Пестерь, головедеч и ошувка: что дарят Нацмузею жители Коми
Головной убор невесты, крошни, старинное постельное белье с инициалами владельцев и старообрядческий столик обогатили коллекцию Национального музея Коми. Все это дары жителей республики. О том, какие редкости находят на пыльных чердаках, журналистам рассказала заведующая отделом этнографии Татьяна Пьянкова.
25 предметов передали в дар Национальному музею Коми жители региона с начала этого года. Большинство из них пылились в квартирах или были забыты в родовых домах в деревнях и селах. В музее они обретают новую жизнь и пополняют научные фонды – все это памятники культуры республики. Даже шерстяные чулки из деревни Праскан 70-х годов прошлого века, которые значимыми делает то, что это традиционное узорное вязаное изделие коми народа с необычной цветовой гаммой.
Большая редкость, когда среди даров оказываются головные уборы. Национальному музею здесь повезло – нашлось сразу два. Это треук или ошувка из Ижмы начала 20-го века и головедеч – головной убор невесты из деревень реки Лузы.
- После сватовства и рукобитья девушка расплетала косу, надевала головедеч, который вышивала сама, и начинала причитать, плакать, петь песни. Привет из конца 19-го века нынешнему поколению из деревни Прокопьевка, - рассказала Татьяна Пьянкова.
Женские предметы быта сохраняются и доходят до потомков чаще, чем мужские. В коллекции музея оказались уникальные платки-шали красного цвета конца 19-го - начала 20-го веков, бабушкино полотенце ручной работы с рождественскими звездами и кружевными вставками, а также старинное постельное белье с инициалами владельца и вышивкой.
- Как происходит передача? Приходит бабушка с внучками в музей, посмотрела экспозицию. Воскликнула: «Господи, как в родном доме побывала. А у меня есть!..» Начинается беседа, душевный разговор, предлагают подарить, - отмечают в музее.
Именно так на витрине оказался патефон. Дарительница Валентина Нахлупина купила его с первой зарплаты. По легенде в молодости в 50-ые годы она с друзьями собиралась вокруг этого патефона на молодежных вечерках. Проигрыватель до сих пор звучит – он в целости и сохранности дошел до наших дней. Скоро его окружит коллекция фотографий того же периода. По словам музейщиков, так появится целый комплекс, раскрывающий образ жизни молодежи в 50-ые годы.
Каждый предмет заполняет тематический и географический вакуум в истории. Из села Керос привезли крошни для переноски тяжестей, кадушку для простокваши, совок для зерна и муки. Особенно примечателен пестерь – традиционный кузов. Он до сих пор используется в деревнях, но конкретно этой флягообразной формы бывает только на Удоре, Лузе и Вычегде.
Ценность представляют предметы быта – они дают представление о том, как была устроена жизнь в губерниях. Из села Вотча - архаичные горшочки из глины для каши, масла и молока, изготовленные жгутовым налепом. Из деревни Гавриловка доставили сани середины 20-го века. Они изготовлены традиционным способом – обтеской, пилением, гнутьем и вязкой из дерева, металла и ткани.
Одной из самых важных находок стал столик из села Керчомья из старообрядческой семьи. Он сделан по аналогам и относится к концу 18-го века. У столика отсутствует столешница.
- Мы уже установили дом, откуда столик привезли. Куском этой самой столешницы бабушка закрывает яму. Надо сколотить ей новую, чтобы вернуть эту, - пояснили в музее.
Пока предметы еще не поставлены на учет, но уже обрели свое место на витрине – это знак благодарности дарителям. Собирать такие осколки прошлого сотрудники музея продолжат в течение всего года.
- Люди хранят, не сжигают, не выбрасывают. Дома даже иногда разбирают и зовут нас – собирается команда, выезжаем в дом и собираем интересные вещи той культуры, что ушла, - добавила Татьяна Пьянкова.
Комментарии (3)