По «делу Гайзера» допрошен фиктивный совладелец сыктывкарского клуба «Релакс»
Замоскворецкий суд Москвы перешел к допросу бывших номинальных совладельцев и руководителей подконтрольных Александру Зарубину компаний. По «делу Гайзера» дала показания Светлана Станина, бывший главный бухгалтер ООО «Агрохолдинг» - дочерней компании «Фонда поддержки инвестиционных проектов Республики Коми». Во владении «Агрохолдинга» некоторое время находилась Зеленецкая птицефабрика, прежде чем республика Коми потеряла над ней финансовый контроль. Был допрошен и фиктивный совладелец сыктывкарского ночного клуба «Релакс» Александр Мальцев.
Из рассказа Станиной следует, что в 1990-е годы она работала в Коми социальном банке. Там она познакомилась с Игорем Кудиновым. По предложению Кудинова в 1997 году перешла на работу в ООО «Коми финансовая компания» - дочернюю компанию банка. Также Станина работала в ЗАО «Финансово-промышленный альянс» («ФПА»), где была знакома с Антоном Фаерштейном (по обвинительному заключению один из финансистов-технологов ОПС, скончался 9 августа 2016 года в СИЗО-2 Москвы «Матросская тишина» - БНК). «ФПА» руководил Юрий Бондаренко, а обладателем контрольного пакета был Александр Зарубин. Финансовые интересы «Коми финансовой компании» и «ФПА» пересекались.
В 2009 году по предложению Кудинова Станина стала главным бухгалтером ООО «Агрохолдинг» - дочерней структуры ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми», вторым участником была кипрская компания «Невест Инвестментс Лимитед».
По словам свидетеля, фактическим руководителем «Агрохолдинга» был Кудинов. Ключевые решения в «Агрохолдинге» принимали учредители. Допрос свидетеля главным образом касался обстоятельств принятия решений советом директоров «Агрохолдинга», куда она входила.
Выяснилось, что Станина некоторое время была номинальным руководителем «Агрохолдинга» и номинально числилась в советах директоров нескольких предприятий, которые в него входили.
Штат сотрудников ООО «Агрохолдинг» первое время состоял из директора и главного бухгалтера, рассказала свидетель. В последующем к ним добавились кассир, бухгалтер, инспектор по кадрам, юрист. Со временем штат компании расширялся примерно до десяти человек.
В суде свидетель сказала, что «Агрохолдинг» занимался развитием предприятий, которыми владел: Сыктывкарский ликеро-водочный завод, Зеленецкая птицефабрика, сыктывкарские хлебокомбинат и молокозавод, ООО «Южное» - сельхозпредприятие, созданное на базе бывшего совхоза в Прилузском районе.
- Были вложения в предприятия, которые входили в «Агрохолдинг». Предприятия развивались, - сообщила свидетель.
При этом в протоколе допроса указывалось, что «Агрохолдинг» никакой производственной деятельности не вел, являлся лишь владельцем акций. На вопрос суда, как объяснить противоречие, свидетель заявила, что занималась бухгалтерией, а про предприятие ничего сказать не может.
Были зачитаны показания свидетеля, данные на предварительном следствии.
Среди прочего из них можно было узнать, что родная сестра Александра Зарубина Наталья Эйгстер и некий Игорь Кабыляцкий были фиктивно трудоустроены в «Агрохолдинг», но трудовых обязанностей не исполняли. Указание оформить их в штат давал Кудинов.
Прокурор спросил свидетеля, давала ли она прочитанные показания и подтверждает ли она их.
- Показания давала, но формулировки были не совсем такие. Это не дословное подтверждение. Были ситуации, когда я отмечала, что записано неточно, на что следователь говорил, что смысл тот же, поэтому оставим так, - сказала свидетель.
- Говорил ли вам следователь, что вы можете быть привлечены к уголовной ответственности, так как, по мнению следствия, находились в составе преступного сообщества, целью которого являлось извлечение доходов от незаконной деятельности на территории Республики Коми? - спросил адвокат Карен Гиголян, защищающий экс-замглавы Коми Алексея Чернова.
- Мне об этом сообщил следователь Чехович (следователь управления Следственного комитета по Коми Дмитрий Чехович — БНК). Конкретно это звучало так: «Если я захочу, я могу вас посадить», - ответила свидетель.
- За какие действия он может вас посадить, он говорил?
- Он говорил, что, поскольку я выполняла распоряжения директора, я являюсь соучастником. Я ответила, что выполняла свои прямые обязанности и ничего противозаконного не совершала.
Свидетель пояснила, что воспринимала слова следователя как давление.
О влиянии следователя на свидетельские показания в суде заявил и другой свидетель по делу - Александр Мальцев. Он, как и Станина, по просьбе других людей был номинальным руководителем в некоторых коммерческих организациях.
По словам Мальцева, в 1996 году он устроился на работу в Коми социальный банк. Там работали Сергей Смешной, Александр Третьяков, Валерий Веселов, Игорь Кудинов, Вячеслав Гайзер - фигуранты по настоящему делу.
