На обсуждение: «Муниципалитетам в России не хватит полномочий для выплаты долгов»
Муниципальные образования по всей стране, имея долг, превышающий в общей сложности 340 млрд. рублей, не наделены достаточными полномочиями, которые позволили бы им погасить свои кредиты и повысить собственные доходы.
Решения по увеличению собственной доходной базы муниципалитетов есть, но принятие их находится в компетенции региональных властей, с которыми у властей муниципальных нередко сложные отношения. Об этом рассказал ТАСС заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Владимир Климанов.
Ранее сообщалось, что в июле 2018 года счета 143 муниципальных учреждений города Орла, в том числе школы, детские сады и театр «Русский стиль», заблокировали. Основная причина - нехватка денежных средств в бюджете города. Муниципальный долг Орла превышает 2,185 млрд рублей, это 99,3% от налоговых и неналоговых доходов первоначально утвержденного бюджета.
- Чем ниже уровень управления, тем меньше существует маневра с точки зрения бюджетных возможностей. То есть на федеральном уровне этого маневра больше, а на уровне муниципалитетов, как правило, почти нет. Поэтому, если муниципальное образование попадает в тяжелую [финансовую] ситуацию, то, соответственно, средства и возможности для решения проблемы у муниципального образования ограничены, - сказал Климанов.
Совокупный долг муниципалитетов страны на 1 июля 2018 года, по данным Минфина России, превышает 347 млрд 717 млн рублей.
- Мы говорим о том, что государственный долг субъектов федерации составляет 2,2 трлн рублей и его рост в последнее время удалось остановить, а долг муниципальных образований не снижался и даже незначительно рос. Стало возможным за счет кредитов из федерального бюджета рост объема долга регионов снизить, потому что заменили коммерческие кредиты на бюджетные, но и в муниципалитетах сегодня коммерческие кредиты составляют две трети от общего объема долга (по данным Минфина России на 1 июля 2018 года - 206 млрд 533 млн рублей, - прим. ТАСС), - пояснил эксперт.
Поэтому, по словам Климанова, муниципалитеты, имеющие коммерческие кредиты «нужно спасать за счет кредитов из областных бюджетов».
При этом прогнозировать на данном этапе, будет расти долг муниципалитетов и далее, или нет, почти невозможно.
- Долг рос отчасти потому что наращивались зарплаты бюджетникам во исполнение майских указов президента, а сейчас их нужно поддерживать на этом уровне. <...> Прогноз делать сложно, потому что порой существует скрытый дефицит в бюджетах. Но ситуация в Орле отчасти связана с типичным кассовым разрывом, который происходит каждое лето, когда нужно выплачивать отпускные бюджетникам, а налоговые поступления еще не пришли, - пояснил он.
Увеличение налоговых и неналоговых поступлений
Возможность увеличить собственные налоговые и неналоговые поступления у муниципалитетов есть, но принять соответствующие решения в большинстве случаев могут только региональные власти.
- У нас так построен налоговый бюджетный кодекс, что региональные законодатели могут принять закон о передаче части доходов, которые поступают в региональный бюджет, напрямую в муниципальные. Бывают случаи, когда принимаются региональные законы о том, что половина налога на имущество организаций напрямую должна поступать в муниципальный бюджет, или налога на добычу полезных ископаемых общераспространенного характера. Такие практики существуют, но в последнее время они во многом сворачиваются, - сказал эксперт.
По его словам, одной из форм поддержки муниципалитетов регионами становится передача им налогов, которые собираются по упрощенной системе налогообложения.
- То есть «упрощенку» малый бизнес платит в региональные бюджеты, но список регионов, которые сейчас передают «упрощенку» в местные бюджеты, небольшой, - пояснил Климанов.
Примеры передачи регионами муниципалитетов налога на имущество организаций, налога на прибыль организаций и акцизов, по словам эксперта, и вовсе единичны.
- Если такие решения и принимались, они индивидуальны. <…> Есть решения, связанные с повышением собственной доходной базы муниципалитетов, в первую очередь с наведением порядка в земельно-имущественном комплексе, поскольку земельный налог, налог на имущества физлиц - это налог местных бюджетов, и их доля может быть увеличена. Если мы кого-то выводим из тени, условно говоря, и увеличиваем формальные платежи, составляющие основу для уплаты НДФЛ, то это тоже увеличение доходов и местных бюджетов, - перечислил Климанов.
Неналоговые доходы и противостояние властей
Получение неналогового дохода от продажи земельных участков, по словам эксперта, может дать временный видимый результат для муниципалитетов, земля и имущество в которых имеют высокую рыночную стоимость.
- Если это делается для местностей, где имущество физлиц составляет копейки, то сколько его не переоценивай и не кадастрируй, оно даст несущественную и незаметную прибавку, - пояснил он, отметив, что самым часто используемым инструментом поддержки муниципалитетов остается выделение регионов дотаций на сбалансированность муниципальных бюджетов.
Но не все регионы, большинство из которых сами имеют большие долги перед государством и коммерческими организациям, могут выделить муниципалитетам достаточный объем средств. Причиной тому, по словам эксперта, закредитованность бюджетов субъектов, а конфликты и противостояния между властями регионов и муниципалитетов, которые уже стали «не проблемой, а данностью», на наполненность муниципальных бюджетов и принятие решений о перераспределении налогов не влияют.
- Есть идеологически заложенный конфликт между муниципалитетами с одной стороны и регионами с другой. Разрешить эту проблему не удастся никогда и никому, вопрос в том, насколько она остра. В некоторых случаях она усиливается, например, мы видели год назад, когда произошла смена руководства в Нижегородской области, было противостояние мэра Нижнего Новгорода и команды областной администрации. Мы знаем о традиционных противостояниях, которые есть в Свердловской области, Новосибирской, - добавил эксперт, отметив, что не связывает политические противостояния с проблемами бюджетов.
Комментарии (2)