Сказочница из Сыктывкара Светлана Матвеева: «Дом — это не точка на карте»
БНК продолжает цикл публикаций «Мы из Коми» о людях, которые родились и жили в республике, но продолжили свой профессиональный и творческий путь за пределами региона. Сегодня мы расскажем о сыктывкарке Светлане Матвеевой, переехавшей в Воронежскую область подальше от комаров. Там она научилась «ловить сказки, как рыбак», и теперь отправляет их по всему миру на открытках.
- Родилась и выросла я в Сыктывкаре. После школы поступила на филолога в Сыктывкарском госуниверситете. Однажды моя подруга, которая училась на физфаке, предложила попробовать свои силы в газете. Так неожиданно я пришла в журналистику. Работа мне нравилась, особенно писать на социальные темы. Спустя какое-то время я из газеты перешла в журнал, и до сих пор вспоминаю с теплом это замечательное время. Там я проработала шесть лет, после чего ушла в пресс-службу управления противопожарной службы и гражданской защиты.
В журнале было много разных дел, драйв, новые задачи по верстке и дизайну. Поэтому я не успевала задумываться о том, кто я. А в пресс-службе мои душевные статьи «резали» и делали сухими. И когда у меня появился ребенок, я поняла, что не хочу возвращаться обратно.
- Поэтому вы задумались о переезде?
- Не совсем. В то время все сложилось. Сначала появились мысли о смене места обитания. Потом мы вместе с ребенком на лето поехали к моим родителям — они к тому времени перебрались в Воронежскую область. Этого хватило, чтобы впечатлиться.
Может показаться смешным, но два главных фактора, которые меня убедили здесь остаться — это отсутствие комаров и теплый климат.
Сыктывкарцы не представляют себе лето без комаров. И каково же было мое удивление, когда я поняла, что июльским вечером можно спокойно сидеть на улице, и тебя не сжирают заживо! Их тут нет! Вообще!
И холод я ненавижу. Могу потерпеть одну-две недели, а потом организм отказывается это выносить. Вплоть до аллергических реакций. Здесь же лето длинное, теплое, а зима приходит поздно и ненадолго. В прошлом году снег выпал только 3 января.
Вот почему спустя год после нашего воронежского лета мы сюда переехали окончательно.
- Бытовые вопросы вас не смутили?
- Нет. Цены на жилье здесь ниже. Продав двухкомнатную квартиру в Сыктывкаре мы смогли купить две однокомнатные, и у нас еще остались деньги. Сейчас мы живем в частном газифицированном доме под Воронежем. Из нашего села до города 20-30 минут, дороги отличные, поэтому с транспортной доступностью проблем нет.
- На новом месте вы не вернулись в журналистику, а начали заниматься творчеством. Это переезд на вас так повлиял?
- На самом деле нет. Четыре года назад я начала думать, чем хочу заниматься. Задала вопрос «во Вселенную»: что мне делать. В один из дней на «электронку» пришло приглашение на вебинар. Тренинг был посвящен творческому потенциалу и стоил смешных денег. Я подумала: «Мне 500 рублей на свою жизнь не жалко». И не прогадала — это была судьбоносная встреча. В результате я написала свою первую сказку «Ник - уничтожитель книг». За ней — сказку-повесть. Но все для себя. А параллельно я начала изучать книгу «Путь художника» Джулии Кэмерон. Она построена так, чтобы в течение 12 недель читатель проходил ее как квест, выполнял определенные творческие задания. Это делается для того, чтобы человек осознал, что за творчество в нем живет, чем его душе хочется заниматься.
Одним из заданий книги было вести утренние страницы. Просто проснуться и написать три страницы от руки чего угодно, что придет в голову. Такая медитация. На одной из утренних страниц и промелькнула впервые идея писать сказки на открытках, чтобы отправлять своим друзьям.
Через какое-то время я создала группу во «ВКонтакте» «для своих» и предложила желающим оставить адреса с обещанием выслать открытку с индивидуальной сказкой. Так как их всех я знала, придумывать индивидуальные истории не составляло труда.
