12:28, 24.08.2018 / ОБЩЕСТВО

Ижемская «тушка» совершила последний полет

Больше борт подниматься в небо не будет. БНК вспоминает историю знаменитого Ту-154, совершившего в 2010 году аварийную посадку на полузаброшенной взлетной полосе в коми селе Ижма.

Видео с канала FILINVIDEO на youtube.com

В соцсетях появились фото и видео с последнего полета ижемской «тушки». Больше самолет, по словам авторов снимков и ролика, в воздух подниматься не будет.

V0J5CQhzfXs.jpg

Фото из группы vk.com/aviationunitestheworld

В комментариях к видео пользователи предлагают сделать борт музеем и сохранить его для потомков.

- Лично я за то, что-бы его поставили памятником в каком-нибудь аэропорту, либо в самой Ижме. И что-бы администрация аэропорта или города, где его поставят, заботилась о нем. Другой судьбы для него нет, - пишут в комментариях.

*** 7 сентября 2010 года Ту-154М авиакомпании «Алроса» совершил экстренную посадку на неподготовленную полосу в Ижме. Экипаж был вынужден принять такое решение из-за отказа электро- и навигационного оборудования — пилоты приземлялись вслепую и не знали, где именно находятся.

Позднее выяснилось, что на борту, летевшем по маршруту поселок Удачный — Москва, примерно через три с половиной часа после вылета из Якутии произошло короткое замыкание. Вырубилось все электропитание, отключились и радиотехнические средства, и электронасосы. Двигатели работали на ограниченном ресурсе — керосине, остававшемся в расходном баке.

otnikov5_d.jpg

Фото из личного архива Сергея Сотникова

Удачную посадку экипаж самолета называл настоящим чудом. Самолет вышел из низкой облачности в районе Ижмы. Первое, что увидели летчики, было болото, в которое садиться было нельзя. Думали садиться в реку рядом с селом, чтобы местное население помогло эвакуировать пассажиров. Но после разворота командир увидел старую полосу, которую использовали как вертолетную площадку.

Длина ижемской полосы на 300 метров короче необходимой для торможения Ту-154, и шириной меньше необходимого — прежде туда летала лишь местная авиация.

Аварийный борт должен был рассчитать все в точности. Пилоты трижды заходили на посадку, лишь потом сели, оценивая ситуацию только визуально. Самолет не мог выпустить закрылки, приземлялись на тормозах. Пилоты включили реверс — обратную тягу на двигателях. Скорость была под 400 километров в час вместо положенных 270. Следы от превратившихся в лохмотья покрышек шасси еще долго еще оставались на «взлетке». Аварийную посадку выехавшего за пределы взлетной полосы самолета смягчили молодые деревья, выросшие после того, как полоса была заброшена. Ни один из 72 пассажиров и 9 членов экипажа не получил даже царапины.

sotnikov1_default_d_850.jpg

Изначально инженеры были уверены, что «тушка» взлететь из Ижмы не сможет. Рассматривались варианты оставить ее на месте или распилить и увезти по частям.

Позднее комиссия «Алроса», работавшая на месте аварийной посадки, пришла к выводу, что лайнер можно эксплуатировать. Для этого на самолет решили поставить другие двигатели, чтобы он смог долететь до Ухты. Там Ту-154М ждал более серьезный ремонт: замена двигателя, ремонт фюзеляжа. Но авиакомпания не видела на тот момент варианта снова эксплуатировать этот борт.

Уже 20 сентября самолет тракторами вытянули на бетонную взлетную полосу. Затем началась работа по замене двигателей. 28 января 2011 года начались первые приготовления к взлету. Специалисты компании «Алроса» прибыли в Ижму, чтобы провести диагностику оборудования самолета. Вылет предварительно назначили на март 2011-го.

1 марта начались активные приготовления к взлету. Снег со взлетно-посадочной полосы убирали сразу несколько тракторов. В Ижму из Самары доставили и установили на «тушке» два новых двигателя.

