Фелтмейкер из Печоры Наталья Сидоренко: «В Петербурге проще развивать творчество»
БНК продолжает цикл публикаций «Мы из Коми» о людях, которые родились и жили в республике, строили свою карьеру, но продолжили профессиональный и творческий путь за пределами региона. Сегодня героиней рубрики стала мастер по войлоку Наталья Сидоренко. Мы узнали у нее, откуда появилась любовь к творчеству, что заставило переехать в культурную столицу и удается ли заработать на фелтмейкерстве.
- Как ваша семья оказалась в Коми?
- Родилась я в Гомельской области (Белоруссия –, БНК) в небольшом поселке. В 86-м году случилась авария на Чернобыльской АЭС, мы с сестрой тогда были маленькими. Родители решили уехать, и это было самый верный выбор на тот момент. Так мы и оказались на Крайнем севере, в Печоре. Приехали на три года, а остались на 30 лет. Мое первое яркое впечатление, которое помню до сих пор - снег. Был октябрь месяц. Мы сходили с поезда и везде лежал снег. Это было удивительно и пугающе. И очень холодно. Из следующих детских открытий: темные зимы и белые летние ночи.
Родители, пока жили в Коми, работали в Печорстрое. Папа руководил заводом ЖБИ. Многие до сих пор вспоминают его добрым словом. Он большой хозяйственник, и даже в тяжелые 90-ые не допустил закрытия завода. Ездил по всей стране, искал заказы. Мама работала бухгалтером.
- У вас есть любимое дело – уже несколько лет занимаетесь валянием из войлока. Как вышло так, что вы стали фелтмейкером?
- Мои бабушки, у которых мы проводили каждое лето, были виртуозными рукодельницами. Я росла, наблюдая, как они из ничего создают прекрасное, и впитывая любовь к ручному труду. С 10 лет научилась вязать спицами, а затем освоила крючок. С войлоком познакомилась много лет спустя, когда находилась в декрете с третьим ребенком: в интернете увидела войлочный шарф. Это было для меня настоящим открытием. Я стала искать любую информацию по технике валяния. Более года путем проб и ошибок изучала материал. И он раскрывался передо мной с каждой новой работой.
- Сложно это дается?
- Валяние - процесс трудоёмкий. Длительная раскладка волокон, увалка изделий. Спина, особенно после больших проектов, дает о себе знать (улыбается).
- Всегда работаете с интересом?
- Бывают особо излюбленные заказчиками работы и их часто просят повторить. Но после нескольких почти одинаковых изделий – полностью идентичных у мастеров не бывает - у меня пропадает интерес, и я ни за что не возьмусь за очередную копию. Все-таки хочется радоваться творчеству и создавать красоту. Поэтому люблю соединять разные техники, например, вваливать вязаные элементы, или украшать войлок вышивкой, создавать объемы и фактуры. Из такого симбиоза чаще всего получаются очень интересные решения, и формируется авторский почерк.
- Какую роль в творчестве занимает воспитание в суровых природных условиях Коми?
- Северная природа довольна аскетичная, но именно осенью, особенно в лесу, она удивительна. Россыпи ягод, хруст мха под ногами, влажный грибной воздух. Суровая и прекрасная северная природа. У меня был проект с финно-угорским мотивами, но гораздо чаше я создаю работы в зимней тематике, с живописью шерстью. Изображаю именно зимние мотивы - снегирей, рябину, снеговиков. Это тоже влияние севера в моем творчестве.
- Почему же решили перебраться из Печоры в Санкт-Петербург?
- Впервые в Санкт-Петербург я приехала два года назад на выставку. Провела там четыре дня и влюбилась в этот город – в это вечно свинцовое небо. За четыре дня я прошла пешком более 50 км. Хотелось увидеть вблизи, побродить по уютным и не очень улочкам, прочувствовать атмосферу города, налюбоваться архитектурой. Гуляла не туристическими тропами, хотелось увидеть не только нарядный, помпезный город, но и настоящий, разный.
Через какое-то время супругу предложили работу в Петербурге, так мы и решились на переезд. Само решение уехать назрело давно, но не было определенности с местом нового жительства. Пазл сам собой сложился.
- Где устроились?
