Общественность поспорила по поводу «народного бюджета» образования, чиновники уклонились от дискуссии
Народное обсуждение «образовательной» части республиканского бюджета Коми 2012 года прошло сегодня в Сыктывкаре, правда, без представителей Министерства образования Коми. Чиновники не нашли возможности или желания выслушать мнение общественности по приоритетам распределения отраслевых средств. Тем не менее, диалог состоялся, а все высказанные за круглым столом пожелания председатель бюджетного комитема Госсовета Коми, а по совместительству - координатор проекта «Народный бюджет» Игорь Ковзель - обещал в виде протокола передать в Минобраз.
Фото Кирилла Затрутина
В отсутствии главного источника информации о распределении бюджета в отрасли представители школ, вузов, детских садов и центров дополнительного образования свели дискуссию к обсуждению самых тонких, по их мнению, мест в этой сфере. Так, политолог из УГТУ, заместитель председателя Общественной палаты Коми Евгений Вологин обратил внимание собравшихся на отсутствие воспитательной составляющей в современном образовании. По его словам, современная молодежь чрезмерно практична и даже меркантильна.
Ректор Коми республиканской академии госслужбы Нина Нестерова поддержала коллегу, заметив, что такое положение вещей стало возможно после того, как было сокращено финансирование на дополнительное образование.
- Финансирование системы образования должно быть комплексным, невозможно отделить передачу знаний от процесса воспитания в школе. Даже можно сказать, что процесс воспитания находится на первом месте, а передача знаний – на втором, - подчеркнула Нина Нестерова.
По словам Игоря Ковзеля, на 2011 год бюджет образования в Коми составил 9 млрд. 490 млн. руб. – около 20% расходной части всего республиканского бюджета. Для сравнения, отметил парламентарий, бюджет отрасли «Культура» ограничен 500 млн. руб. Несмотря на внушительные суммы, средств на развитие образования все равно не хватает. Это наглядно показали выступавшие за круглым столом.
Так, ректор КГПИ Михаил Китайгородский предложил разработать программу «Жилье для молодых учителей», которая бы не только поддерживала будущих педагогов повышенными стипендиями, но и позволяла привлекать учителей в сельскую местность. Кроме того, было предложено разработать программу модернизации школ. Как отмечали участники дискуссии, строительство новых школ в сельской местности проблемы старения школ не решает, так как в городах здания для обучения детей не строились уже много лет. А ремонт часто проводится по остаточному принципу вместе с выполнением требований пожарного и санитарного надзора.
Разумеется, не обошлось без обсуждения проблем детских садов. Кроме того что их катастрофически не хватает, несмотря на все усилия властей, престиж работы воспитателей находится ниже допустимого уровня. В то время, когда учителям поднимают зарплату, оборудуют классы и предоставляют гранты, педагоги-дошкольники остаются без внимания: зарплата воспитателей находится на уровне прожиточного минимума, а в самих детских садах часто нет никаких компьютеров и инновационного образовательного оборудования.
Проблемы отрасли, которых со временем не становится меньше, и пути их решения председатель «бюджетного» комитета Госсовета обещал соединить в протоколе слушаний и передать в Министерство образования республики. Как пояснил он участникам дискуссии, к сентябрю 2011 года у них появится еще одна возможность задать вопросы чиновникам: в это время планируется провести еще одно обсуждение «Народного бюджета образования».
Комментарии (12)
ребенок пришел из школы со списком учебников которые надо купить. Мы напряжемся и купим, но ГДЕ выделяемые на учебники средства ? Почему школы внешне становятся все больше похожими на отделы внутренних дел - обшарпанные, унылые, с обветшавшей мебелью и допотопной техникой.
В школах новая морока - переход на Линукс (чтоб сэкономить на лицензионном ПО) - но мало кто думает что в большинстве школ компьютерный парк - времен массовой поставки 2002-2004 годов и он почти уже разваливается на части. Скорость школьного интернета (за который платится по несколько тысяч !!!!! в месяц - под 64 кбит/с - медленне просто некуда. А чтобы получить скорость в 512 - надо отдавать в месяц почти 5-6 ТЫСЯЧ рублей и таких денег у школ нет)
О какой модернизации можно говорить, когда учителя должны проходить раз в пять лет повышение квалификации, иначе высокий разряд не светит, а средств отправлять их на курсы -нет, даются советы - езжайте за свой счет.
Школы выезжают на поборах с родителей, на директорах,которые ходят по спонсорам, клянчат деньги на школу. А любая проверка - эти клопы из дивана - СЭС, МЧС, Пожнадзор и пр. - чуть что - штраф на руководителя и организацию, причем - суммы не маленькие, по 3-5 тысяч за визит получается.
учителя перестают идти в школу - объем бумаг которые надо писать (планы,программы,отчеты.справки) - просто ужасает. Плюс ко всему эти истеричные кампании связанные с ЕГЭ, с новыми стандартами - школа уже не учит, школа натаскивает на написание тестов - из 11 классов, эти занимается только два - 9 и 11, во всех остальных ученики могут смела валять дурака - смысла и стимула учиться просто НЕТ.
Система образования на грани коллапса, и спасти ее могут только три действия - полноценное финансирование, ослабление бюрократической удавки и возврат к советской системе итоговой оценки знаний школьников. Но похоже что точку возврата мы уже пропустили.
1. По моему мнению лучше работать на операционной системе свободного научного сообщества, чем на "крякнутой" винде (ничего не имею против ОС Windows). Кстати системные требования Linux намного скромнее Windows, поэтому на старых компьютерах он работает лучше.
2. С каких пор для того, чтобы научиться программировать (а именно это должны делать в школе) необходим быстрый интернет? Вообще сегодня на уроках информатики они занимаются всем подряд, только не программированием.
А интернет в школе нужен - как информационный ресурс.
Короче - сколько не сталкивался с фанатами свободного ПО - такое ощущение что общаешься с разделочной доской