Дом Советов или общежитие: как создавали здание Госсовета Коми
В этом году республиканский парламент отмечает свое 80-летие, но немногие знают об уникальности здания, которое он занимает с 1970-х годов. Когда его строили, панели еще не применялись для сооружений такого ранга, а самого здания могло не быть из-за постановления ЦК КПСС. Поэтому здание для высшей власти в Коми строили под прикрытием общежития или гостиницы. Как создавали Дом Советов, БНК рассказал один из авторов проекта, архитектор Геннадий Ильяшенко.
Идея здания для высшей власти
Из-за состояния здоровья архитектор не смог прогуляться с корреспондентами БНК по зданию парламента, но вспомнил, как начиналась его история. Как рассказал Геннадий Ильяшенко, Совет министров Коми в 60-ые годы располагался в здании по улице Карла Маркса вместе с другими организациями. Партийная власть находилась в огромном Обкоме и с «барского плеча» сдавала ряд помещений Совмину. Вскоре соседство надоело и тем, и другим. Были найдены средства на проектирование и строительство здания для высшей советской власти в Коми. Самым сложным этапом оказалось проектирование и защита проекта (1965-1967 годы). В один момент казалось, что все придется отменить.
- Заказ на проект Дома Советов поступил в наш институт «Комигражданпроект» в 1965 году. Были и противники в «верхах», говорившие, что здание должно быть представительным, главным для всей республики, а местные архитекторы не могут ничего хорошего, и надо поручить проектирование московским или ленинградским специалистам, - вспоминает Геннадий Ильяшенко.
Запреты
Пока готовились эскизы будущего дома для высшей власти, вышло постановление ЦК КПСС о запрете проектирования и строительства подобных объектов. По словам Геннадия Ильяшенко, о запрете стало известно всем и создалась тяжелая обстановка, ведь фактически здание строить было нельзя. Их с коллегой вызвал к себе председатель Совмина Коми Павел Безносов - фактический заказчик проекта.
- Для начала обсудили, как идет работа над проектом. Я ответил, что все по-прежнему, но можно ускорить, вот только запрет теперь. Наступила гробовая тишина. Безносов покряхтел и рассказал нам, как обойти его. В постановлении есть примечание, которое нам не положено было знать, что решения ЦК в области административного строительства не относятся к ряду городов, районов, в том числе в Коми и к этому объекту. От нас требовалось дать срочно проект. А он еще был на стадии эскизов, до рабочего варианта оставалось еще года два. Нужны были данные бурения, а на том месте еще частные дома стояли, - рассказывает архитектор и отмечает, что в то время «если сверху решили, все делалось быстро и хорошо».
Защита в Москве
На месте будущего строительства стояли три частных дома. После принятого «ускорения» их срочно снесли. Специалисты пробурили и взяли анализы почвы. Сам архитектор старался быстрее переделать эскизы и чертежи, создавая рабочий проект. Павел Безносов проект одобрил, осталось пройти последнюю инстанцию - согласовать его в Москве в Госстрое РСФСР. На защиту отправились авторы проекта Геннадий Ильяшенко и Вячеслав Ширшев.
- В приемной и еще двух комнатах Госстроя РСФСР стояли представители других городов с проектами в планшетах. Почти на всех штампах было указано назначение объекта «общежитие для малосемейных», либо «гостиница». Хотя и по облику, и по архитектурной подаче было видно, что объекты не рядовые, а важные. Вызывали нас группами по несколько авторских групп, стояли мы по бокам от планшета с проектом, а напротив - председатель (его я узнал по фотографии в спецжурналах) и жюри, - рассказал об «экзамене» архитектор.
