В Коми память бойцов оленно-лыжного батальона почтут на «Северном пути»
Лыжное шествие в память каюров оленно-лыжного батальона «Северный путь» организуют во всех населенных пунктах Усинского района 18 ноября.
Фильм «Страница Великой Отечественной». Видео komigor.com
Как сообщили БНК в Миннаце Коми, инициатором стал Новикбожский Дом культуры. Здесь, в деревне Новикбож, в 2015 году был открыт первый в республике памятник воинам-оленеводам Великой Отечественной войны.
Именно в Новикбоже 28 ноября 1941 года начался сбор мобилизованных из Коми в состав оленно-транспортных батальонов. К группе, сформированной из новикбожцев и устьусинцев, присоединились оленеводы из сел, стоящих ниже по реке Печоре - Усть-Цильмы, Ижмы и других.
Лыжное шествие «Северный путь» проводится уже не первый год. В прошлом году в память о дедах и прадедах, участниках оленьего батальона, жители деревни Новикбож прошли шествием на лыжах и лямпах, надев белые масхалаты.
Фото Дома культуры деревни Новикбож
Участники шествия прикрепили красные звезды на дома участников оленьего батальона. Теперь в Новикбоже 15 красных звезд отмечают дома героев-односельчан.
Шествие пройдет с 12:00 до 14:00 18 ноября.
*** Боевой оленно-лыжный батальон был создан по секретному указу верховного главнокомандующего Иосифа Сталина 20 ноября 1941 года. Он предписывал Коми АССР и Ненецкому округу мобилизовать оленей, оленьи упряжки и каюров, которые отправятся на Карельский фронт. В начале войны немцы упорно прорывались к Мурманску и в Заполярье.
Через неделю после издания приказа в соседней Усть-Усе, которая тогда была районным центром, подготовили команды призывников, собрали упряжки, нарты, чумы. Так, 40 саней местные умельцы изготовили за три дня.
28 ноября 1941 года в два часа дня оленно-лыжный батальон двинулся в путь на фронт именно из Новикбожа. В первый отряд из Коми АССР вошло более 1600 ездовых оленей, 341 нарты с упряжью и 316 каюров. Всего из Коми на фронт ушли 800 бойцов оленно-транспортных батальонов.
Сегодня в живых не осталось ни одного свидетеля перехода, но остался подвиг предков. Заполярная «кавалерия» тихо проникала в тыл врага, на оленьих упряжках возили раненных, доставляли продукты и боеприпасы и даже вывозили в тыл подбитые самолёты.
*** Напомним, весной в Новикбоже побывали участники автоэкспедиции «От Балтики до Арктики», организованной БНК и «Российской Газетой».
Комментарии (8)
По моим подсчётам мне сейчас должно быть 90 или 92 года. Я родился в горах, но вся моя жизнь прошла на Ямале. Сейчас я опять живу в горах. Много раз случалось так, что я мог умереть, но я до сих пор живу и не знаю, что будет дальше.
Когда началась мандалада, я кочевал в устье Юрибея. Мандалада пошла с Оби, прошла через горы, Константинов Камень, дошла до моря. Я не знаю по именам, кто были те русские, которые отбирали оленей. Солдаты как солдаты, красноармейцы. Какой был год — тоже не знаю,
Когда началась советская власть, красноармейцы стали ходить по тундре, по чумам. По 10-15 человек ходили с ружьями. Все должны были давать им упряжки оленей. Хоть бедный, хоть богатый — всё равно должен дать оленей и нарты, если кто не дает, значит, он за белых, его сразу стреляют. А если даёт, то должен отвезти красноармейцев дальше, куда они скажут. Потом уже может вернуться назад на своей упряжке. Красноармейцы людей собирали с каждой тундры по одному, в Салехард на собрание (сабора) увозили.
Потом (какое-то время спустя) пошло другое «дело» (сертавы). Сказали, что надо собрать по нашей (Усть-Юрибейской) тундре 300 оленей и отдать бесплатно. Люди не хотели отдавать оленей. Был тут один, Ермечи Сэротэтто. У него оленей было три тысячи. Он сказал людям: «Это же немного — 300 оленей». И отдал за всех 300 быков из своего стада. Тот год прошел.
Опять «дело» появилось — надо собрать 100 оленей и тоже их бесплатно отдать. А потом стало ещё хуже. Красноармейцы стали ездить по чумам, искать золото. Если человек золото не отдавал, его самого увозили. Шаманов всех забирали. Красноармейцев возили ненцы на своих упряжках. Они же отнятых оленей в стадо собирали и куда-то угоняли.
Однажды так приехали к старику Нянги Хороля, у которого было три тысячи оленей. Хотели забрать оленей. А старик уже умер, его на нарту до весны положили. Красноармейцы не поверили, что он умер. Стали нарту развязывать, труп обшаривать. Две шкурки песцов нашли, забрали. Всех оленей у его сыновей угнали. Оставили только сто голов.
На следующий год оленей у всех стали отнимать. У меня оленей было мало, я в то время был пастухом у одного богатого старика. У него было две тысячи оленей. Красноармейцы к нему приехали, с ними ненец Янгасов. Он и собирал оленей, оставил старику только 100 голов. Старику кочевать надо, а у него оленей на одну упряжку не хватает, те что остались — молодые да необученные.
Встретился я тогда же с человеком по имени Епцу Худи. Он сказал: «В этом году мы попались». Я его спросил: «Во что попались?» Он ответил: «Русские пришли. Советская власть на нас напала. Всех оленей отобрали и сделали из них одну кучу. Людей стали назначать. Из кучи сделали несколько стад. Детей и женщин собрали по тундре и, как оленей, погнали, увезли на двух баржах в Яр-Сале (культбазу). На баржах нужду справить некуда, везде воняет».
Да, я горд Победой, но также как и 1812 годом, и древнерусской историей.