«Сыщики земли Зырянской»: Охота на маньяка
Агентство БНК совместно с автором не имеющего аналогов в России издания «Сыщики земли Зырянской» Анатолием Соловьевым к 100-летию уголовного розыска представляет живые истории ветеранов и действующих сотрудников МВД по Коми о самых резонансных преступлениях в Коми. БНК публикует истории «Сыщиков», как изданных, так и готовящихся к выходу в свет. Сегодня мы расскажем историю о том, как в Воркуте поймали серийного маньяка.
В канун «мужского праздника» 23 февраля начальник второго отдела УУР МВД Сергей Войновский вызвал к себе в кабинет своего заместителя Михаила Ривца и сообщил «приятную» новость: тот должен срочно выехать в «столицу мира» для прояснения ситуации. Там, в Воркуте, объявился маньяк, причём, похоже, не один. По городу ходят слухи и о серийном убийце, и о сексуальном маньяке.
В материалах, которые предоставили Войновскому, говорилось о том, что в городе убиты несколько пожилых женщин, причём убийства можно считать немотивированными, поскольку с места преступления не было ничего похищено. Преступник входил в квартиру, убивал хозяйку, после чего просто покидал помещение. Соседи, как правило, ничего подозрительного не видели и не слышали.
Пугала похожесть. Одна из соседок убитых женщин сообщила, что слышала, как звонивший в соседнюю дверь мужчина произнёс слово «Горгаз». И вот это словосочетание вызвало у сыщиков очень неприятные ассоциации. Они всячески расспрашивали пожилую даму, но та утверждала, что слышала именно это слово. Потом, когда её вызвали на опознание, увидев в прихожей мёртвую подругу с пробитой головой, она стала утверждать, что слышал слово «Горгаз» несколько раз.
Дело в том, что ещё в советское время по стране прокатился слух о маньяке, который в Москве убивал старушек. Эта история наделала много шума. Убийца звонил в дверь, а на вопрос «Кто там?», отвечал: «Мосгоргаз». Дверь открывалась, маньяк бил женщину по голове и уходил. Его, конечно, поймали, судили и даже расстреляли. Но ведь мог появиться последователь.
Поскольку спецгруппа не должна «прохлаждаться», было поручено подключиться к расследованию серии изнасилований. Правда, милицейское начальство не допускало мысли о маньяке. Просто в тёмное время суток какой-то мужчина затаскивал женщин в укромный угол и насиловал. Поскольку в Воркуте зимой «тёмное время суток» – это практически всегда, то определить время «охоты» насильника было сложно.
Надо сказать, что уголовный розыск Воркуты занимался этими делами и без усиления, но сил явно не хватало. Помог глас народа: воркутинцы стали писать письма во все инстанции. Сверху последовал приказ об усилении, и в Воркуту был направлен усиленный отряд оперативников.
Под прикрытием
Михаил Ривец располагал информацией о том, что в Воркуте зафиксировано три нападения, а также «совершено три дерзких нападения в квартирах» на пожилых женщин. Совсем недавно была изнасилована женщина, которая осталась жива - она могла опознать насильника. Так что нужно было срочно отправляться в командировку не с пустыми руками.
На станции Микунь в поезд, идущий на Воркуту, садятся трое. В плацкартный вагон в голове поезда – оперативники Михаил Ривец и Сергей Будяков, а в середине состава, в купейный, – проходчик Игорь Глухов, из Донецка. Он едет на заработки. Но не как шахтёр – в преступном мире Глухов известен как шулер и кидала. Слух о его приезде в Воркуту ходит уже несколько недель. Правда, никто не знает, что Глухов «застрял» в московской Таганке, причём надолго.
Оперативники прибывают в Воркуту и приступают к расследованию. Они получают информацию о том, что в поезде, которым они приехали, совершена кража. Два министерских работника, едущих в командировку, остались без денег и документов. Конечно, ничего сверхсекретного у них с собой не было, но документы и деньги были настоящими, поэтому шума было много. Естественно, окружение не могло знать, что это была операция по прикрытию: никто ничего не воровал и никто ничего не терял: просто работала милицейская бригада. Но Воркута об этом узнала, услышали об этом и в криминальных кругах.
Круги по воде
Как и должно быть, уже через три дня Глухов передал часть денег для «общака»: его приняли за своего в преступном мире – он «сошёлся» с одним из криминальных авторитетов (об этом деле мы расскажем отдельно). А ещё через три дня Глухов сообщил, что к делу об изнасиловании может быть причастен некто Решетов, шахтёр и даже вроде как передовик.
