В Воркуту привезли артефакты заключенных ГУЛАГа
Проекты репрессированного художника Бориса Крейцера, созданные по заказу НКВД в Коми, в эти дни могут увидеть жители и гости Заполярья. Выставку под названием «Вещдок: папка с эскизами» привез московский музей истории ГУЛАГа.
Экспозиция посвящена жизни ленинградского художника и архитектора Бориса Крейцера, который чудом избежал казни, большую часть жизни провел в заключениях на Севере, но смог пронести через года свой талант и уникальные проекты.
До Великой Отечественной войны архитектор не раз помогал принимать коллег из других стран, чем привлек внимание НКВД. Его постоянно вызывали на допросы, а в 1938 году приговорили к смертной казни за шпионаж. Для «правдивости» в деле Крейцера указали, что он немец по национальности, а перед казнью оказалось, что еврей, поэтому приговор решили отложить до окончания разбирательства.
Пока Крейцер ожидал своей очереди, началась волна чисток в НКВД, приговор пересмотрели, архитектора приговорили к восьми годам лагерей. Его отправили в исправительный лагерь в Котлас – Севжелдорлаг, где художник создал серию эскизов токарных игрушек, а при освобождении смог вынести папку и сохранить ее для потомков.
Это были 15 листов с цветными эскизами, выполненными вручную. Также имелся сопроводительный текст к проекту. В верхней части папки помещен логотип ЦБРИЗ – специальный отдел НКВД, который занимался проработкой и внедрением изобретений заключенных. В лагерях при крупных стройках часто бывали лагпункты, которые изготавливали самую разную продукцию, которая потом отправлялась в обычные магазины.
Несколько лет назад папка с эскизами попала в руки руководителю образовательного центра истории ГУЛАГа Константину Андрееву, который посвятил свою жизнь историческим артефактам. Он собрал сведения о жизни Крейцера, нашел его бывших коллег и знакомых, дела и личные вещи Крейцера и организовал выставку «Вещдок: папка с эскизами».
Это «экскурсия» по всей жизни Бориса Крейцера, начиная с рождения: переезд в Ленинград, институт и работа в архитектуре, проекты первых кинотеатров, арест и работа в заключении, освобождение, творческий подъем, рассказы коллег и других заключенных, проекты и эскизы, которые спустя 70 лет оказались в музее истории ГУЛАГа.
На выставке представлены книги с иллюстрациями Крейцера, железнодорожный мост и игрушки, выполненные по найденным эскизам. Были ли произведены игрушки по этим эскизам ранее, играли ли в них дети в Коми или Ленинграде — неизвестно. Но многим советским детям и взрослым знакомы другие работы Бориса Крейцера: плакаты в Ленинграде, театральные иллюстрации и детские книги. Одно из самых известных изданий с рисунками Крейцера — «Гаргантюа и Пантагрюэль», адаптированный для детей Николаем Заболоцким.
Крейцер много лет добивался своей реабилитации и, спустя 18 лет заключения, его признали невиновным. Он вернулся в Ленинград и сразу заявил о себе, как о ярком самобытном мастере графики. Крейцер иллюстрировал и оформлял книги, создавал городские плакаты, оформлял керамику и фарфор и участвовал в выставках.
Сейчас многие работы Бориса Крейцера есть в государственных музеях России: Третьяковской галерее, музее Бахрушина, Русском музее Санкт-Петербурга.
Комментарии (3)