«Сыщики земли Зырянской»: «Китайский ребус»
Агентство БНК совместно с автором не имеющего аналогов в России издания «Сыщики земли Зырянской» Анатолием Соловьевым к 100-летию уголовного розыска представляет живые истории ветеранов и действующих сотрудников МВД по Коми о самых резонансных преступлениях в Коми. Каждое воскресенье БНК публикует по одной истории «Сыщиков», как изданных, так и готовящихся к выходу в свет. Сегодня мы представляем историю о том, как в августе 1988 года в своей квартире был обнаружен труп директора строительной фирмы: воркутинец Сергей Ян был задушен махровым полотенцем.
В состав опергруппы по раскрытию преступления вошел и старший инспектор уголовного розыска ОВД Воркуты Николай Семенов. Для выпускника Омской школы милиции это убийство было одним из самых серьезных дел в практике.
1988 год, Николай Семенов, оперуполномоченный уголовного розыска ОВД Воркутинского горисполкома
Шальные деньги
Строительная фирма Сергея Яна появилась на свет сразу после вышедшего в мае 1988 года закона «О кооперации в СССР». «Деловые люди» сумели оценить появившиеся перспективы и мгновенно организовали кооперативы, неразрывно связанные с производством. Они сами продавали продукцию, в результате вся прибыль шла в карман кооператоров, а производство обычно обходилось высокими показателями выполнения плана. В условиях возникшего дикого дефицита очень ценились связи, всё делалось «через заднее крыльцо», мимо кассы предприятий шли огромные деньги, зато кооператоры обогащались.
Проектная контора Яна подвизалась на заказах крупнейшего угледобывающего предприятия страны «Воркутауголь». Одному из Воркутинских предприятий, входивших в объединение, потребовалось срочно получить проект на строительство гаража-стоянки на пятьдесят автобусов. Если идти законным путем, на это уйдут месяцы, а то и годы — это и сейчас сделать трудно, а во времена плановой экономики о месяцах говорить просто не приходилось.
Фирма Яна взялась в сжатые сроки «выдать на гора» качественные чертежи сооружения, за что должна была получить кругленькую сумму. Договор был заключен, и работа закипела. «Бригада» Яна засела за чертежи: инженеры- проектировщики буквально сутками не уходили домой. Сам Сергей отправил жену с детьми на юг и фактически переселился в рабочий кабинет.
Обширные знакомства помогли ему найти смежников в Ленинграде, которые согласились помочь. Естественно, по тем же принципам: ты мне — я тебе. Инженеры советского мегаполиса взялись помочь воркутинской конторе, и уже вскоре специалист из Заполярья работал в проектном институте города Ленина.
Здесь тоже со временем не считались, и вскоре институтская команда проектировщиков нанесла последние штрихи на заветных чертежах, за которые также получила денежное вознаграждение. Еще через день чертежи оказались на столе Сергея Яна. А вскоре был готов и весь проект.
Условия договора были выполнены. По советским деньгам вознаграждение за проделанную работу руководитель кооператива получил немалое – целых 83 тысячи рублей! Для сравнения: в те времена лучшая легковая машина «Волга» стоила около десяти тысяч рублей!
Банк выдал сумму мелкими купюрами, и полученные деньги едва уместились в модном тогда чемоданчике с причудливым названием «дипломат». Придя домой, Сергей Ян, никогда не видевший столько денег сразу, достал купюры из чемодана и разложил в платяном шкафу…
Если друг оказался вдруг...
Вадим Журов слыл близким другом Сергея. Он занимался мелкой коммерцией – продажей дефицитных свитеров, курток и так полюбившихся советским людям джинсов-«варёнок». Вместе со своей подругой Анной Журов был частым гостем Яна. В этот вечер они тоже заглянули «на огонёк».
Разливая по бокалам вино, Ян сообщил друзьям, что отправляется в отпуск уже завтра утром. Журов предложи выпить за мечту Яна — тот уже давно вел разговоры о покупке домика на южном берегу моря, деньги у него появились, оставалось только немного накопить.
