На «прогулке по Усть-Сысольску» сыктывкарцы узнали, как бесплатно переименовать площадь
На традиционной экскурсионной прогулке «Пешком по Усть-Сысольску» журналист Игорь Бобраков рассказал, какие имена улицы носили 100 лет назад.
Очередную экскурсию проекта «Пешком по Усть-Сысольску» посвятили юбилейной дате – в ноябре исполняется 100 лет массовому переименованию улиц Усть-Сысольска. К столетию историки вспомнили, как назывались улицы раньше, и сколько раз их переименовывали.
Прогулка стартовала от карты города в кировском парке, на пересечении улиц Коммунистической и Кирова. Встреча возле карты произошла не случайно.
– План города довольно гармоничен. Улицы идут параллельно реке, как бы огибая ее, и одновременно перпендикулярно, расходясь веером. А в центре города – площадь. Невозможно стихийно так застроить город, все должно было быть по плану, – начал прогулку Игорь Бобраков.
Экскурсовод показал план градостроительства от Вологодской губернии образца 1783 года - через три года после того, как «погост на Сысоле» приобрел статус города.
Тогда была образована специальная комиссия по каменному строению Санкт-Петербурга и Москвы. Но в Усть-Сысольске каменными были только Троицкая церковь и дом купцов Сухановых. Оказалось, во время обширной реформы множество поселений России получили статус города, и для каждого нужно было разработать градостроительный план. Комиссия была далеко, в каждый городок ехать накладно, поэтому улицы Усть-Сысольска просто начертили по плану Санкт-Петербурга – перпендикулярно и параллельно реке, а в центре города расположили площадь.
– А как строить город, когда поселение уже есть? Есть три выхода из этой ситуации. По типу Рима - сжечь город и отстроить его заново. Путем французского барона Жоржа Османа, когда он решил пробить в Париже широкие бульвары и площади - просто сносить дома, которые мешают плану. Или, как поступили на улице Горького в Москве – просто раздвигали дома в стороны, но это дорогостоящее мероприятие. В Усть-Сысольске дома вообще трогать не стали, просто продолжили застраивать дальше по плану. Если какой-то дом стоял – то пусть и стоит, какая проблема на телеге объехать? На улице, которая сейчас называется Коммунистической, до середины 19-го века дом стоял прямо посреди дороги. Когда он обветшал, его снесли. Все стало так, как и было задумано, – поделился историей Игорь Бобраков.
Вместе с планом застройки комиссия прислала и предположительные названия улиц, правда, без названия главной площади. Улицу, которая была ближе к реке, назвали Набережной. Следующими после Набережной стали Первая продольная и Вторая продольная. С запада на восток проходила улица Средняя (ныне Коммунистическая) – главная улица города.
– Скорее всего, архитекторы отдали право дать имя улицам местным властям. Это как рыба у композиторов, которые сперва пишут какой-нибудь дурацкий текст, чтобы он лег на ритм, а далее поэты уже пишут под музыку свои стихи, – привел аналогию гид.
Название Стефановской площади присвоили в честь крестителя коми земли, миссионера Стефана Пермского. Тогда улицам давали православные имена. Среднюю улицу переименовали в Трехсвятительскую. По одной из версий, по именам трех епископов – Питирима, Иоанна и Герасима, которые продолжили дело Стефана Пермского. Позже выяснилось, что аналогично поступали и во многих других городах России, а под тремя святыми понимали Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова.
– Город ограничили тремя улицами с географическими наименованиями – Югозагородной (Домны Каликовой), Западнозагородной (Первомайской) и Севернозагородной (Бабушкина). Считали, что городок должен стать уездным и дальше расти не будет. Первую продольную переименовали в Спасскую, улицу Ленина назвали Троицкой, она упиралась в Троицкий собор, который не дожил до наших дней и, вероятно, сейчас «висел бы в воздухе». Нынешнюю Интернациональную назвали Георгиевской – в честь Георгиевской церкви, которая стояла еще до Троицкого собора. Улицу Пушкина назвали Никольской в честь Николая Угодника. Нынешнюю улицу Куратова назвали Предтеченской в честь Иоанна Предтечи. Эти названия сохранялись на протяжении 120 лет. Возможно, сохранились бы и до наших времен, но в 1917 году произошли всем известные события, – продолжил Игорь Бобраков.
Улицу Кирова переименовали 100 лет назад, когда решили отметить первую годовщину Октябрьской революции. Для этого была создана временная комиссия, которая и придумала новые названия улицам. В первую очередь, переименовали все православные улицы.
– Трехсвятительскую надо было назвать как-то возвышенно, поэтому назвали Коммунистической. Никольскую назвали Пролетарской (ныне Пушкина). Предтеченскую назвали Трудовой. Сухановы – купцы, буржуазия, а кто пришел взамен буржуазии? Рабочий класс! Улицу Сухановых назвали Рабочей. Покровскую назвали Республиканской. Спасская стала Советской, Троицкая – улицей Ленина. Георгиевская – Интернациональной. Западнозагороднюю назвали Коми грезд (ныне Первомайская), – рассказал экскурсовод.
