Единый экзамен по вождению в России подвергся критике
Дискуссия вокруг введения единого экзамена по вождению, которым ГИБДД предлагает заменить привычные «площадку» и «город», набирает обороты. Ранее оппонентами ведомства выступал ряд российских автошкол, а в среду идею Госавтоинспекции раскритиковало и Министерство транспорта. Чиновники считают, что, например, проверка навыков вождения грузовиков в городских условиях создаст опасность для других участников движения.
Как сообщает «Ъ», вопросы к реформе экзаменов возникли и у Минобрнауки. В ГИБДД готовы пойти на определенные уступки. Дальнейшая судьба инициативы зависит от позиции Минэкономики.
Позицию транспортного ведомства по поводу инициативы ГИБДД обнародовал начальник управления Агентства автомобильного транспорта (Росавтотранс) Минтранса России Николай Виблый. ГИБДД, напомним, предлагает ввести объединенный экзамен на права, объединив «площадку» и «город», чтобы проверять комплексные навыки вождения. Для этого разрабатывается проект постановления правительства. Реформа позволит сэкономить время граждан и сотрудников ГИБДД, говорят в ведомстве. Там ссылаются на опыт ряда стран, в том числе Германии. Против инициативы выступило сразу несколько крупных профессиональных объединений автошкол и представители ДОСААФ, о чем сообщал «Ъ» 22 августа. В ответ руководство ГИБДД заявило, что автошколы неправильно поняли документ, выступив с разъяснением («Ъ» сообщал об этом 25 августа). До сих пор в обсуждении реформы участвовали только общественные организации, федеральные ведомства на этот счет не высказывались.
Минтранс, по словам Николая Виблого, инициативу ГИБДД не поддерживает. Соответствующее письмо первого замминистра транспорта Иннокентия Алафинова направлено в МВД. У Минтранса «вызывает опасение», как во время экзамена можно будет проверить навыки будущего водителя грузовика, например, умение трогаться на подъеме, парковку автомобиля параллельно тротуару, а также сцепление и расцепление прицепа с тягачом.
- Не определены критерии выполнения испытательного упражнения, возможность или невозможность его выполнения в заданных условиях,— говорится в письме.— Имеются риски нанесения вреда здоровью, имуществу других участников движения.
В Минтрансе также обеспокоены новой опцией аннулирования результатов экзамена постфактум (с последующим аннулирование прав) при выявленных нарушениях процедуры тестирования. Следствием этого станут «дополнительные издержки для водителей», которым придется повторно пересдавать экзамены из-за ошибок, совершенных экзаменаторами. А вот идею ГИБДД разрешить принимать экзамены на автомагистралях (сейчас это запрещено) в Минтрансе поддержали.
Замечания по проекту постановления, по данным «Ъ», есть и у Минобрнауки. В ведомстве обратили внимание на новый термин (вводится в ПДД) «обучающий вождению» — педагог, «соответствующий профстандартам и квалификационным требованиям». В случае если объединенный экзамен сдается на автомобиле автошколы, то обучающий вождению находится в салоне машины. Это, в свою очередь, противоречит профстандарту педагога профессионального обучения (приказ Минтруда 2015 года). Официально свою позицию в Минобрнауки «Ъ» не подтвердили.
- ГИБДД ведет «активные консультации с экспертным и профессиональным сообществом, заинтересованным в повышении качества подготовки водителей, - говорит источник «Ъ». По результатам внесены «необходимые корректировки» в проект постановления. «Многие опасения, высказанные Минтрансом, в откорректированном документе будут сняты,— говорит он.— В частности, рассматривается вариант, при котором для категорий C и D экзамен на площадке останется. Но окончательное решение на этот счет еще не принято».
Тем временем дальнейшая судьба проекта постановления зависит от позиции Минэкономики: ведомство должно провести оценку регулирующего воздействия документа. Практика показывает, что ведомство предложенные ГИБДД документы зачастую отправляет на доработку.
Комментарии (1)
Как может обученный водитель, который на следующий день после экзамена самостоятельно, безо всяких инструкторов и инспекторов, выедет на дороги, представлять опасность для окружающих? Это что за качество обучения такое, а? У вас что, главная цель "Абы выпнуть за порог автошколы ученика с заветной картонкой прав, а потом хоть трава не расти"?
Дорогие автошколы, давайте вы сначала проверите навыки вождения и реальные знания Правил вашими инструкторами с тем, чтобы они и сами умели ездить правильно, и обучали управлению ТС по ПДД, а не по епеим-то местечковым понятиям, которые в каждой деревне свои, а потом будете выпускать реально подготовленных, безопасных для окружающих водителей, Ок?
А ещё должен быть серьёзный процент отсева, то есть тех, кто прошёл обучение, но вожделенные права так и не получил - потому как не может 100% населения быть способными к управлению источником повышенной опасности. Вы посмотрите, что на дорогах творится - идиот бестолочью погоняет! Они же ничего не видят вокруг, габариты машины не чувствуют, спрогнозировать развитие ситуации на минуту или 500 метров вперёд не в состоянии - просто не дано. В результате в стране каждый день гибнет по пол-сотни человек только сразу, в момент аварии или в ближайшие часы - а сколько инвалидов остаётся?
Современный автомобиль - это не велосипед, это не только средство передвижения, но и неслабое такое орудие убийства, и допускать к управлению им всех подряд - преступление.