В столице Коми почтили память репрессированных священнослужителей
Сыктывкарцы прошли по «старому» городу с портретами новомучеников и отстояли молебен. Памятную акцию посвятили Дню Собора Коми святых.
Ко дню Собора Коми святых (11 февраля) приурочили памятное шествие и молебен. Шестеро сыктывкарцев: членов общества «Мемориал» и представительниц «Преображенского братства» прошли от здания бывшей тюрьмы НКВД по улице Кирова до часовни на перекрестке Кирова и Куратова.
В руках участники братства несли портреты новомучеников земли Коми.
- Из 17-ти расстрелянных священнослужителей удалось найти 12 фотографий, лики пятерых сохранились только на иконах, - рассказал БНК один из организаторов акции Игорь Сажин.
У часовни священник отслужил молебен, собравшиеся зажгли свечи и лампады. Прохожим раздавали памятки с именами новомучеников.
Как рассказывал Игорь Сажин на одной из «Прогулок по Усть-Сысольску», преследования церковнослужителей в Коми начались в 1918 году – с момента установления советской власти.
Культура борьбы с «врагами» формировалась постепенно, но была связана с издевательствами и пытками. Согласно воспоминаниям, оставшихся с тех времен, одного из священнослужителей красноармейцы из Усть-Сысольска забрали на пароход, долго избивали ногами, требуя отречения от веры, увезли и высадили на берег неподалеку от нынешнего села Помоздино. Там его заставили выкопать самому себе могилу, после чего расстреляли. Тело забросали песком, но дождь, который шел целый день, размыл ее так, что рука его осталась над землей.
Затем система издевательств превратилась в отлаженный механизм: большевики заходили в деревни, арестовывали священников, пытали их и убивали. Существуют записи, согласно которым в Ижме священника Иосифа Распутина привязали к столбу, резали живым, после чего расстреляли, расчленили и разбросали его останки по округе, которые потом растерзали собаки.
Ужасы продолжались и в 1919 году, когда священников могли загнать в дом и поджечь его. Продолжались и аресты, в том числе страдали семьи тех, кто был как-то связан с людьми церкви. Например, если дочь ушла в монахини, семью, даже самую бедную, раскулачивали, лишали имущества, выдворяли из села или ссылали.
Вновь расстрелы начались в 1930-х годах. В здании тюрьмы (ЧК, ГПО, а затем НКВД), которая находится на современной улице Кирова в Сыктывкаре, побывали практически все священники. Сотрудники НКВД постепенно учились придавать вид законности происходящим зверствам. Первый расстрел состоялся в 1930 году, убит был священник Власий Вавилов. Его расстреляли, как говорится в документах, «в ближайшем леску», который, вероятнее всего, располагался на месте нынешней взлетно-посадочной полосы аэропорта Сыктывкара. Вторым местом расстрела считается Тентюковское кладбище. Но покоится там только один священник. Остальных в 1930-е годы выводили в лес в районе современной исправительной колонии №1.
Спустя несколько лет на основании одного письма следователи НКВД объявили, что в Коми работала организация «Священная дружина». Более десяти священников, которых в нее «включили», расстреляли. Затем на основании знакомства с ними начали «расширять» численность этой «организации». За август и сентябрь 1937 года в Сыктывкаре расстреляли 30 священников, еще 8 человек – осудили. На этом налаженная машина не остановилась, один из последних расстрелов датирован 1942 годом.
Список священномучеников земли Коми:
Священник Димитрий (Спасский), село Усть-Нем Усть-Куломского района. Расстрелян 19 сентября 1918 года.
Иеромонах Платон (Колегов), село Часово Сыктывдинского района. Расстрелян 15 августа 1937 года.
Священник Николай (Шумков), село Ыб Сыктывдинского района. Расстрелян 21 августа 1937 года.
Священник Николай (Доброумов), село Дон Усть-Куломского района. Расстрелян 25 августа 1937 года.
Священник Григорий (Бронников), село Селиб Удорского района. Расстрелян 31 августа 1937 года.
Псаломщик Михаил (Ерогодский), Яренский уезд Вологодской губернии. Расстрелян 31 августа 1937 года.
Монахина Елизавета (Ярыгина), село Кылтово Княжпогостского района. Расстреляна 12 сентября 1937 года.
Священник Павел (Малиновский) село Ыб Ыб Сыктывдинского района. Расстрелян 12 сентября 1937 года.
Епископ вязниковский Герман (Ряшенцев), село Кочпон. Растреля 15 сентября 1937 года.
Священник Стефан (Ермолин), село Тентюково. Расстрелян 15 сентября 1937 года.
Староста Павел (Елькин), село Кочпон. Расстрелян 15 сентября 1937 года.
Староста Ефим (Кочев), село Выльгорт Сыктывдинского района. Расстреля 18 сентября 1937 года.
Священник Иоанн (Павловский), село Мошьюга,село Галово Ижемского района. Расстрелян 19 сентября 1937 года.
Священник Всеволод (Потеминский), село Семуково Усть-Вымского района. Расстрелян 19 сентября 1937 года.
Священник Палладий (Попов), село Гам Ижемского района. Расстрелян 23 сентября 1937 года.
Священник Иоанн (Попов), село Керчомья Усть-Куломского района, расстрелян 23 сентября 1937 года.
Иеромонах Мелетий (Федюнев), село Кужба Усть-Куломского района. Расстрелян 23 сентября 1937 года.
Комментарии (26)
Дружина Стефана встали у него на пути и стали рубить Мелайка топорами наотмашь, но сумели убить его лишь после того, как по совету самого Мелайка разрезали ему нательный пояс ( вспороли живот)
Получив «сигнал», что местный священник «занимается антисоветской пропагандой», называет Советскую власть «властью грабительской», Мандельбаум распорядился арестовать его. Священника В.Спасского увезли на «Доброжелателе», по дороге допросили. Он, по сообщению Мандельбаума, «подтвердил свое выступление в церкви», но «сказал, что было только сказано в отношении местного усть-немского волостного Совета». Несмотря на то, что. по признанию Д.И.Розанова, «следствие велось с грубейшими ошибками», священника Спасского приговорили к расстрелу, «каковое постановление было приведено к исполнение» «где-то возле Помоздино».