content/news/images/79236/IMAL6008_mainPhoto.jpg
12:19, 24.05.2018 / КУЛЬТУРА

«Сказки Гофмана»: синтетическая опера о любви к трем женщинам и творчеству

В среду, 23 мая, Театр оперы и балета Республики Коми представил зрителям фестиваля «Сыктывкарса тулыс» третий премьерный спектакль уходящего сезона - оперу «Сказки Гофмана». Эклектичная история француза Оффенбаха о трех возлюбленных поэта Гофмана и муках творчества погрузила зал в стимпанк, венецианский карнавал и мистическую готику.

«Сказки Гофмана»: синтетическая опера о любви к трем женщинам и творчеству
Фото Марии Шумейко

Либретто «Сказок Гофмана» появилось еще за 30 лет до премьеры самой оперы в 1881 году. Жюль Барбье переработал три новеллы Эрнеста Теодора Амадея Гофмана «Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель», главным героем которых стал сам писатель, в комедию, однако постановка успеха не получила. Тогда текст подвергся еще одной трансформации - в либретто, которое было предложено трем композиторам. Автор оперетт Жак Оффенбах в конце жизни взялся за работу над «Сказками Гофмана», но увидеть на сцене своего творения так и не успел.

IMAL5967.jpg

В Сыктывкаре «Сказки Гофмана» поставили впервые. Премьерные показы состоялись ровно месяц назад - 22 апреля. Работа над непростой оперой со множеством сюжетных линий, драматически и вокально сложными решениями стала новой ступенью в развитии театра. Серьезная работа проделана и с музыкальным материалом, который собирался из разных редакций нот. Творческий союз дирижера-постановщика Азата Максутова, режиссера-постановщика Ильи Можайского, сценографа Юрия Самодурова и художника по костюмам Натальи Кравченко явил сыктывкарскому зрителю спектакль, собранный из разных частей, стилей и эпох, но объединенный противостоянием двух героев - невезучего в любви Гофмана (Борис Калашников) и «черного человека» (Алексея Петрова), предстающего в разных образах, одинаково разрушительных для счастья поэта.

IMAL5970.jpg

Поэт Гофман истерзан творческими муками и его воспаленное воображение напоминает о вечном сопернике - советнике Линдорфе, который борется за сердце возлюбленной Гофмана певицы Стеллы. Ожидая окончания спектакля Стеллы, Гофман берется рассказывать друзьям в кабаке о своей возлюбленной - она воплощает и объединяет в себе трех некогда любимых женщин поэта - куклу, куртизанку и актрису.

IMAL6023-kopiya.jpg

Первой трагической историей Гофмана стала любовь к «автомату» - кукле Олимпии, «дочери» сумасшедшего ученого-физика Спаланцани. Коварный оптик Коппелиус (Алексей Петров) продает поэту очки, позволяющие одушевить даже неживые предметы. Под всеобщее ликование гостей Спаланцани кукла поет знаменитые «куплеты Олимпии» и кружит в вальсе влюбленного Гофмана, однако счастье разбивается вместе с окуляром волшебных очков - Олимпия оказывается роботом, а Гофман - посмешищем для светской публики.

IMAL5995.jpg

Партия Олимпии стала премьерной для солистки театра Анастасии Морараш. Ей удалось заворожить зрителей колоратурным сопрано, пластикой и неожиданным для «автомата» обаянием.

IMAL6009.jpg

Вторая сказка переносит Гофмана в венецианский карнавал, где в толпе масок, костюмов и плащей обольстительница и куртизанка Джульетта (Елена Аюшеева) идет на сделку с колдуном Дапертутто, а доверчивый поэт лишается своего лица и отражения.

IMAL6025.jpg

Третья, самая драматическая и мистическая история любви разворачивается в доме советника Креспеля (Максим Палий). Его дочь Антония прекрасно поет, но голос девушка унаследовала от своей матери вместе с серьезной болезнью. Она влюблена в Гофмана и даже готова ради него, а не только по советам врачей, бросить увлечение музыкой. Но в доме появляется доктор в черном - Миракль, по наущению которого Антония вновь начинает петь. Слыша голос матери, она вступает с ней в диалог и уходит в ирреальный мир. Партию Антонии впервые на сыктывкарской сцене исполнила Елена Лодыгина. Гофман в исполнении Бориса Калашникова также стал премьерным на «Сыктывкарса тулыс».