6_51dc6405.jpg

Поднялся в небо борт RA-85684 24 марта 2011-го. В кресле командира сидел заслуженный летчик, Герой России Рубен Есаян. Самолет максимально облегчили, взяли лишь необходимый запас топлива — одиннадцать тонн. Ту-154М сделал прощальный круг над взлетно-посадочной полосой Ижмы и взял курс на Ухту. Оттуда — перелет на авиазавод в Самару для дальнейшего восстановления.

Посадить борт посреди тайги в Ижме удалось благодаря начальнику вертолетной площадки «Ижма» Сергею Сотникову. Он многие годы поддерживал ее в рабочем состоянии на добровольных началах. За это он получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, российские блогеры подарили ему снегоход, а сын Владимира Высоцкого Никита присудил премию «Своя колея». Кроме того, Сергей Сотников и командиры экипажа ижемской «тушки» Евгений Новоселов и Андрей Ламанов в 2011 году стали обладателями почетного звания «Сибиряк года».

В 2018 году Сергей Сотников отмечал две круглые даты: 2 февраля ему самому исполнилось шестьдесят лет, а также прошло 40 лет трудового стажа. Все годы — на одном месте, в Ижме.

«Земля Сотникова»: история спасения пассажирского самолета в Ижме

7899

Комментарии (28)

Добавить комментарий
  • Евгений
    24 авг. 2018 г., 12:35:59
    Ответить
    Нефиг из самолета музей делать, да еще и в "ижемском аэропорту". В него придет 100 человек у год, а затраты на музей будут, хоть и не гигантские. Лучше отдайте деньги Сотникову, который ВПП сохранил в порядке и экипажу. Хотя, сам экипаж и виноват, что самолет вырубился. Просто их не наказали, потому что они же ситуацию исправили и стали героями, а героев не наказывают. Но и не награждают. Так что Сергею Сотникову весь респект положен
    • 12345
      24 авг. 2018 г., 12:54:32
      Ответить
      Согласен.В экипаже летели два командира им западло таскать автономный GPS,это обязаны делать вторые пилоты,которых не было,поэтому и получилась такая фигня,а если бы была автономка,то сели бы в Ухте на вынужденную,а Сотников молодец.
      • Горожанин
        24 авг. 2018 г., 13:21:27
        Ответить
        А топливо в расходный бак вручную бы качали?
      • 2342
        24 авг. 2018 г., 15:13:13
        Ответить
        Гражданские GPS на скоростях самолёта не работают, чипами заблокировано.
        • Ващя
          24 авг. 2018 г., 18:30:38
          Ответить
          еще как работают
          в iPad mini при включенном авиарежиме самолично видел в яндекс-картах и яндекс-навигаторе свое перемещение в пространстве со скоростью 850-880 км/ч (Боинг 737) и до 932 км/ч (Аэробус)
      • Читайте форумавиа
        24 авг. 2018 г., 15:42:31
        Ответить
        эту тему с разрядкой аккумов там мусолили
        там напортачил бортинженер.
    • А все же,
      24 авг. 2018 г., 15:53:55
      Ответить
      Ту-154 неплохо бы смотрелся в аэропорту Сыктывкара
      • А при чем
        24 авг. 2018 г., 16:24:44
        Ответить
        тут сык, какое он имеет отношение ко всей этой истории?
        • Как столица Республики Коми
          24 авг. 2018 г., 17:12:32
          Ответить
          И где хорошо было бы авиамузей сделать
          • -;).
            25 авг. 2018 г., 14:02:27
            Ответить
            Авиамузей!!!!
            Сколько тушек распилили в вашей столице???
            • Почти все и распилили
              26 авг. 2018 г., 9:12:28
              Ответить
              А что, не в курсе, что это "Ютэйр-экспресс" (дочка тюменского "Ютэйра") свои самолёты и пилил. Одну, к счастью, выкупил у них и сохранил наш "Комиавиатранс" - RA-65777
    • vbyec
      24 авг. 2018 г., 18:57:33
      Ответить
      Лучше отдайте деньги,?
      савки все деньги раздают и все чужие
  • Горожанин
    24 авг. 2018 г., 13:20:29
    Ответить
    Интересно, как долго самолет эксплуатировали после ремонта, и эксплуатировали ли вообще. Интересует только проверенная информация.
    • w
      24 авг. 2018 г., 13:59:21
      Ответить
      Перекрашен, скорее всего эксплуатировался потихоньку. Не проверенная информация.

