Фотограф Кирилл Затрутин: «Я выбрал баланс между голожопым фрилансом и корпоративным адом»
В цикле интервью «Мы из Коми» бывший руководитель фотослужбы БНК, а ныне официальный фотограф «Додо Пиццы» Кирилл Затрутин рассказал, не скучно ли репортажнику снимать одну и ту же еду каждый день. Главред БНК Алексей Лазарев и руководитель службы новостей Анастасия Алексеева не могли не спросить у бывшего коллеги, кого из губернаторов республики ему было интереснее снимать, и как фотокорреспонденту работалось с политиками, коровами и уголовниками.
- В БНК ты пришел работать в 2006 году. На тот момент успел поработать в газете «Зырянская жизнь», публиковался в местной «Комсомолке», а где еще?
- В «Красном знамени», я там вне штата был, но ходил на планерки. Какие-то журналы были: «Знай наших», «Знак качества», «Респект».
Фотокорреспондент агентства БНК Кирилл Затрутин стал победителем в номинации «Фоторакурс» профессионального журналистского конкурса «Признание-2008»
- Что тебя в фотографию потянуло? Когда ты пришел снимать в «Зырянскую жизнь», делать это не умел особо, но у тебя было бешеное желание.
- Я помню. Я работал тогда на КРТК (сейчас «Юрган» - БНК) звукорежиссером. Пару лет сидел в штате. Работал через день, то есть праздники, выходные - неважно. В какой-то момент я начал фотографировать попутно. Были «Зениты», какие-то пленки. Чего-то там ковырялся, ничего такого интересного не делал. Потом пошли цифровые. И я решил, тоже хочу цифровой. А он же дорогой. Они когда только появились, были паршивые и дорогие. Но хочется же. Я его взял и подумал, ведь я могу его и отбить как-то. У меня товарищ тогда работал в «Комсомолке» менеджером по рекламе. Он говорит: «Нам снимать надо, а у тебя же фотик есть, пользоваться умеешь, поснимаешь что-нибудь?». Я говорю: «Конечно, я как раз через день работаю, давайте. Че надо поснимать?». Так я и пришел, что-то снимал, какие-то движухи небольшие, Новый год. У меня была флешка, на которую помещалось кадров двадцать. Вот я принесу их и вся работа.
Как-то снимал митинг, что-то там с пенсиями сделали власти, монетизация. Короче, вышли старички на площадь и начали шуметь. И такой кадр прикольный: бабка на меня кидается, с веткой какой-то. Я принес его как раз в «Зырянскую жизнь». Снимок понравился, поставили на первую полосу с надписью «Вица - премьеру». Я - на первой полосе «Зырянской жизни»! И вот потом уже меня стали потихоньку привлекать.
- Когда ты впервые серьезную свою технику пощупал руками?
- Первая зеркалка - Nikon D 70S. Как-то взял подешевле, из Владивостока он ко мне приехал. Вообще пулемет, думал, вот сейчас я тут наснимаю. И мы на Монди снимали запуск проекта «СТЭП». Забегает Самоделкин (Андрей Самоделкин, бывший заместитель генерального директора Монди Сыктывкар, экс-глава администрации Сыктывкара - БНК) говорит: «такой фотоаппарат у тебя, а я взял «семисотый». А я: «В смысле D700?». Тогда Nikon D300 был попроще, а «семисотый» считался вообще крутым. Я подумал, он взял и просто так D700 купил. Я больше года копил на эту технику, а он просто зашел и купил ее в магазине, как бутерброд.
В 2008 году Владимир Торлопов и Роман Зенищев запустили инновационную котельную в Нижнем Чове
- Из всех жанров, какой тебе ближе всего? Репортаж, портрет? Брюква какая-нибудь в виде пейзажа?
- Меняется временами. Больше всего мне нравилось снимать репортажку, причем где-нибудь в движухе. Я бы сейчас с удовольствием пошел на экстремальный спорт.