Захмелевший Сергей взглянул на друга, а потом подошёл к шкафу и, распахнув дверку, спросил торжествующе:
– А это ты видел?
Картина увиденного сильно запала в душу Вадиму. Уже на лестничной площадке, попрощавшись с хозяином, он произнес сквозь зубы: «Валить его надо, а то бабки уйдут».
Верный план
Журов вспомнил, что у Яна где-то на днях будет день рождения и ему можно сделать подарок — это будет поводом, чтобы явиться в дом, из которого он недавно ушёл. К тому же, Журов решил, что для задуманного ему нужен помощник: не убивать же человека самому, да к тому же - друга! Для этой цели как раз подходил ранее судимый Илья Клинцов, не отличавшийся высокими моральными качествами и очень любивший деньги. Он помогал Вадиму находить клиентов, за что получал небольшой процент с продаж, которые делал Журов. Услышав о «сумасшедших» деньгах, Клинцов тут же согласился на «дело».
Они подобрали несколько свитеров – будущий «подарок» Сергею, и отправились в гости к кооператору. Они были настолько напряжены, что не обратили внимание на «парадный» вид открывшего дверь хозяина: тот был в костюме и завязывал галстук.
– Померяй, – сказал Журов, протягивая другу несколько свитеров. – Это мой тебе подарок.
Как только голова Сергея скрылась в свитере, Клинцов ударил его бутылкой вина, которую держал в руках: гости принесли вино с собой в качестве презента. Но то ли бутылка была с браком, то ли голова у Яна оказалась очень крепкой, только во все стороны брызнули стекла, а запутавшийся в рукавах свитера хозяин квартиры остался на ногах. Он что-то закричал и попытался стащить с себя свитер, но «гости» навалились на него и свалили на пол. Клинцов накинул на шею кооператора махровое полотенце и стал душить. Но жизнь не желала покидать сопротивляющегося именинника. Тогда Журов с силой надавил ногой на горло Яна, и вскоре тот затих.
Опустошив денежный шкаф, убийцы быстро «замели» следы и скрылись.
Как потом оказалось, Сергей пригласил всю свою команду инженеров отметить свой день рождения в ресторан. Когда «шеф» не пришёл в назначенное время, коллеги забили тревогу. Даже послали на квартиру одного из сотрудников. Тот, позвонив несколько раз в дверь, вернулся в ресторан и сообщил, что ему не открыли дверь. Поскольку отношения в коллективе были приятельские, то чуть ли не все знали, что Сергей Ян не слыл примерным семьянином. Компания разошлась по домам: дела сердечные все чтили.
Следы остаются всегда
Когда оперативная группа в составе инспектора уголовного розыска Николая Семенова и сыщиков Владимира Кормакова, Василия Казеннова, Ивана Березюка и Виктора Копылова прибыла на место происшествия, в квартире невозможно было дышать. Помещение было буквально пропитано уксусом. Собака след не взяла, и оперативники поняли, что раскрыть убийство будет непросто.
Нужно было отрабатывать связи Яна. И вот тут как раз и всплыла история с рестораном. Семенову было поручено встретиться с женщиной, которая считалась фавориткой убитого и именно из-за встречи с ней перед отъездом он и мог не явиться в ресторан. Дама согласилась предоставить информацию, но с условием, что об этом кроме опера никто не узнает.
Выяснилось, что в день убийства она собиралась придти в гости к Сергею. Более того, он даже пригласил ее в ресторан. И кто знает, как бы закончился тот день, если бы не вечная женская опасливость и нежелание огласки... Оказалось, что дама действительно была у Яна, но в ресторан пойти отказалась и через некоторое время ушла от любовника. А тот стал собираться – вынул из шкафа костюм и галстук. И только потом, сопоставив все факты, женщина решилась рассказать оперативнику о том, что знала.