      А так 134 и 154 остались только у военных в гражданстве их больше нет.

      время идет все устаревает - а какая была крутая машина в свое время. Красавец - 154 - песня!
    • Этот самолет
      24 авг. 2018 г., 15:54:36
      Ответить
      Активно использовался на линиях после ремонта
    • Filinvideo
      26 авг. 2018 г., 0:45:04
      Ответить
      По 10-15 рейсов в неделю.
  • alien
    24 авг. 2018 г., 13:49:50
    Ответить
    Дядька молодец! Сто раз молодец!
    Дай Бог ему здоровья!
    Сейчас таких мало - это воспитанник прошлой эпохи...
    Нынче все "менеджеры"...
  • 2018
    24 авг. 2018 г., 15:35:38
    Ответить
    Писали как-то в БНК, что видели этот самолет в Сочи, с этим бортовым номером. В интервью с Сотником информация была.
  • Чалдон
    24 авг. 2018 г., 15:38:11
    Ответить
    награда
    А разве есть такая награда - Медаль ордена????
    • Фалерист
      24 авг. 2018 г., 15:52:39
      Ответить
      Конечно, есть. В самом ордене "За заслуги перед Отечеством" 4 степени и при нем одноименная медаль в 2 степенях, как начальная награда. Вручается за достижения, если по совокупности они не тянут на орден и в тех случаях, когда у претендента нет ещё других орденов. Если у него уже есть другие ордена и заслуги соответствуют статуту, получает орден "За заслуги...". Эта медаль старшая среди всех прочих отечественных медалей (медали Героев здесь не в счет, они имеют особый статус).
      • ц
        24 авг. 2018 г., 16:28:18
        Ответить
        статут - это круто.
        • Ликбез
          24 авг. 2018 г., 17:15:36
          Ответить
          Статут - нормативно-правовой акт, регламентирующий все вопросы, касающиеся конкретного ордена. Подобные акты о медалях и знаках отличия называются "положениями".
  • АФГЕННЫЙ САМОЛЕТ
    24 авг. 2018 г., 22:38:21
    Ответить
    зря иномарки напокупали. Очень нравилось когда перед стартом выходит на полной буст и срывается на взет, дават в сидение лучше турбомашины, звук не передать словами, как раз на видео звук приглушен на старте, очень жаль, хотелось послушать! С москвы в сык на таком долетел за 1 час, гармин показал 1057 км в час. какой сейчас гражданский самолет на такую скорость выйдет?
    Лучше всего этому самолету памятник поставить, он и пилоты спасли много! жизней. И огромное спасибо СССР и ТУПОЛЕВУ что создали такой надежный самолет! Не пилите его ради металлолома!
  • Filinvideo
    24 авг. 2018 г., 23:51:31
    Ответить
    Все напутали!
    Речь шла о последнем рейсе в Сочи!
    Борт будет продолжать летать до осени 2018 года.
  • Андрей
    24 авг. 2018 г., 23:54:06
    Ответить
    Он еще месяц минимум летает!!!
  • Человек
    25 авг. 2018 г., 8:13:03
    Ответить
    История для кинофильма, не хуже чем «экипаж»! Золотые люди!
  • Евгений
    25 авг. 2018 г., 8:41:49
    Ответить
    Нельзя пилить то, что послужило людям во благо...
    • Умник
      25 авг. 2018 г., 13:12:14
      Ответить
      Событие было Российского масштаба почему бы и не сделать в Ижме музей на базе этого самолёта? Для развития туризма тоже плюс.