Владимир Щелоков: «Белкомур – прорывной проект для государства»
Реализация проекта «Белкомур» позволит регионам увеличить валовый региональный продукт почти на 5 триллионов рублей. Об этом по итогам подписания соглашения о намерениях на общую сумму 278 млрд рублей между ОАО «Белкомур» и Евразийским банком развития на Петербургском международном экономическом форуме сообщил гендиректор акционерного общества Владимир Щелоков, передает с места событий главный редактор БНК Алексей Лазарев.
Как сообщил БНК Владимир Щелоков, на сегодня это вторая из подписанных на форуме сделка по объему средств.
- Но дело даже не в размере, а в том, что мы переходим к практической реализации проекта, так как ни один проект не может быть реализован без финансирования. Сегодня появляется инструментарий, который позволяет сформировать консолидированный кредит, синдицированный кредит. Главным банком готов выступить Евразийский банк реконструкции и развития. Ни одно министерство и ведомство не отрицает, что этот проект нужен. Но стоит вопрос, когда будут его реализовывать по срокам? Есть сформированная программа РЖД, соответственно, есть определенные планы РЖД по модернизации существующих участков, и реализация параллельно нескольких проектов создает определенные экономические трудности. Совершенно очевидно, что если одномоментно будут реализовываться в одном в Северо-Западном регионе три-четыре крупнейших проекта, то не хватит мощностей заводов по производству рельсов и шпал, путевого оборудования, систем безопасности. В данном случае будет спровоцировано увеличение стоимости этого проекта. Что невыгодно никому. Поэтому эти процессы необходимо каким-то образом разместить во времени, чтобы решить вопрос по реализации проекта и не увеличить его стоимость, - отметил Щелоков.
По его словам, сегодня, имея банк-интересант в реализации этого проекта, есть понимание, как, куда и в какие сроки будет двигаться проект.
Владимир Щелоков отметил, что оценка проекта была произведена в августе 2017 года Центром стратегических разработок Алексея Кудрина, в декабре результаты были представлены в правительство.
- Рассматривались различные варианты строительства проекта: целиком строительство, строительство только Южного участка и развитие сети железных дорог на Северо-Западном полигоне без проекта «Белкомур». Всё это требовало достаточно серьезно экономических, финансовых исследований, оценки грузовой базы, логистических цепочек. Только работа по оценке грузовой базы - более 2000 листов, из которых более 40 листов - это таблицы мелким почерком. Для того чтобы понимать, нужен проект или не нужен, надо оценить экономику как для РЖД, министерства транспорта, так и в целом для государства. Оценка, которая произведена Российским центром стратегических разработок, показывает, что проект не просто выгоден для государства. Это, не побоюсь этого слова, прорыв, - заметил гендиректор «Белкомура».
По его словам, исходя из финансовой модели, на самоокупаемость дорога выйдет через 11 лет. На эти 11 лет государство должно изыскать 64 млрд руб. в качестве минимального гарантированного дохода, предусмотренного законом о концессиях, чтобы инвестор каждый год, ритмично, получал свою долю возвратности.
- При этом есть ещё один нюанс на этапе строительства, когда государство, не вкладывая ни копейки, денежные средства уже генерирует за счёт НДФЛ, за счет налога на имущество, НДС и прочих видов налогов. Кроме того, это рабочие места и масса других социальных вопросов. По нашим расчетам только на этапе строительства будет собрано налогов за эти годы примерно 65-66 млрд рублей,- сообщил Владимир Щелоков.
Через 11 лет, по представленной модели, государство начнет получать чистую прибыль.
Что касается макроэкономики региона, то консервативный прогноз показывает, что прирост будет незначительный, может быть, даже несколько ниже среднего, так как на это влияют отток населения с Севера, неразвитая инфраструктура, сокращениях в некоторых отраслях. В случае реализации проекта прогнозируется мощнейший рывок экономики. По словам Щелокова, прирост валового регионального продукта в Архангельской области и в Республике Коми составит 5 - 6%, что позволит регионам перейти в категорию регионов-реципиентов.
Государство за период действия концессии может получить в виде налогов всех уровней 1 триллион 300 млрд рублей, валовый региональный продукт в абсолютных цифрах в приведённых ценах вырастет почти на 5 триллионов рублей. Будет создано порядка 40 новых предприятий в областях, связанных с лесопереработкой, с добычей руд, нефтепродуктов и так далее.
- Это практически возможность комплексного развития территорий. Кроме этого, почти 2 миллиона человек получат дополнительную транспортную доступность.
- До сегодняшнего дня почти 20 лет регионы самостоятельно продвигали «Белкомур». Появился совершенно иной подход, дирекция вознеслась над регионами? - поинтересовался главред БНК.
- Ни в коем случае. У нас - дирекция это исполнительный орган. Основные акционеры - субъекты. В данном случае дирекция компании выполняет волю своих акционеров, по-другому быть не может. Другой вопрос, что, наверное, пришло время. На сегодняшний момент только ленивый не говорит о том, что без инфраструктуры невозможно развитие промышленности и производства. Этот проект на сегодня один из наиболее проработанных из всех инфраструктурных проектов, которые еще не запущены в производство, существующих в Российской Федерации. С точки зрения макроэкономических эффектов, нет ни одного проекта, который был бы сопоставим с ним. Почему государство длительное время не принимало положительное решение? Были сомнения по поводу грузовой базы, не будет ли он конкурировать с Северном широтным ходом, не будет ли уводить грузы с Мурманского транспортного узла? Этот проект генерирует создание новых предприятий, новых грузов. В наших расчетах, и это подтверждено письмами, позициями субъектов, показано, что 40% грузов - это новые грузы, которые не появятся, если не будет дороги. То есть, здесь речь не идет о конкуренции за существующие грузы. Речь идёт о другом: появятся грузы или не появится.
По словам Щелокова, были определённые сомнения у Мурманского транспортного узла, например, переживали, что при развитии глубоководного порта в Архангельске часть грузов уйдет из Мурманска в Архангельск, и тем самым возникает конкуренция двух портов. Но это сомнение также беспочвенно.
Формирование нового транспортного коридора сокращает расстояние от Урала до Архангельской области примерно на 850 км, а маршрут до Мурманска сокращает расстояние на 349 км. Это интересно и грузоотправителям.
Комментарии (38)
диссертацию напоминает
Грузопоток стабильно уменьшается по всем направлениям.
В России ничего не меняется без великих потрясений.
Выход к Северному морскому пути у Коми и так через несколько лет появится через СШХ, который строит ЯНАО, он подразумевает соединение северной и западно-сибирской железной дороги.