Жюри долго рассматривало проект, а затем заявило, что в штампе указано «Дом Советов». «Разве вам не известно, что этого нельзя делать?», - спросил председатель жюри. На это сыктывкарские архитекторы парировали, что по примечанию к постановлению ЦК Сыктывкару строить не запрещено. После чего председатель указал в генплане на будущий ЦУМ и сказал его убрать, но и тут делегатам из Коми удалось отстоять здание. Вячеслав Ширшев пошел на хитрость и заявил, что здание якобы уже стоит. Когда архитекторы вышли из кабинета, они еще не знали судьбу проекта, но подошел референт и заявил, что постановление Госстроя об утверждении можно получить завтра.
- Это была большая радость - из 18 проектов, представленных в этот день, утверждены были только три, - с воодушевлением вспоминает архитектор.
Детали строительства
По словам собеседника БНК, в успешном проектировании здания помог главный конструктор Гаврила Белых. Он едва ли не впервые в стране в годы начала развития панельного строительства обеспечил сооружению конструктивную способность и надежность. Например, Геннадий Ильяшенко задумал над крыльцом Дома Советов большой козырек, настолько широкий, что проектировать его пришлось с опорными колоннами. Молодому архитектору не хотелось портить ими вид, поэтому на помощь пришел Гаврила Белых. Он рассчитал и спроектировал вылет козырька так, что опоры не понадобились.
Панели для общественного здания высокого назначения были применены впервые. Сначала Дом Советов проектировался из кирпича, однако было понятно, что кирпич - это долгострой. К тому же для него понадобилась бы дополнительная внешняя отделка, а это дороже и менее долговечно. Было решено проектировать из панелей.
Строился Дом Советов быстро, хотя в эксплуатацию его ввели только в июле 1972 года. Самым трудным оказался первый этап, ведь объект был новым и необычным для молодых архитекторов. По словам Геннадия Ильяшенко, скорой работе способствовала харизма управляющего Наума Белоцерковского, который вместо криков и ругани, свойственных строительным начальникам, брал мягкой уверенностью: «Надо сделать к такому-то числу, что мешает - скажите». Его обаяние и умение организовать работу воодушевляли всех.
- Я сначала много панелей наружной отделки отбраковывал. Они не были браком и шли на строительство детских садов и школ, коих было множество, но мне необходимо было другое. Долго ругался с женщиной с завода-изготовителя. Она на меня даже матом кричала, что нарисуем, начертим себе что-то, а попробовали бы изготовить сами. Тут подошел Белоцерковский, я ему объяснил, что нужно сито большое, а они корытом с дырками работают. Он поговорил и через неделю пошли нужные ровно отделанные панели, - отметил архитектор.
По его словам, есть множество примеров, когда управляющий спокойно организовывал работу в нужном русле, что и способствовало быстрой стройке Дома Советов.
Уникальное здание
Как рассказал Геннадий Ильяшенко, кабинеты министров и руководителей Верховного Совета поражали своей планировкой. Кроме стандартного кабинета, туалета, комнаты отдыха и приемной, в них были свои столовые для принятия важных гостей и отдельная кухня. Столовая для остальных работников Дома Советов находилась на цокольном этаже. Два огромных зала были рассчитаны на 200 мест.
Дом Советов хотели представить к госнаграде СССР, но не вышло – сверху поступило распоряжение радоваться тому, что построили, но помалкивать, так как запрет ЦК еще не был отменен. Здание всем нравилось, в 1975 году власти других городов стали просить отпечатки проекта себе, чтобы построить аналогичные. Однако архитектор указывал, что вокруг и так все типовое, и не хотел повторений. К его мнению прислушались и, насколько известно, копий у здания Госсовета Коми в стране нет.
Комментарии (22)
Так в Ухте Дворец культуры шёл по документам, как дом научно технического творчества, поэтому его раньше и называли "Дом техники".
А здание дома Советов довольно уныленькое. Типовая панелка.
памятник Ленину. Испортили всё эти архитекторы.
Будто не было другого места для стойки.
Да и само здание по прошествии лет смотрится
не очень.
Так что раскошеливайся!!!