Снимки Кирилла Затрутина нередко становились «фотокадрами дня» в народном голосовании на БНК
- Ты сноубордист, про тебя легенды ходили в БНК, что если Затрутина посылать на какой-нибудь экстрим, он обязательно куда-нибудь залезет, упадет и расшибется. В каком возрасте ты дочь Юки в первый раз поставил на сноуборд? Чья идея была?
- В полтора года. Идея моя. Ну как, общая. Была знакомая девочка, которая уже выросла. Спросили, надо сноуборд? Я говорю: «Давайте!». Юки научилась уже ходить к тому времени, надо было попробовать. И я снял, как она съезжает с горки. Там небольшая горочка была, она стоит, а доска едет. Забавно.
- Сына поставишь?
- Еще не поставил, он еще даже не сидит, но поставлю. Кстати говоря, дочь после этого так и не каталась. Она пробовала, но мы ей не купили почему-то доску. Вообще ребенка надо сначала на лыжи ставить, а потом уже на доску. Чтоб у него не было несимметричной нагрузки при катании. Сначала на лыжи, а потом на сноуборд. Когда сам захочет. А он захочет.
Министр внутренних дел по Коми Владимир Еремченко и глава Коми Владимир Торлопов на гарнизонном разводе
- Ты работал при губернаторах Владимире Торлопове, Вячеславе Гайзере. С кем интереснее было с точки зрения фотографа?
- Торлопова мне интереснее было ловить, потому что мне это было в новинку, можно было не по протоколу снимать. Он еще любил руками махать, морды корчить, кашлять.
В апреле 2009 года Владимир Торлопов осмотрел строящийся театр драмы имени Виктора Савина, Иван Поздеев чуть не высадил главу в лужу
- Были ли случаи, когда политики, местная элита тебе выражали неудовольствие снимками?
- Сразу не вспомню. Я не пытался ловить, когда человек в носу ковыряется, чтобы обидно, но получалось и так. Считали, что стоит только что-то не то сделать, обязательно щелкнут тебя самым дурацким образом.
- Когда потянуло еду снимать? Считается, что это достаточно скучно для репортажника.
- Когда-то я снимал все подряд, не было столько фотографов. Мне предлагали все, я был таким типа универсалом. Я вообще могу все снимать. Свадьбы какие-то цапал, квартиры, автомобили, шмотки надо было снимать. И вот звонит Федор Овчинников и говорит: «Мы тут пиццерию открывать задумали, надо поснимать пиццу. Ты сможешь?». Я смог, поснимал эти первые пиццы.
В феврале 2009 года Илья Клебанов дал нагоняй силовикам за подъельскую трагедию
- Первый гонорар от «Додо» был едой или деньгами?
- Всегда за деньги, с самого начала. Федор говорит: «Надо чтобы оплачивалось». Надо так надо. За еду вроде ничего такого не снимал. После пиццы меня позвали снимать кофе, какие-то продукты, поставки оборудования. Так и работал с «Додо». Я им все время все и снимал. Сначала это было для меня просто практикой. Потом дизайнер начал приходить на съемки, уже посерьезней все пошло, по уму.
Визит Николая Валуева в столицу Коми
- Когда «Додо пицца» стала национальным брендом в своем сегменте, Федор принял решение перевезти управленческий офис в Москву. Он это объяснял тем, что оттуда проще управлять. Когда он сделал тебе предложение о переезде два года назад, ты долго раздумывал? У тебя к тому времени была семья, ребенок, ипотека. Все как у нормального россиянина.
