Ижемская «тушка» совершила последний полет
Больше борт подниматься в небо не будет. БНК вспоминает историю знаменитого Ту-154, совершившего в 2010 году аварийную посадку на полузаброшенной взлетной полосе в коми селе Ижма.
Видео с канала FILINVIDEO на youtube.com
В соцсетях появились фото и видео с последнего полета ижемской «тушки». Больше самолет, по словам авторов снимков и ролика, в воздух подниматься не будет.
Фото из группы vk.com/aviationunitestheworld
В комментариях к видео пользователи предлагают сделать борт музеем и сохранить его для потомков.
- Лично я за то, что-бы его поставили памятником в каком-нибудь аэропорту, либо в самой Ижме. И что-бы администрация аэропорта или города, где его поставят, заботилась о нем. Другой судьбы для него нет, - пишут в комментариях.
*** 7 сентября 2010 года Ту-154М авиакомпании «Алроса» совершил экстренную посадку на неподготовленную полосу в Ижме. Экипаж был вынужден принять такое решение из-за отказа электро- и навигационного оборудования — пилоты приземлялись вслепую и не знали, где именно находятся.
Позднее выяснилось, что на борту, летевшем по маршруту поселок Удачный — Москва, примерно через три с половиной часа после вылета из Якутии произошло короткое замыкание. Вырубилось все электропитание, отключились и радиотехнические средства, и электронасосы. Двигатели работали на ограниченном ресурсе — керосине, остававшемся в расходном баке.
Фото из личного архива Сергея Сотникова
Удачную посадку экипаж самолета называл настоящим чудом. Самолет вышел из низкой облачности в районе Ижмы. Первое, что увидели летчики, было болото, в которое садиться было нельзя. Думали садиться в реку рядом с селом, чтобы местное население помогло эвакуировать пассажиров. Но после разворота командир увидел старую полосу, которую использовали как вертолетную площадку.
Длина ижемской полосы на 300 метров короче необходимой для торможения Ту-154, и шириной меньше необходимого — прежде туда летала лишь местная авиация.
Аварийный борт должен был рассчитать все в точности. Пилоты трижды заходили на посадку, лишь потом сели, оценивая ситуацию только визуально. Самолет не мог выпустить закрылки, приземлялись на тормозах. Пилоты включили реверс — обратную тягу на двигателях. Скорость была под 400 километров в час вместо положенных 270. Следы от превратившихся в лохмотья покрышек шасси еще долго еще оставались на «взлетке». Аварийную посадку выехавшего за пределы взлетной полосы самолета смягчили молодые деревья, выросшие после того, как полоса была заброшена. Ни один из 72 пассажиров и 9 членов экипажа не получил даже царапины.
Изначально инженеры были уверены, что «тушка» взлететь из Ижмы не сможет. Рассматривались варианты оставить ее на месте или распилить и увезти по частям.
Позднее комиссия «Алроса», работавшая на месте аварийной посадки, пришла к выводу, что лайнер можно эксплуатировать. Для этого на самолет решили поставить другие двигатели, чтобы он смог долететь до Ухты. Там Ту-154М ждал более серьезный ремонт: замена двигателя, ремонт фюзеляжа. Но авиакомпания не видела на тот момент варианта снова эксплуатировать этот борт.
Уже 20 сентября самолет тракторами вытянули на бетонную взлетную полосу. Затем началась работа по замене двигателей. 28 января 2011 года начались первые приготовления к взлету. Специалисты компании «Алроса» прибыли в Ижму, чтобы провести диагностику оборудования самолета. Вылет предварительно назначили на март 2011-го.
1 марта начались активные приготовления к взлету. Снег со взлетно-посадочной полосы убирали сразу несколько тракторов. В Ижму из Самары доставили и установили на «тушке» два новых двигателя.
Поднялся в небо борт RA-85684 24 марта 2011-го. В кресле командира сидел заслуженный летчик, Герой России Рубен Есаян. Самолет максимально облегчили, взяли лишь необходимый запас топлива — одиннадцать тонн. Ту-154М сделал прощальный круг над взлетно-посадочной полосой Ижмы и взял курс на Ухту. Оттуда — перелет на авиазавод в Самару для дальнейшего восстановления.
Посадить борт посреди тайги в Ижме удалось благодаря начальнику вертолетной площадки «Ижма» Сергею Сотникову. Он многие годы поддерживал ее в рабочем состоянии на добровольных началах. За это он получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, российские блогеры подарили ему снегоход, а сын Владимира Высоцкого Никита присудил премию «Своя колея». Кроме того, Сергей Сотников и командиры экипажа ижемской «тушки» Евгений Новоселов и Андрей Ламанов в 2011 году стали обладателями почетного звания «Сибиряк года».
В 2018 году Сергей Сотников отмечал две круглые даты: 2 февраля ему самому исполнилось шестьдесят лет, а также прошло 40 лет трудового стажа. Все годы — на одном месте, в Ижме.
«Земля Сотникова»: история спасения пассажирского самолета в Ижме
Комментарии (28)
А так 134 и 154 остались только у военных в гражданстве их больше нет.
время идет все устаревает - а какая была крутая машина в свое время. Красавец - 154 - песня!
Дай Бог ему здоровья!
Сейчас таких мало - это воспитанник прошлой эпохи...
Нынче все "менеджеры"...
Лучше всего этому самолету памятник поставить, он и пилоты спасли много! жизней. И огромное спасибо СССР и ТУПОЛЕВУ что создали такой надежный самолет! Не пилите его ради металлолома!
Борт будет продолжать летать до осени 2018 года.