- Я совсем не житель мегаполиса, как и муж. Поэтому искали варианты в черте города, но в отдельных муниципальных образованиях. Выбирали среди трех районов - Пушкинского, Петродворцового и Курортного. Критериев было очень много: безопасность, экология, развитая инфраструктура, особенно для детей, транспортная доступность. В итоге выбрали Зеленогорск. Маленький, уютный и очень зеленый городок. Бывшее финское поселение Териоки. Центр Питера в 30 минутах на электричке. Что по местным меркам, совсем не много.
Пока много бытовых сложностей, состояние перманентного ремонта. Сложнее старшим детям: адаптация, новый коллектив, новые педагоги. Дети вообще - большие консерваторы, им перестановка мебели - уже стресс. А здесь переезд. Но я уверена, что все к лучшему.
- Творить успеваете?
- Сейчас занимаюсь пока детьми, обустраиваю дом. Но вдохновение - вещь неудержимая, бывает, нахлынет даже поздним вечером, как говорят, «ночером», выплескиваю эмоции на войлоке.
- А дети интересуются вашим занятием?
- Дети порой даже дарят гениальные идеи. Они вообще мои главные вдохновители и ценители моего творчества. Дочка сама делает игрушки в технике сухого валяния. Сама придумывает образы и воплощает их. Мальчишки тоже любят возиться с шерстью. Но в мыльной пене.
- В плане творчества - лучше в Коми или в Питере?
- В плане творчества - конечно, в большом городе гораздо проще с выбором материалов. Мне не нужно «вслепую» заказывать через интернет. Я могу увидеть все оттенки «вживую», потрогать шерсть и ткани. Или прийти с изделием и выбрать идеальную фурнитуру. Это огромный плюс. Наличие качественных материалов очень подстегивает творческий процесс.
- Как люди узнают о ваших изделиях?
- Очень много выставок и ярмарок, в том числе и специализированные, войлочные, такие как «Новая жизнь традиций» и Felt Fest. Для художника и мастера в крупном городе больше возможностей быть замеченным и оценённым зрителем. С другой стороны, Петербург избалован разными художественными мероприятиями. И чем-то удивить и запомниться, конечно же, сложнее.
- Получается ли что-нибудь зарабатывать на ремесле?
- Я свое творчество развиваю именно онлайн, поэтому особых перемен не заметила. Мои покупатели заказывают изделия из разных уголков страны, ближнего и дальнего зарубежья. Хотя был один интересный случай. Я встретила в городе – рядом с метро – даму в шарфе моего авторства. Было очень приятно. Познакомились, получила еще несколько заказов от нее же.
Чаще всего покупатели становятся постоянными. Со многими поддерживаем приятельские отношения. Если человек выбирает мою работу, значит, у нас схожие представления о прекрасном. И, скорее всего, похожие взгляды на многое другое.
- Что создаете из войлока?
- Сумочки, головные уборы, шарфы, палантины и одежду. Есть и исключительно декоративные работы, но больше все-таки утилитарных. Те, которые можно носить, даря тепло и украшая одновременно.
- Какие работы наиболее популярны у клиентов?
- Заказывают больше именно аксессуары. Одежду реже. Здесь сказывается и то, что мало людей знакомы с одеждой из войлока, и то, что одежда может не подойти. Многие не понимают, что это вещи очень прочные, качественные, что их можно носить, стирать, утюжить.
- А какую свою работу считаете самой необычной?
- Самое необычное, наверное, - валяные тыквы и морковки. Просто для игр и интерьера. Очень красочные и уютные. Еще люблю делать картины из шерсти.
- Дом украшаете сделанными вещами?
- Дома, конечно, много вещей ручной работы. Не обязательно войлочных. Я люблю керамику, есть пару собственноручно выкрученных на гончарном круге чашек, есть вязаные вещи, войлочная одежда, аксессуары. Я очень люблю авторские работы и с удовольствием покупаю себе и в подарок именно такие вещи.
- Конкурентов много?
- Конкуренция конечно, была, есть и будет. Как и в любой другой сфере. Проявляется она по-разному. Важно то, как вы к ней относитесь. Но она однозначно бодрит. Заставляет расти, перешагивать через невидимые внутренние преграды, не зависать на одном уровне. Расширять свое сознание, совершенствоваться. Искать свой собственный путь.
Комментарии (12)
Хочется пожелать успехов, клиентов, счастья в выбраном ремесле
Странный народ. На любую, самую нейтральную и позитивную тему, найдутся злобные выпады. Парадокс.