- У меня был еще и перелом, который я полгода лечил. Как раз в «Додо» и ходил. Я не мог на костылях бегать и репортажи снимать, а в студии как раз мог работать - там мне костыли не мешали. Федор спросил: «Вот ты хотел бы в Москву? Если бы предложили, поехал?». Я говорю: «Поехал. Там же много всего интересного, там тоже есть сноубордисты и всякие новости. Там удобнее». Потом говорят, нужно, чтобы я с апреля зашел в штат и ехал работать в Москву в управляющую компанию. Я согласился, дальше только детали обсудили. Не сказать, что я сильно раздумывал. Сначала уехал один, снял квартиру. Пока там месяц провел. Машину оставил тоже в Сыктывкаре. Потом уже вернулся, сел в машину и увез семью в Москву.
- Насколько быстро влился в московский ритм? Говорят, Москва в 12 часов дня просыпается.
- Я слышал про таких людей, которые к 10-11 часам приезжают, но они и торчат на работе соответственно. Я прихожу раньше намного, чем работа начинается. Если у меня в 8:45 что-то вроде планерки, я приезжаю к восьми или даже еще раньше. Обычно с 8 до 17 часов на работе.
Борис Немцов дал интервью БНК 6 июня 2009 года в сыктывкарском аэропорту после прилета из Москвы
- Пицца для Китая, Америки и России где снимается? Она же везде одинаковая и готовится из одних и тех же ингредиентов?
- Все снимается в Москве. Конечно, ингредиенты отличаются. Например, в Румынии нет колбасок пепперони - у них какие-то другие. Поэтому здесь находят похожие колбаски, снимаем мы все это здесь, потом отправляем туда.
Владимир Жириновский побывал в Сыктывкаре с кратким предвыборным визитом в 2011 году
- В «Додо» сейчас с наружной рекламой активно начали работать. Сколько снимков Кирилла Затрутина висит в мире?
- Все, которые висят, мои. Ну, много. Я, бывает, приезжаю в Питер, смотрю на фотки, радуюсь, вот люди видят.
- Ты официальный фотограф и именно твои снимки тиражируются по всему миру?
- Да, у фотостудии есть и команда: дизайнеры и две девчонки - фуд-стилисты.
- У тебя остается время на съемку для души?
- Нет, не остается. Я что-то беру, чтобы было какое-то разнообразие, но вообще нет, немного совсем. В Москве, чтобы что-то серьезно снимать, нужно как-то продвигаться, чтобы тебя узнавали, тратить время, портфолио нарабатывать. А я просто снимаю и снимаю. Можно на это время выделить, но я тогда буду забирать время у семьи. А мне так не хочется.
- То есть на другие проекты времени нет?
- Практически нет.
- За два года в Москве уже считаешь себя москвичом?
- Нет, считаю себя сыктывкарцем.
В цикле «Неизвестная республика» - деревня Левкинская в Усть-Цилемском районе
- На БНК у тебя были репортажи из СИЗО, далекой деревни метеорологов в Усть-Цилемском районе, из судов по громким уголовным делам, много всего. Есть тоска по тем временам, когда за репортажем приходилось в какую-то дыру отправляться?
- Мне вообще не хватает БНК. Классно, когда ты куда-то едешь, с министрами, коровами, романтики в этом, может, и мало, но репортажной движухи мне сильно не хватает. Я бы с удовольствием еще для какого-нибудь издания поснимал.
Во время выборов в 2014 году, по мнению экспертов, наиболее активную избирательную кампанию вел Вячеслав Гайзер
- Для глянца предлагали снимать? Есть же глянец и про еду.
- Почему мне будут предлагать? Кто я такой? Тут нет такого, что вот я редактор глянца, кого бы мне позвать. Позову я этого чувака из «Додо пиццы». С чего вдруг? Если бы они знали про меня или я написал им, что здорово снимаю для «Додо», тогда да. Но я так не делаю и предложений нет. Бывают иногда съемки: продуктовая недавно была, потом в суде Гайзера снимал по просьбе БНК.
Глава Коми Вячеслав Гайзер в 2015 году оценил ход строительства санатория «Серегово» - проект, который начали реализовывать в 1986 году
- Там по снимкам было видно, что некоторые тебя узнали. Вы поздоровались? Диалог какой-то получился?
