловку!! Вот что это за преподавание языка было? Фикция! Трата бюджетных денег, не более.
"А ведь ее шесть!!! лет учили, пятерки, как и по остальным предметам. Только остальные-то предметы она знает. А по коми ставили, как понимаю, что на уроках что-то отвечала, домашку всегда делала, а не забивала, как другие.
Вот как ТАК! можно учить коми языку?! Ни эпоса, ни нацгероев, ни природы, никаких знаний практически. Английский за эти же годы блестяще выучили на курсах, сейчас еще и французский учит."
Вы, полиглот наш, все языки, что знаете, самостоятельно с 7 лет выучили? Или где-то кто-то вас учил все же в детстве?
только если б вас любому языку учили, как в Коми коми языку обучали в школе, не быть бы вам полиглотом.
Кстати в Республике Коми титульная нация отсутствует, так как это понятие некорректно и не закреплено конституцией. А если говорить о количестве людей по национальности то статистика вас удивит. Вообще делить людей по национальности решили большевики после 1917 года, а нам теперь это расхлебывать приходится. До 1917 года не было ни Украины, ни Белоруссии, ни автономных национальных республик, которые после 1993 года стали субъектам федерации. И проблем "титульных" языков не было. В республике сейчас всю культуру насильно пытаются запихать под формат коми культуры. Даже все ансамбли в формате коми национальной культуры. А кому это интересно? Людям? Нет конечно, чиновникам которые отчитываться об успешном освоении бюджета на "сохранение" культуры. Хаха ха. Настолько сейчас кругом навязываться эта "культура" с национальным оттенком что тошнит. Это кстати, одна из причин уменьшения населения в республике на мой скромный взгляд. В облсовпрофе целый комитаетр содержат, а зачем? Для отчётности наверное. Туда же на спектакли три с половиной человека ходят. А все зарплату получают, костюмы шьют, "культуру" в народ несут. Это не искусство, это искусственность. Был ансамбль "Северная околица" - пели красивые русские песни. А что стало? Очередная "Асъя Кыа" с другим названием. Окультурили, испортили,заставили петь по коми. Вот Вам и насилие через финансирование. Не будете петь по коми, не получите денег. Чем не угодили? Да тем что по русски пели в республике Коми. Не положено. Культуру не сохраняют.
Если оставить в радуге только один цвет,то она перестанет быть радугой и станет фигнёй. Вот и министерству культуры надо перестать заниматься фигнёй и поддерживать только коми культуру, надо поддерживать культуру всех национальностей которые тут живут, тогда мы все станем культурно богаче и научимся друг друга лучше понимать и уважать.