Оказалось, что она едва не застала у Яна Журова с Анной. Выйдя из лифта, женщина услышала звук открывающейся двери и голоса Сергея и какой-то женщины. Не желая быть увиденной, дама юркнула за лифт и замерла. Журова она узнала, а вот женщину – нет. Фразу про деньги она услышала, но не придала никакого значения, и лишь потом до неё дошёл её страшный смысл.
Заместитель начальника УВД Воркуты по оперативной работе и руководитель оперативно-следственной группы Анатолий Гулага, услышав информацию, полученную опером Семёновым от любовницы Яна, приказал взять Журова в глубокую оперативную разработку. И вскоре от оперативных источников пришло сообщение: Илья Клинцов может быть причастен к убийству Сергея.
В ходе оперативных действий в поле зрения сыщиков попала сожительница Клинцова Елена Перова. Опять же на помощь пришли негласные источники: они сообщают, что «боевая подруга» бывшего зэка может быть в курсе всех его дел.
Николай Семенов, изучив все оперативные материалы, пригласил Перову на беседу, в процессе которой убедился, что дама чего-то недоговаривает. Разговор затянулся чуть ли не за полночь, но собеседница стояла на своём: ничего не знает, ничего не видела и не слышала.
В это время в кабинет Семёнова постучал дежурный по отделу:
– Коля, заканчивай допрос, тебя же жена дома ждет: звонила уже не раз. Ты же обыкновенный человек, в конце концов…
– Мы же не люди, мы – опера, – полушутя ответил Семенов, улыбнувшись дежурному, и продолжив беседу. Немного помолчав, он вдруг предложил Перовой рассказать о том, как на самом деле все происходило. И изложил всю картину убийства.
– У меня такое впечатление, будто вы там тоже были! – произнесла обомлевшая от услышанного Перова.
Поняв, что для нее будет лучше описать все подробности совершенного преступления, сожительница Клинцова рассказала всё, что знала. Семенов тут же выехал на обыск в квартиру Клинцова, где обнаружил часть денег убитого Яна. Самое интересное оказалось в том, что купюры в пачках так же лежали на бельевой полке в шкафу: убийца даже не думал их прятать, поскольку был уверен, что его не найдут. Еще часть денег «нашлась» в квартире Перовой.
В ходе розыска было установлено, что Сергей Ян выполнил не один выгодный заказ, и у него уже были накопления, которые он обратил в драгоценности. В частности, его коллеги рассказали, что «шеф» показывал им дорогой мужской перстень из китайского зелёного золота, который приобрёл где-то в Ленинграде. Однако находящиеся в СИЗО Журов и Клинцов утверждали, что никакого перстня не брали и даже его не видели.
И тогда Николай Семёнов решил ещё раз обследовать квартиру убитого кооператора. Внимание его привлёк старый телефонный аппарат, стоявший на шкафу того самого платяного шкафа, в котором когда-то лежали большие деньги. Николай раскрутил винтики в телефонной трубке, и когда снял крышку, в рожке сверкнул большой самоцвет, вкрапленный в зелёное золото перстня.
2007 год, Николай Семенов с сыном Денисом
Предыдущие истории:
«Сыщики земли Зырянской»: «Операция «Глория»
«Сыщики земли Зырянской»: «Анапский пленник»
«Сыщики земли Зырянской»: «Ираельский мясник»
«Сыщики земли Зырянской»: «Связанные одной кровью»
«Сыщики земли Зырянской»: «Воргашорская трагедия»
«Сыщики земли Зырянской»: «По следам Кочпонского маньяка»
«Сыщики земли Зырянской»: «Одним духом с Лешим»
«Сыщики земли Зырянской»: «Первое дело сыщика Забоева»
«Сыщики земли Зырянской»: «Под жалом «Кобры»
Комментарии (11)
Таких оперов как Кармаков и Березюк до сих пор нет в Воркуте.