- Да, конечно, узнали, обрадовались. Гайзер первый поздоровался. Они такие: «Сыктывкар, привет!». Чернов спросил: «Как дела?». Поздоровались, махали, привет, говорят, передавай. Ничего себе. Я очень их рад был повидать.
Рассмотрение дела экс-главы Коми Вячеслава Гайзера в Замоскворецком суде Москвы
- Когда в Сыктывкаре начал работать с «Додо», ты снимал и корпоративы. А как в «Додо» они проходят? Что заказываете?
- Корпоратив у нас обычно после Нового года. В этот раз были какие-то закуски и привезли (внезапно смеется) «Додо пиццу», но я ее не ел. Это был какой-то лофт или клуб.
- В офис «Додо» именинник может заказать пиццу от конкурентов?
- А так бывает, делают. Можно заказать. С другой стороны, это прикольно – посмотреть, какой продукт у конкурента.
- Ты сам не ешь пиццу от «Додо»?
- Иногда. Сейчас вот какая-то экзотическая была, для Китая. Тесто интересное, она овальная, необычный рецепт - такую съем. Но чтобы я ел пиццу или заказал - нет.
В 2009 году День работника прокуратуры РФ отмечали торжественным собранием
- Когда ты покупал новую технику для репортажей, достаточно быстро вырабатывался паспортный ресурс аппарата. Ты горевал, что два года не прошло, а уже 95 тысяч раз щелкнул затвором. Как за десять лет изменилась техника? Сейчас с современной камерой, наверное, год разбираться нужно.
- Они же просто работают. Вот, например, сейчас дай планшет двухгодовалому ребенку, он через пять минут разберется. С камерами аналогично, сейчас техника дружелюбнее. Раньше не знали, с какой стороны к ней подступиться. Функций много у всех, но они сейчас выглядят попроще. Камера много чего делает за тебя. Это для любителей, а в профессиональном сегменте все так и осталось.
- Ты сейчас на что снимаешь?
- Снимаю на «Никон». Сейчас своя камера у меня - D800, рабочая - D850.
- А первая - «Зенит»?
- Вообще первый пленочный был «Зенит». Сейчас начинают хвалить их, говорить, что картиночка у него аналоговая была, необычная. Да ничего необычного там нет, плохая камера. Вечно то пленку недомотает, то кадр на кадр хлопнет.
- У «Зенита» было преимущество - удобно отбиться от хулиганов.
- Если хулиганы увидят у тебя «Зенит», плюнут на тебя нафиг.
Константин Ромаданов и Василий Гончаренко на игре «Новой генерации»
- В другую страну думал перебраться после Москвы?
- Я не выбираю, куда дальше. У меня нет какого-то плана, куда я двигаюсь. Если наш отдел будет куда-то переезжать, то поедем. Сейчас ближайший офис должен был появиться в Нидерландах, но что-то пошло не так, Великобритания в планах. Это даже не головной офис, а новый.
- Кирилл Затрутин через 10 лет - это кто? И где?
- Блин.
- Хороший ответ, спасибо.
- Хочется сказать, что «Додо Пицца» будет не компанией, в которой я работаю, а одной из компаний, с которыми я работаю. Хочется думать так. Я бы хотел, чтобы у меня было разнообразие, мне его немного не хватает.
- Блиц-опрос. Три главных события 2018 года?
- У меня второй ребенок родился в середине июля. Я снова встал на доску после травмы. Третье - я нашел на камере кнопку «видео».
- Свободный художник или наемный работник?
- Идеально какое-то сочетание. Баланс между голожопым фрилансом и корпоративным адом.
- Ты нашел эту середину?
- Можно так сказать. У меня нет сидячей работы в офисе, такого точно нет.
- Пицца или бургеры?
