История коми журналистики: «Зырянская жизнь», «комбинат печати» и главнокомандующий без «л»
В Сыктывкаре состоялась очередная прогулка проекта «Пешком по Усть-Сысольску». На этот раз историк Михаил Рогачев и журналист Игорь Бобраков рассказали о вековой истории коми печати, таинственной пропаже первого номера «Зырянской жизни» и о том, как попасть в учебники по журналистике.
Стартовала экскурсия с перекрестка улиц Орджоникидзе и Советской. Именно это место, по словам Михаила Рогачева, можно смело назвать «колыбелью коми печати».
Если в самом начале 20-го века усть-сысольцы выписывали около 50 экземпляров «Вологодских губернских новостей», то в 1906 году в городе появился собственный печатник: Зосима Следников переехал в Коми край из Устюга и основал первую типографию.
- Типография печатала бланки, афиши и книги. В Литературном музее И.А.Куратова хранится почти полное собрание журналов заседаний усть-сысольского земского собрания, отпечатанных именно в типографии Следникова с 1907 года, - отметил Михаил Рогачёв.
В типографии Следникова был напечатан первый номер газеты «Зырянская жизнь». Он увидел свет 10 июня 1918 года, чем и положил начало зырянской журналистике.
Точное место нахождения знаковой типографии историкам установить до сих пор не удалось. Официальный адрес — Республиканская улица, дом 13, — как раз находился на месте нынешнего перекрестка Советской — Орджоникидзе. Однако дореволюционные фотографии доказывают — дом с характерным полукруглым крыльцом и палисадником стоял напротив нынешней Национальной библиотеки.
Интересна и судьба первого номера «Зырянской жизни». Найти его в архивах краеведам также не удалось. По этому поводу у историков есть два мнения: либо номер, который издали тиражом около 300 экземпляров, просто не сохранился, либо его изъяли по политическим причинам.
- Честно говоря, номер был не первый. До этого была еще одна газета: три номера собственной газеты издало усть-сысольское «Общество обновления местной жизни крестьянского и трудового населения Усть-Сысольского уезда». Неизвестно, сохранились ли эти экземпляры. Первый номер «Зырянской жизни» был напечатан небольшим тиражом, поэтому может быть не сохранился вовсе. Другая версия — он был антисоветским, ведь первый главный редактор «ЗЖ» Дмитрий Попов был эсэром. Поэтому новая власть изъяла номер из обращения, - предположил историк Михаил Рогачев.
Была ли редакция у «Зырянской жизни» тоже не известно. Известно лишь, что в то время практически не было журналистов, писали статьи рабкорры и редакторы издания. С 1918 года с газетой сотрудничал Виктор Савин. Он вспоминал, что некоторые номера, уже будучи главредом, он писал под разными псевдонимами один.
Следующей точкой «публицистической» экскурсии стал парк имени Кирова. По словам Михаила Рогачева, в доме 41 по улице Набережной располагалась первая газетная редакция Усть-Сысольска, затем она переехала в две комнаты на втором этаже дома №38 по Набережной. Сейчас это перекресток улиц Кирова и Коммунистическая.
После образования Коми автономной области в августе 1921 года «ЗЖ» переименована в «Югыд туй» («Светлый путь»). Газета выходила на двух языках — коми и русском, тираж доходил до двух тысяч экземпляров.
- Виктор Савин довольно скептически относился к переводу печати на коми язык, - заметил Михаил Рогачев. - В патриотизме Савина никто не усомнится, но он был не так уж не прав. Надо помнить, что печать была наборная и только в это время был изобретен коми алфавит. И Савин сомневался удастся ли быстро наладить производство литеров и найти наборщиков на тексты на коми языке. Но ему сказали, что надо.
К тому же по словам лектора, Виктор Савин считал, что газету на русском языке из-за общей безграмотности сможет прочитать около 25% населения, на коми языке — того меньше.
В 30-е годы «Югыд туй» разделилась на два новых издания - «За новый Север!» и «Вöрлэдзысь» («Лесной рабочий»). Тогда же местные газеты обязали выпускать информационные материалы из центра. Редактировать сводки было категорически запрещено.
Случались и курьезы. Уже после войны наборщик газеты «За новый Север!» случайно промахнулся и напечатал материал с заголовком «От верховного главнокомандующего», пропустив букву «л». За что редколлегия имела «определенные неприятности».
Еще одной точкой маршрута стало крыльцо отдела этнографии Национального музея Коми. В здании торгового дома Дербеневых устроили новую типографию. Дело в том, что к 1921 году типография Следникова уже не могла покрыть все потребности города. К тому же было доставлено новое оборудование, для которого необходимо было электрифицированное здание. Поэтому из бывшего магазина выселили клуб «Звезда» и отдали его печатникам. Задействовали и соседний дом Охлопкова (нынче магазин «Оружие») - в нем располагался фотоцинковый отдел.
В начале 30-х годов у руководства автономии уже оформилась идея постройки специального здания для типографии и редакций. Дело затянулось, но в 1936 году был сдан «Дом печати», где и сосредоточилась вся коми печать на долгие годы.
«Комбинат печати» стал заключительной точкой прогулки. О новом этапе в журналистской истории края рассказал Игорь Бобраков. Он особо подчеркнул, что в советское время от цензуры журналисту было не скрыться, хотя существовали и разрешенные темы для критики.
Один показательный случай и вовсе попал в советские учебники по журналистике и прославил Коми на всю страну: в 1939 году главный редактор газеты «За новый север» Яков Задов написал критический редакторский комментарий к информации из центра.
В 40-е годы в республике практически исчезла молодежная журналистика — в 1941 году все ушли на фронт. И лишь в 1958 году свет увидел первый номер «Молодежи Севера».
Игорь Бобраков отметил, что он возможно предвзят, но «золотым временем» для коми журналистики и сыктывкарских общественно-политических газет стали времена «перестройки» и «лихие 90-е». Завершил свой рассказ журналист выводом, что настало время интернет-изданий и газеты уходят в прошлое, отметив при этом, что среди молодежи есть много достойных авторов.
Комментарии (5)
Даёшь места обитания "дело Гайзера"