Вся группа отправилась на экскурсию по улицам, которые переименовывали дважды, а то и трижды.
– На мой взгляд, улица Сухановых в Усть-Сысольске – это вариант Дерибасовской улицы в Одессе, названной в честь основателя города испанца Дерибаса. По идее, улица могла бы стать главной улицей города. В 1918 году ее переименовали в Рабочую. Волна переименований не прекращалась 90 лет. Лет десять переименований нет. Рабочая продержалась тоже недолго, в 1940 году ее переименовали в улицу Бабушкина, – рассказал Игорь Бобраков.
Михаил Бабушкин – известный советский летчик. Участвовал в спасении экспедиции генерала Нобеля. Вместе с Водопьяновым они впервые посадили самолет на Северном полюсе. Непосредственно к республике он отношения не имел, но его избрали в Верховный совет СССР как представителя Коми. В 1940-м году он погиб и его имея решили увековечить в названии улицы.
– В 1934 году в декабре был убит соратник Сталина – Сергей Киров. В честь него начали называть все подряд: города, улицы, корабли. У нас переименовали Набережную в улицу Кирова. Тем же законом улица Северозагородная была переименована в Горького (ныне Бабушкина). После 1934 года уже никаких улиц с дореволюционными названиями в Усть-Сысольске не осталось. В январе 1937-го покончил с собой другой приятель Сталина – Серго Орджоникидзе. В его честь переименовали улицу Республиканскую (до этого Покровскую).
По дороге к Стефановской площади к группе экскурсантов с вопросами подошел полицейский, но Игорь Бобраков смог убедить его, что речь идет о не о митинге, а о культурной прогулке в образовательных целях.
На главной площади Коми журналист рассказал, что в 1918 году временная комиссия решила назвать площадь Красной. Ситуация получалась довольна ироничная – на улице в честь красного знамени стоял Стефановский собор, который во времена Советского Союза взорвали. Сейчас по той же самой иронии в конце улицы Ленина стоит Стефановский собор, зато памятник Ленину - на Стефановской площади.
По его словам, площадь всегда была в ужасном состоянии, только в 1961 году ее перестроили. В том же году площадь переименовали в Юбилейную, но название в народе не прижилось. Спустя 30 лет, в 1990 году площадь опять переименовали в Стефановскую. В мае 1992 года на оргкомитете, посвященном Дню города, предложили вернуть площади первоначальное название. Мэр города Анатолий Каракчиев задал только один вопрос: «сколько это будет стоить?». Ответ его удивил – «нисколько». Не было ни одного дома с адресом «Юбилейная площадь», не было даже обозначения.
Еще одна улица столицы Коми – Предтеченская - в 1918 году переименована в Трудовую. В 1939 году улица получила имя Ивана Куратова.
– Тогда отмечали 100-летие Куратова. Но возникла трудность. Кем его считать: народным поэтом или буржуазным националистом? Запрос послали в Москву. Полгода там думали, потом прислали ответ: «он народный поэт, не буржуазный националист, можете называть улицу его именем», – поделился историческим моментом Игорь Бобраков.
Завершающей на маршруте стала улица Домны Каликовой. В 1918 году ее переименовали в Крестьянскую, а в 30-е годы она получила загадочное название – 20-й МЮД. МЮД – Международный юношеский день, который был учрежден правительством в 1915 году. Название сохранялось до 1957 года, потом ее назвали в честь народной героини Домны Каликовой, улица получила свое название в третий раз.
– Как считает Михаил Рогачев, название улицы – это как имя для человека, его нельзя просто поменять. Топонимика и архитектура определяют лицо города. Что мы вспоминаем, думая о Москве? Арбат, Пресня. Петербург? Невский проспект, Васильевский остров. Одесса? Дерибасовская. Когда говорим о Сыктывкаре? Дырнос, Давпон, Кочпон. Но это окраины, нашей Дерибасовской могла бы стать Сухановская, но теперь это улица Бабушкина. Мне советские названия еще в те времена не нравились, это сильно обезличивает города, – завершил историю Игорь Бобраков.
Комментарии (46)
Страна катится в "пропасть"...-а они,зажиточные,о....названиях улиц..!
А правду текущего момента Вам никто не заказывал ....
Как гласит народная мудрость: " Ласковый теляти двух маток сосёт" ....
Когда она потом стала Сухановской?С чьей подачи и кто когда утвердил?
Рабочая
Бабушкина
А улица 20 МЮД в Сыке до сих пор есть,правда то ли проезд это то ли переулок.
Улицу-Коммунистическую.......!!!
Назовут ул.Ельцина.........ну он же герой капиталистического труда?
Знал я Бобракова и в Советские времена. Никакого недовольства улицами не выказывал. Был примерный комсомолец...
А сейчас как не объявить себя борцом с режимом.
А по сути, чем слово "Сухановская" лучше ",Бабушкина". Сами по себе фамилии разве могут содерэать что либо Советское или наоборот?!
Бобраков мог бы, с такм же пафосом, сказать - Мне Советские деньги уже тогда не нравились ....