Михаил Ривец принимает решение взять шахтёра под наблюдение, и уже через день того задерживают при попытке изнасилования сотрудницы шахты «Комсомольская». Этот громила тащил женщину в подъезд, в котором был открыт вход в подвал.
Здесь необходимо пояснить, что оперативники из Сыктывкара не сидели сложа руки. Был разработан план, организованы засады, выставлены патрули, организовано наблюдение. Каждый оперативник знал, преступник оставил в живых последнюю жертву. Придя в себя, женщина сообщила, что насильник был в белом полушубке. Понятно, что тот мог появиться на месте нового преступления в другой одежде, но мог и не менять её.
Ривец находился на пульте, через определённое время ему сообщали об обстановке. В результате получилось так, что когда с одной из улиц патруль сообщил о появлении на улице мужчины в белом полушубке, оперативник приказал следовать за ним. И когда здоровенный мужик потащил женщину в подъезд, выскочившие из темноты трое парней в мгновение ока скрутили ему руки и очень быстро засунули в машину. И уже через полчаса он отвечал на вопросы.
Насильник или убийца?
Не будем говорить о методах следователей и времени, которое потребовалось на расследование преступлений Решетова, связанных с изнасилованием. Этот человек (если его можно так назвать) был последователем Чиатило. Более того: выяснилось, что он мог испытывать сексуальное влечение только в тот момент, когда видел страх в глазах жертвы. Он рассказал обо всех случаях надругательства, причём показал, каким способом убивал женщин. Последнюю, оставшуюся в живых, он пожалел: та всё время твердила о двух малышах, которых закрыла в квартире, и которые умрут без неё от голода.
Выяснилось, что он даже не бил эту женщину: по его словам, она была вся пропитана страхом, что ему и было нужно. Получив удовольствие, он «расчувствовался» и просто ушёл, приказав ей сидеть полчаса в подъезде.
Потом он добавил: «Нельзя отступать от принципов. Нужно было её удавить».
Не будем вдаваться в подробности того, как Решетов оказался в одной камере с Глуховым, которого «задержали» при ограблении женщины. Как говорится, встретились «коллеги», которые могли поговорить о своём. Видимо, поговорили. Отметим, что вскоре Глухов сообщил, что нужно провести обыск на неизвестной оперативникам квартире, где иногда ночевал Решетов. Вполне возможно, что там будут улики.
Получив информацию, Михаил Ривец провёл обыск по указанному адресу, где был найден молоток со следами крови. Биологическая экспертиза показала, что на молотке – кровь одной из убитых старушек.
Не моё!
Думаете, Решетов сознался в убийствах? Про молоток он «ничего не знает, никого не убивал, следователь его заставляет сознаться в несуществующих преступлениях». Даже жалобы писал преступник.
Однако в результате оперативных разработок в конце концов убийца сообщил, что однажды выбросил ключи от квартиры убитой старухи недалеко от её дома, прямо на остановке автобуса. Как оказалось, для того, чтобы возбудиться, ему сначала нужно было кого-то убить. Он даже объяснение для себя нашёл: старухи уже отжили свой век, они обществу не нужны. Он – вроде как санитар человечества. А волшебное слово «Горгаз» открывало любую дверь: наивные женщины даже вопросов не задавали, услышав его! Уже потом, когда следствие закончилось, было установлено, что Решетов был садистом со многими психическими отклонениями. Но на производстве слыл вполне приличным работником.
Сразу после этого была предпринята попытка найти ключи, но поиски не дали результата. Попробуй-ка найти что-то в воркутинских сугробах возле остановки.
В результате Решетов пошёл «в отказ», и был осуждён только как насильник. Но в результате оперативной разработки уже «на зоне» было получено подтверждение того, что он – убийца пожилых женщин. Поэтому в самом конце зимнего сезона оперативники с помощью коммунальщиков собрали весь снег возле указанной автобусной остановки и просеяли его на специальной площадке. Ключи были найдены! Они подошли к дверям квартиры убитой женщины.
Снова было следствие, суд. Садист был осуждён на пожизненное заключение.
Предыдущие истории «сыщиков»:
Из жизни начальника уголовного розыска
Версия подполковника Масленникова
Комментарии (7)