- Бургеры, конечно. Погоди. Пиццу я уже не люблю, поэтому, бургеры. Хотя я их особо тоже не люблю. Я бургеры сам делаю, самодельные мне нравятся из куриной филешечки.
- И булочки сам печешь?
- Нет, булочки не пеку. Вафли пеку, венские.
- Горные лыжи или сноуборд?
- Сноуборд конечно.
- Сыктывкар или Москва?
- Я же в Москве сейчас. Москва.
- Ты раньше часто экспериментировал с едой. Сейчас кто по убеждениям?
- Я лет 15 назад вообще не ел мясо, даже рыбу не ел. В какой-то момент стал есть рыбу и курицу. А так не ем котлеты, сосиски говяжьи, баранину, остальное мясо.
- Фотосессии тебе заказывали? Слава идет, что ты круто снимаешь?
- Кого-то в Москве снимал из Сыктывкара. Когда-то мне даже какая-то свадьба перепала. Я так отвык их снимать. Это вообще огромный плюс, что мне не нужно их сейчас снимать.
- Если бы тебе хорошие деньги предложили за свадьбу в Сыктывкаре, полетел бы?
- Нет. Я сейчас с удовольствием их не снимаю.
***
Другие интервью цикла «Мы из Коми»:
Интеллектуал из Сыктывкара Иван Суманеев: «Тренируется тот, кто не умеет играть»
О чём говорит мужчина по вызову
Пианист Максим Бетехтин: «Люди не имеют представления о заработке на гастролях»
Стример Полина Смирнова: «Негатив – дело рук ограниченных людей»
Парижанин Вадим Соколов: «На вашу среднюю зарплату голодным во Франции не останешься»
Сказочница из Сыктывкара Светлана Матвеева: «Дом — это не точка на карте»
Белорусская биатлонистка Инна Костюченко: «До лета я и винтовки в руках не держала»
Фелтмейкер из Печоры Наталья Сидоренко: «В Петербурге проще развивать творчество»
Футболистка из Коми Валерия Беспаликова: «Играю в ЦСКА для души, а не за деньги»
Сыктывкарка Анна Рогозина: «В Ирландии заоблачные цены на недвижимость»
Комментарии (22)
Спасибо, интересно было читать.
Но, кормушка с комбикормом победила. Стал обычным москвичем.
Не удержался, вступлюсь за московских комяков. Я сам родился и мужал 30 лет в Сыке. Последние 15 с лишним лет в Москве и Подмосковье. Здесь тоже правильные человеки нужны.
Лёше Лазареву большой привет, хотя последние 26 лет не общались. Досталось Лёше чувство юмора, молодец, хорошая беседа!
Фото у Кирилла – отличные, на мой неискушенный взгляд, а вот с ДОДО надо поосторожнее – на карме отразится плохо. Была у Довганя «Дока Пицца – как бы не отравиться!»
Доку не пробовал и Додо не пробовал. Спросил троих земляков, попробовавших Додо – не советовали брать.
На прошлой неделе младший сын со спортивных сборов в Волгоградской области вернулся в Москву. Из 33 мальчишек 17 угодили в городе Волжский в инфекционную. Вердикт потребнадзора – пицца «Четыре сыра» местной Додопиццы. Еще в Москве продолжало рвать (((
Призываю ДодоФёдора из сферы маркетинга сместиться в сферу качественного общепита, а земляков призываю есть правильную еду.
Я приводил в пример Галицкого, основателя Магнита, основателя Walmart, Сэма Уолтона и Федора Овчинникова, основателя Додо. Что мол, молодцы, остались в своем городе, не перевели дело в Москву/Нью-Йорк.
Оказалось, что Додопицца в Москву перебралась, Уолтон обосновался, хоть и в городе с населением 3000, но чужом. Галицкий в своём обосновался и не уезжал, но у него отжали сеть. Буду искать дальше примеры )))
П.Н. Музыка остановилась чуть ли не год назад, а я продолжаю танцевать )))