IMAL6055.jpg

После всех злоключений с поэтом остается только его верная Муза (Галина Петрова), которая прошла вместе с ним весь путь в образе друга Никлауса и пыталась уберечь ранимую душу Гофмана от роковых поворотов судьбы.

IMAL6043.jpg

С первых же мгновений спектакля внимание зрителей притягивает сложная сценография и костюмы. Двухуровневая конструкция на сцене из кабака трансформируется в лабораторию ученого, становится площадкой венецианского карнавала, а затем превращается в мрачный дом с органом, где оживает портрет актрисы и погибает Антония. Пространство сцены максимально заполнено артистами хора и балета, которые задействуют все уровни конструкции. Свысока на происходящее в каждой истории взирает «черный человек» - Линдорф, Коппелиус, Миракль и Даперутто.

IMAL6011.jpg

Московский оперный критик Александр Матусевич высоко оценил проделанную работу, заметив, что театр справился с амбициозной задачей - передать сложный музыкальный материал, не помешав при этом восприятию насыщенной визуализацией. Однако, по словам критика, привыкших традиционным сценическим решениям зрителей увиденное может слегка шокировать.

- Визуальное решение спектакля подчеркивает, усиливает своеобразный стилистический винегрет, который заложен в самой музыке Оффенбаха, драматургии этой оперы. В музыкальном театре очень важно, чтобы сценография и режиссура были музыкальными, шли от музыки, а не в противовес ей, перетягивая материал на себя. Выйдя из театра, зритель должен помнить, что он услышал, а не только то, что он увидел на сцене, поэтому музыкальная режиссура должна быть во многом продолжением партитуры. Здесь это соблюдено и работает на усиление эклектичности, полистилистики, поэтому очень уместно. Хотя, это может быть несколько ново и шокирующе для неподготовленного зрителя, если он ориентирован на традиционные решения, а новое воспринимает с трудом, - заключил он.

IMAL6007.jpg

Собеседник БНК также отметил женский вокал и работу дирижера:

- Дирижеру удалось уловить дух, нерв, весь аромат партитуры и заставить оркестрантов убедительно его представить. Несмотря на какие-то замечания, это была французская музыка. И это главное. А над деталями можно работать до бесконечности. Театр дозрел до уровня сложного синтетического спектакля, поэтому впечатления только позитивные - остается только порадоваться, похвалить и поприветствовать это событие. А это действительно событие.

3765

Комментарии (9)

Добавить комментарий
  • Попов А.
    24 мая 2018 г., 15:04:38
    Ответить
    Уважаемая дирекция театра оперы и балета!
    23 мая 2018 г. мы с другом посетили оперу «Сказки Гофмана». Друг приехал из другого города, и в государственном театре оперы и балета РК еще не был, поэтому мы решили посетить ваш театр. Но поделиться я хочу не впечатлениями об опере, а впечатлениями об обслуживании в театре.
    Существует классическое выражение, что театр начинается с вешалки. Хотелось бы, чтобы сотрудники театра помнили, что настроение пришедшего зрителя начинается со входа в здание.
    Сразу скажу, что работникам гардероба, администраторам можно ставить двойку за их работу. Начнем с того, что сотрудница гардероба, вешая одежду, чуть ли не волочила ее по полу. Обратил внимание, что это не единичный случай, с одеждой посетителей обращаются не очень аккуратно. После спектакля, чтобы не стоять в очереди, подошли за одеждой чуть позже. В гардеробе было еще несколько плащей и курток, но самих гардеробщиц не было. Слышно было, как кто-то разговаривал за занавеской. Пришлось несколько раз позвать сотрудника, чтобы к нам подошли. Подошли две женщины, судя по всему, не имеющих отношение к гардеробу, так как они говорили между собой, что выдадут вещи, пока нет гардеробщицы. При получении вещей выяснилось, что куртки висят не на тех местах, которые указаны на номерках из гардероба. Скорее всего, когда вещи вешали, номерки были перепутаны, так как очень часто гардеробщицы берут сразу несколько курток. Но если нет возможности запомнить, куда вешать куртки, то и брать их, может быть, надо по одной? Когда вышли из театра, друг заметил, что его куртка испачкана чем-то белым, дома я тоже заметил белые пятна на своей куртке. Грязь удалось убрать только специальными пятновыводителями. В гардеробе куртки висели в первой секции со стороны буфета.
    В самом зале было довольно душно, многие обмахивались программками. Но больше удивило, то, что центральные двери в холл администратор закрыла, когда еще не все зрители покинули зал, пришлось выходить через боковые двери. Это такая политика театра, или администратору некогда было подождать 2-3 минуты, пока все зрители не покинут зал?
    Из-за таких мелочей самое благоприятное впечатление от спектакля может быть безнадежно испорчено. Надеюсь, что администрация учтет эти недостатки. Для примера, в академическом театре драмы им. В. Савина на входе билетеры всегда приветливо здороваются со всеми зрителями, гардеробщицы работают в перчатках, всегда доброжелательны, администратор зала ответит на вопросы, и уж тем более, не закроет дверь, пока зрители не покинут зал.