Подъем и упадок семейства Сухановых, четко коррелирует с интенсивностью торговли зырян с европой и соседними народами.
А тебе почему выходцы из северной африки померещились? )))
Вот это особо позабавило!
Бобраков ссылается на Рогачёва, как на классика).
Дурная примета ....
Признаюсь, выпил водочки по поводу Дня Народного Единства, и меня не много понесло. Великий праздник. Имею право! Пойду-ка я на боковую а то что-то мне не хорошо...
Всётаки признание. Хоть и от отм.....
Обоснуйте, а то просто ругательство получается ...
Может хватит уже законы пустыни в парме устанавливать и называть всё подряд именами кровавых палачей от стефана крапа с сомнительными византийскими святыми до ульянова с дзержинским и орджоникидзе?
Осталось только несчастным зырянам обрезание сделать..
Даёшь массовый гиюр!!!!
Поводом для расстрела послужил отказ Кузьбожевых-владельцев имения «Човью» выдать лошадей для экспедиции. Участник событий тех лет Потапов так рассказывал об обстоятельствах расстрела Кузьбожевых: «Во время отправки Мандельбаума на Печору обратились за лошадьми к Кузьбожевым, но они отнеслись к этому, как грабительству и ответили, что не дадут ничего. Некогда было разговаривать, схватили их, продержали один день в помещении горкома партии, как арестованных, несколько раз мы их спрашивали, отказываются ли они от этого или нет, но они продолжали настаивать на своем, что мы грабители, банда и т.д. После этого решили, что с ними нянчиться нечего и поручили штабу корпуса Советской охраны (имеется в виду отряд Мандельбаума - авт.) привести в исполнение решение об расстреле.
Отряд выехал из Усть- Сысольска вечером на пароходе вверх по течению Вычегды...до Озел... Завтра ранним утром они были расстреляны и зарыты недалеко от берега Вычегды
Это было первое проявление красного террора в ответ на белый - убийство Володарского, покушение на Ленина и др.» Д.И.Розанов в своих воспоминаниях писал, что женщины умоляли оставить их в живых и «за великое счастье считали бы рыть окопы для красноармейцев». Но Мандельбаум был неумолим. В своем донесении в Котлас он отметил, что женщины расстреляны «за оскорбление Российской Коммунистической партии».
Уже десяток раз изобличал Ваш отм. про этого еврея.
Лошади тут не при чём, так как для реквизиции лошадей согласия не требовадось. Три бабы никак не являлись препятствием.
Выясняйте, почему евреи не любили зырян и расстреливали дажк несовершеннолетних.
Кстати, Вы уже задолбали одним иттемиже сюжетом. Почему бы Вас не пожалеть Домну Каликову, тоже ведь зырянка.
Или дело в том, что её не еврей убил?
"За убийство Володарского, покушение на Ленина и др."
«за оскорбление Российской Коммунистической партии».
Комунизьм это очень заразная шизофреническая ЧУМА.
Домна Каликова, тоже было больна, она лечилась в Петрограде, где её и завербовали такие же шизики со звездой на лбу. ))))
Имя Мелейки, как и имена большинства тунов-соперников Стефана пермского в коми-зырянских легендах, по всей видимости, имеет топонимистическую подоплеку, объясняя происхождение названия мезенской деревни Мелентьево (коми-зырянское Мелей): Мелей + айка "старик" = Мелейка (Меляйка).
Состязание Стефана с Мелейкой предстает в фольклоре как состязание в силе двух колдунов, по канонам «колдовского эпоса» коми-зырян.
Вначале следует сюжет «Сусло, стой! Коли сусло, стой, то и лодка стой!». Стефан едет на лодке по Мезени и видит, что на берегу Мелейка гонит сусло для пива.
Стефан произносит заговор, на что следует ответный заговор Мелейки. И сусло, и лодка одновременно останавливаются. После этого Стефан и Мелейка произносят опять же стандартные для аналогичного эпизода, в «колдовском эпосе» фразы: «Сусло, беги! Сусло бежит, тогда и лодка твоя побежит!».
После чего статус-кво восстанавливается. Стефан причаливает и вылезает на берег. Мелейка нападает на него с оружием, но Стефан произносит заговор и становится неуязвимым.
Догадываясь, что Мелейка, как и все туны, имеет тесную связь с водной стихией, Стефан приказывает своим спутникам преградить ему путь к реке.
Тогда Мелейка произносит заговор, в результате которого сусло моментально остывает, прыгает в чан, произносит еще один заговор, и сусло начинает бурным потоком заливать окрестности.
В ответ на это последовал заговор Стефана, после которого костер под чаном ярко разгорелся, сусло закипело, а ошпаренный Мелейка выскочил из чана и бросился к реке.
Спутники Стефана встали у него на пути и стали рубить Мелейку топорами наотмашь, но сумели убить его лишь после того, как по совету самого Мелейки разрезали ему нательный пояс. ( вспороли живот).
18 августа 1918 г. М.Мандельбаум во главе небольшого (11-12 человек - латышей, немцев, венгров) «летучего отряда прифронтовой Чрезвычайной комиссии» прибыл в Усть-Сысольск.