Спустя какое-то время в эту закрытую группу стали «стучаться» незнакомые люди. И я начала писать и для них. Было сложнее — их ведь я не знала. Поэтому сначала мы беседовали, они рассказывали где учились, что любят, чем увлекаются и о чем мечтают. А я изучала их истории, страницы в соцсетях, собирала портрет, и в голове появлялся образ сказки. Например, про солнечный луч, или про упавший листок, который умеет петь. И эти малюсенькие сказки я быстро записывала и буквально через три дня отправляла адресатам. Со временем появились люди, которые желали заплатить за это, и я принимала деньги. А потом мне сказали: «Зафиксируй уже цену». Так мои сказки стали общедоступными. Сейчас кто угодно может заказать историю о себе, друзьях или детях.
- Чем людей так подкупают ваши сказки?
- Они как и любая сказка по своей природе, метафорические. И в каждой — подсказка. Взрослые находят в ней свой отклик, некоторым они помогают понять, что делать дальше. На днях написала сказку про придорожный камень. И там был особый образ, который говорил о том, что путь девушки — героини истории — только ее собственный. Это своеобразный совет: «прислушайся к себе».
Может прозвучать самонадеянно, но я чувствую, что людям нужно. Иногда герои, о которых я писала, говорят: после первого прочтение было ощущение, что это о другом человеке. И понимание, что это были именно они, приходит позже.
Такое ощущение, будто я не сочиняю эти сказки, а просто записываю. Словно сказка уже есть, ее нужно только поймать. А я как рыбак: сижу, жду рыбу-сказку, чтобы потом ее отдать, и помочь тем, кто сам не справился.
- Вы работаете «на заказ». Сложно ли это для творческого человека? Приходится ли отказываться выполнять какие-то неприятные или странные просьбы?
- Не так давно мама трехлетнего мальчика попросила написать сказку по приучению к горшку. Я сказала, что не могу этого сделать. Да и зачем? Он все равно научится. И предложила дать мне свободу написать на другую тему. Получилась история про олененка, который встретил друзей. Реакция была невероятная. Оказалось, что эта семья живет в Канаде не так давно, и проблема общения для них стояла очень остро. Но после того как они получили сказку, у сына на площадке тут же появилась своя компания, а мама познакомилась с другими родителями.
- Где можно почитать ваши сказки?
- Они не издаются, а «живут» у людей, которым отправлены. В этом и заключается их прелесть. Но неделю назад я получила календарь сказок. Мы с приятельницей-иллюстратором сделали такой календарь, на каждой из 12 страниц которого по сказке. Печатали мы его на деньги, которые получили по предзаказу от желающих получить сувенир.
- Вы занимаетесь еще чем-то помимо сказок?
- Да. Работаю ведущей в семейном лагере. Это место, где дети и взрослые могут не просто побыть вместе и отдохнуть.
Дети - удивительные существа. Для них и писать приятно, и с ними играть приятно. Они расцветают, когда с ними играют. И мы заражаемся их динамичностью: в три часа дня сказку вместе сочинили, а уже в семь вечера ее поставили на сцене. И каждый получает роль, учит слова, придумывает образ, создает костюмы из бумаги, ткани и подручных инструментов.
Детям сейчас очень не хватает свободной игры. В последние годы как-то принято каждую игру превращать в обучение и развитие. А ни к чему не обязывающей игры, когда можно пофантазировать, когда ошибиться невозможно, часто не хватает.
Параллельно я пишу роман. Он сильно отличается от сказок и посвящен переосмыслению начал мира. Один из его главных героев — смерть. Но она там не страшная.
- О возвращении домой мысли были?
- Республика, конечно, дала мне многое. И в первую очередь, возможность познакомиться с потрясающими людьми. Моими лучшими друзьями, лучшими учителями. Научила видеть таких людей, понимать их и воспринимать. Это место, где я выросла. Это корни. Но это больше не мой дом. Дом — это не точка на карте. Это место, где я чувствую себя уютно и спокойно. И сейчас мой дом здесь. Хоть зимой порой не хватает снега.
Комментарии (22)
З/п то надеюсь у Вас больше 5000 евро...
Кстати почему когда теряешь близких людей хочется лишить себя жизни?
И убийцам вон 5000 евро платят , за несколько лет з/п обычного человека.