По «делу Гайзера» говорили о взаимоотношениях СМИ с властью в Коми
В Замоскворецком суде Москвы по «делу Гайзера» дал показания основатель ряда СМИ Павел Кочанов, который рассказал об отношениях СМИ с властью при прежнем руководстве республики.
Павел Кочанов в 1996 году был одним из основателей первого в республике частного информагентства «Комиинформ», которое в последующем было преобразовано в государственное унитарное предприятие. Возглавляя «Комиинформ» до 2006 года, Кочанов основал ряд медиапроектов в республике: региональное приложение к газете «Комсомольская правда», деловой еженедельник «Навигатор», радиостанции «Европа плюс Коми» и «Радио семь». В суде были оглашены показания Кочанова, данные им на предварительном следствии 12 апреля 2016 года.
По словам свидетеля, в 2006 году он выступил соучредителем интернет-издания «Комионлайн» (юридическое лицо ООО «МИР»). Вторым учредителем стал Захар Волокитин, который впоследствии перешел на работу в администрацию главы Коми. Информационную политику издания, по словам свидетеля, определяли он и гендиректор «Комионлайна».
- Издание позиционировало себя как независимое СМИ и допускало критику действующей республиканской власти, - говорится в показаниях, которые свидетель подтвердил в суде. – Однако о каких-то коррупционных проявлениях мы не писали. Писали в основном о явных проблемах: плохих дорогах, ветхом жилье, высоких тарифах. Я покинул ГУП «Комиинформ» в связи с тем, что со стороны властей в отношении издания и меня лично был организован ряд проверок: прокурорская, налоговая, трудинспекции, агентства по управлению имуществом, агентства по печати и СМИ. Целью проверок было давление на меня на предмет моего ухода из ГУП «Комиинформ».
Свидетель указывает, что впоследствии узнал, что он не устраивал руководство республики, а именно главу Коми Владимира Торлопова и его заместителя Алексея Чернова.
После его ухода руководить «Комиинформом» стали подконтрольные власти лица, отмечает Павел Кочанов. Вместе с Кочановым во вновь созданное издание «Комионлайн» ушла основная часть журналистов.
На вопрос следователя о редакционной политике «Комионлайна» Кочанов рассказал, что на тот момент действующую власть не устраивала любая критика. Примером этого может служить независимая газета «Красное знамя». После того как она стала регулярно публиковать статьи с критикой региональных властей, ее начали выдавливать. Чтобы оттянуть целевую аудиторию издания создали газету-клон «Красное знамя Севера», которая при поддержке республиканских властей стала активно распространяться в муниципальных районах. Слышал, что Чернов проводил переговоры с крупными рекламодателями, чтобы они размещали рекламу не в «Красном знамени», а в подконтрольных СМИ.
Как отмечает свидетель, в 2014 году финансирование «Комионлайна» сократилось примерно вдвое. В 2015 году интернет-издание грантов вообще не получило.
- Примерно в августе 2015 года я позвонил Марущаку и спросил, почему «Комионлайн» не получает грантов, о выделении которых была договоренность. Марущак ответил, что это связано с нашей активностью в журналистском расследовании о выделении земельных участков компаниям, связанным с мэром Сыктывкара Иваном Поздеевым. В республике Коми существует такая система, что финансирование получали только те СМИ, информационная политика которых контролировалась республиканскими властями и Марущаком лично.
- Оказывалось ли давление на вас лично или на ваших журналистов? — был вопрос следователя.
- Угроз в мой адрес и в адрес журналистов не поступало. Однако слышал, что на неугодных журналистов пытались воздействовать под угрозой увольнения. Я слышал, что у журналистов проправительственных СМИ была более высокая заработная плата. Но конкретных примеров привести не могу.
Другой вопрос касался деятельности Кочанова в Общественной палате (ОП) республики, членом которой свидетель был в 2006-2008 годах и куда вошел как представитель Коми регионального общественного фонда поддержки национальных культур финно-угорских народов.
- Я слышал, что с 2010 года Марущак курировал взаимодействие с ОП. Общественная палата Коми была создана по инициативе Чернова, чтобы собрать под одной крышей и контролировать общественную активность, направляя ее при необходимости в нужное русло. Палата состояла преимущественно из подконтрольных властям людей, - высказывает свое мнение свидетель.
Подсудимый Чернов в своих вопросах свидетелю указывал на наличие конфликта интересов в ситуации, когда Кочанов, будучи руководителем госпредприятия «Комиинформ», одновременно был совладельцем нескольких частных СМИ.
Свидетель признал, что при его руководстве на ленте ГУП «Комиинформ» появлялись критические публикации в отношении главы республики. По мнению Чернова, эти обстоятельства и могли послужить причиной увольнения Кочанова с поста руководителя «Комиинформа», а вовсе не проверки.
Также Чернов вступил со свидетелем в полемику о степени схожести газет «Красное знамя» и «Красное знамя Севера». Чернов просил подтверждения слухов, что он вел переговоры с крупными рекламодателями с целью их переориентировать на определенные СМИ. Свидетель заявил, что достоверными сведениями об этом он не обладает.
Комментарии (20)
Следом идут Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Карелия и Республика Коми, где врачи зафиксировали больше 230 тысяч болезней. Источник: РИА "Новости"
Давай БНК вываливай.
Или только из-под ника правду-матку рубить можешь? Где твоя гражданская позиция? Или доказухи нет, и под статью за клевету боишься пойти?
Леонидов с Лескиным - достойные? Это вопрос к Ас.