В 2000-е годы Мальцев был главным бухгалтером клуба «Релакс», который находился на первом этаже гостиницы «Сыктывкар». Мальцев некоторое время был номинальным владельцем 45% доли участия ООО «Релакс». По словам свидетеля, стать соучредителем клуба его попросил Валерий Веселов. По просьбе своего знакомого Владимира Куцева Мальцев вошел в состав соучредителей базы отдыха «Шишкин лес» (юридическое название ООО «Асьядор»). Куцев был директором базы.
Кроме Мальцева, учредителем ООО «Асьядор» был СЛВЗ. В 2016 году Сыктывкарский городской суд признал оформление доли «Асьядор» на Мальцева недействительной сделкой, признав настоящим владельцем этой доли бывшего директора СЛВЗ Александра Сердитова. За махинации при расчетах СЛВЗ с «Асьядор» приговором суда в марте прошлого года были осуждены бывшие руководители СЛВЗ Александр Сердитов и Владимир Тяпкин.
По словам Александра Мальцева, его бывшая супруга была номинальным владельцем доли ООО «Фирменные магазины СЛВЗ» - дочерней компании ликеро-водочного завода. В 2012 году она перешла на работу в ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми».
Свидетель вспомнил, что 55% доли в уставном капитале ООО «Релакс» принадлежали матери Александра Зарубина, а затем были переоформлены на его сестру Наталью Эйгстер. По 15% долей имели Юрий Бондаренко, Игорь Кудинов и Валерий Веселов.
Мальцев сообщил, что заочно был знаком с личным управляющим финансами Зарубина Демьяном Москвиным. Мальцев несколько лет отправлял Москвину по электронной почте годовую финансовую отчетность по деятельности клуба «Релакс».
Адвокат Лидия Дубовая, защищающая Веселова, поинтересовалась о благосостоянии Зарубина, когда тот был заместителем председателя правления Коми социального банка.
- Не могу судить. Я не видел его благосостояния. Он был обычным заместителем председателя правления банка, обычным человеком. Никаких излишеств у него не было: крутых машин или еще чего-то, - сообщил Мальцев.
В суде был зачитан протокол допроса свидетеля, состоявшийся 23 сентября 2015 года. Из него можно было узнать, что в Коми социальный банк, где уже работал Мальцев, в 1997 году на работу из Банка «Менатеп» перешли Вячеслав Гайзер и Владимир Тукмаков (бывший председатель правительства Коми — БНК).
По словам свидетеля, в 1997 году Зарубин оставил работу в Коми социальном банке и уехал в Москву. В 1999 году председателем правления Коми социального банка стал Вячеслав Гайзер.
В 2000 год Зарубин продал банк. Несмотря на то, что Зарубин переехал в Москву, в республике Коми у него остались бизнес-активы, которыми надо было управлять.
В частности, он владел гостиницей «Югор» и «Комикнигой» - административным зданием по улице Южная, 7. Заведовать активами Зарубин получил Кудинову. Кудиновым было приобретено ООО «Радонеж», которое занималось реализацией религиозной литературы. «Радонеж» стал управляющей компанией по отношению к гостинице и «Комикниге».
После увольнения из Коми социального банка Мальцев по предложению Кудинова устроился на работу главбухом в ООО «Радонеж».
Также под управлением Кудинова находилось ООО «Коми финансовая компания», которое занималась продажей ценных бумаг.
В протоколе говорится, что в начале 2000-х годов команда Зарубина делилось на три направления. Первое - органы государственной власти республики, куда вошли Гайзер, Тукмаков, Николай Смышляев (в 2010-2012 года глава минархстроя Коми). Контрольно-счетную палату Коми возглавила Ирина Борзик, которая была заместителем Гайзера в Коми социальном банке. Второе направление - бизнес. Бизнесом Зарубина управляли Кудинов, Светлана Станина и Мальцев. Со временем под замыслы Зарубина был создан фонд, учредителем которого выступила Коми. В фонд было сведено много республиканских предприятий.
«Третье направление - силовой блок, в просторечии «бандиты». Его возглавил Веселов. В подчинении Веселова находилась организованная преступная группировка «Айвенго», которая занималась «крышеванием» предпринимателей. Деление на указанные направления было весьма условным. Например «бандиты» контролировали грузовые пассажирские перевозки, автовокзал», - указано в протоколе.
В суде свидетель заявил, что большая часть показаний в протоколе — это слова следователя.
- Я слова «бандиты» и «финансисты» не говорил. Людей не делил на блоки, - заявил свидетель. - Протокол допроса я перед подписанием читал. Было уже поздно. Первый день допрашивали без протокола. Протокол составлялся во второй день допроса. Я делал замечания следователю. Два раза он переписывал протокол, в третий раз переписывать отказался.
Комментарии (41)
Связанные одной целью.
Ребята, главное спокойствие и тише,
А вдруг заметят, не заметят, нет не заметят.
А коль заметят, то мы воздухом здесь дышим,-
Сказал с кошёлками соседний Петька.
И не рыдаю.
На все вопросы
Я открыто отвечаю...".
"Сценаристы из лит. фонда" аплодируют стоя!
Все остальные это пешки, даже Слава))?
А Зарубина нигде нет. Возможно даже на земле)))