    • Александр Щиголев
      24 мая 2018 г., 16:08:31
      Ответить
      "Существует классическое выражение, что театр начинается с вешалки. "
      .
      Ничего подобного! Театр начинается с буфета, а не с вешалки!
      В Савина буфет лучше по архитектуре, но беднее по содержанию продуктов. И коньяк слишком дорогой - 200 рублей за 50 грамм армянского!

      Соответственно, разочаровавшись от буфета в Греческий зал уже не очень хочется............
    • зритель
      25 мая 2018 г., 9:42:14
      Ответить
      Театр становится всё страшнее и страшнее...люди сидят в духоте,обслуживают людей какие-то бескультурные бабки. А как одета публика...Понятно,что в этот сарай не наденешь вечернее платье и смокинг, но не в рваных же джинсах приходить на фестиваль!
  • Дмитрий
    24 мая 2018 г., 15:33:08
    Ответить
    Блестящая постановка
    Спасибо организаторам за настоящий праздник!
  • 1215
    24 мая 2018 г., 15:37:57
    Ответить
    в зале реально душно, тяжело
  • Александр Щиголев
    24 мая 2018 г., 16:03:37
    Ответить
    Третий сорт - не брак...
    .
    У нас публика не притязательная. Желание почувствовать себя профессиональными театралами и затоками "Итальянской оперы" побуждает многих восхищаться чем угодно на Сыктывкарских сценах....

    Оффенбах, сам по себе, не уровень Чайковского. Во свяком случае - для меня.
    Голоса хорошие есть, но сама постановка на три с плюсом.
    Вот декорации на пять!
    Костюмы ужас! Особенно у куклы. От этой юбки хромированной прожектора постоянно отсвечивали в зал, глаза хоть закрывай. Если раньше на плохой опере можно было только слух испортить, то в нашем театре теперь ещё и зрение страдает....
    • Оффенбах
      25 мая 2018 г., 7:28:47
      Ответить
      Злой Щиголяев, ты уже не достигнешь уровня даже начинающего театрала. Пей коньяк дома, и слушай Чайковского в интернете. У тебя давно испорчены не только слух и зрение, но и мозг.
  • да
    24 мая 2018 г., 18:02:17
    Ответить
    в театре не всё в порядке с культурой. Вы бы ещё
    в служебный вход обратились то поняли бы многое. Ну а духота в зале так понятно давно
    надо делать капитальный ремонт или строить новый театр. Ведь артисты работают и не думаю,
    что им было легче дышать чем зрителям.
    Впрочем ледовый дворец вот задумали вбухать,
    так что на всё денег не хватит.
  • мызыкант
    25 мая 2018 г., 17:22:24
    Ответить
    Сказки Гофмана это достойная опера, много
    красивых моментов. Да и не должно быть всё в стиле Верди или Пуччини. Так что если
    кому не понравилось послушайте ещё раз.
    Да и интернет сейчас в помощь. Там много
    различных вариантов. Слушайте и любите музыку.