«Сыщики земли Зырянской»: «Первое дело сыщика Забоева»
Агентство БНК совместно с автором не имеющего аналогов в России издания «Сыщики земли Зырянской» Анатолием Соловьевым к 100-летию уголовного розыска представляет живые истории ветеранов и действующих сотрудников МВД по Коми о самых резонансных преступлениях в Коми. Каждое воскресенье БНК публикует по одной истории «Сыщиков», как изданных, так и готовящихся к выходу в свет. Сегодня мы представляем историю о том, как нехватка спиртного стала причиной двойного убийства осенью 1972 года. Убийство в Инте стало первым в череде тяжких и особо тяжких преступлений, которые были раскрыты под руководством замначальника Управления уголовного розыска МВД Коми АССР Эдуарда Забоева.
Поздней осенью 1972 года в Инте был обнаружен труп неизвестного мужчины. Установили, что смерть его была насильственной, о чём сразу информировали МВД Коми. В тот же день в Инту выехали два сыщика: заместитель начальника управления уголовного розыска Эдуард Забоев и замначальника отделения Владимир Селиванов…
Труп случайно обнаружил местный выпивоха Яков Оборин (фамилии фигурантов дела в тексте изменены). С утра он бродил по городу в надежде найти кого-либо из знакомых, занять денег и опохмелиться. В какойто момент повезло – встреченный им приятель одолжил пару рублей. В ближайшем магазине Оборин купил бутылку вина «Медвежья кровь» и забрался в полуразвалившийся дом. Там, когда бросал опорожнённую бутылку в яму посреди комнаты, и увидел труп. Пулей вылетел из развалюхи, выскочил на дорогу и едва не попал под колёса машины милицейского патруля, которому и показал страшную находку… Через полчаса на месте происшествия уже работала оперативно-следственная группа.
На следующий день пришло сообщение от судмедэксперта: установлена личность убитого – это местный житель Абдулла Махмудов, убит год назад.
Сразу же сыщики стали «отрабатывать» ближайшие связи Махмудова – друзей, знакомых. В результате проведённых оперативно-розыскных мероприятий вышли на Григория Томова, которого суд приговорил к 12 годам лишения свободы за убийство некоего Бориса Замятина.
По указанию Эдуарда Забоева Владимир Селиванов подробнейшим образом изучил уголовное дело Томова, а также секретные материалы по его оперативной разработке в следственном изоляторе Сыктывкара. В итоге выяснилось, что давним собутыльником убитого Замятина был не кто иной, как Абдулла Махмудов, труп которого обнаружил в заброшенном доме Яков Оборин. У следствия появились подозрения, что убийство Махмудова совершил Томов, но основательных подтверждений тому не было.
Перед самой отправкой в места не столь отдалённые Томов вдруг заявил, что Махмудова убил Борис Замятин. Но что-то настораживало руководителя оперативноследственной группы Эдуарда Забоева. Слишком просто всё складывалось: сначала Замятин убивает Махмудова, а затем Томов – Замятина. И всё «на почве личных неприязненных отношений». Оперативная группа начинает «отрабатывать» версию о причастности Томова к убийству Махмудова.
Между тем от судмедэкспертов поступила очередная информация: Махмудов убит топором с характерными зазубринами на лезвии. Забоев поставил подчинённым трудновыполнимую задачу – найти орудие убийства (это спустя год после совершения преступления). Приказ есть приказ – начались поиски. Разворошили кучи мусора, перебрали поленницы дров, обыскали все укромные места в районе проживания фигурантов уголовного дела – Томова, Махмудова, Замятина (а это около двух километров). Искали долго и упорно, помощь оказывали дружинники, неравнодушные жители города.
И – нашли. Под одной из многочисленных поленниц лежал топор, которым, по заключению эксперта, был убит Махмудов. Кроме того, при повторном, более тщательном, осмотре дома Григория Томова после вскрытия половиц были обнаружены следы крови – той же группы, что и кровь Махмудова.
Но все эти, на первый взгляд, неопровержимые улики неоднократно судимый Томов не признавал: топор-де кто-то выкрал со двора, кровь Махмудова в доме – результат обычной бытовой драки между ними. Эдуард Забоев прекрасно понимал, что этими уликами Томова не взять. Надо было придумать что-то неординарное…
Начальник отряда в колонии, где отбывал срок Томов, вызвал подозреваемого и приказал готовиться к этапу. В дежурной части Интинского ГОВД, куда его доставили, Томов обратил внимание на мужчину крепкого телосложения в телогрейке, который по-свойски общался с задержанными – было видно, что за его плечами не одна «ходка», все воспринимали его как «смотрящего». Он рассказывал, что задержали его якобы за кражу бутылки вина из магазина, но, по его словам, на такую «мелочёвку» он бы не пошёл. И здесь сидящие услышали разговор милиционеров о доставленном мужчине с недопитой бутылкой вина. Все поняли, что «смотрящего» сейчас выпустят. В этот момент к нему подошёл Томов: «Передай, кореш, там адрес». Сунул в руку записку. Через полчаса с её содержанием уже знакомился Забоев: «Меня привезли по убийству Махмудова, видимо, у ментов есть доказательства, что Махмудова завалил я». Не знал Томов, что записку он передал не «смотрящему», а оперативному источнику, который «под прикрытием» был введён в оперативную разработку Томова Владимиром Селивановым.
Некоторое время спустя в кабинет к сыщикам Селиванову и Забоеву завели Томова. Тот, увидев на столе свою записку и топор, больше не отрицал своей вины. Признался – Махмудова убил он. Рассказал, как.
Осенним вечером в деревянном доме на окраине Инты собралась компания: Григорий Томов, Борис Замятин и Абдулла Махмудов. Выпивали. «Одолели» семь бутылок водки. А было восемь. Одной недоставало, и её нашли в кармане Замятина. Томов с криком: «Ах ты, крыса!» накинулся на Замятина, началась драка, в ходе которой Томов ударил утюгом Замятина по голове. Смерть наступила мгновенно… На следующий день Махмудов пришёл к Томову, выпили четыре бутылки водки. Махмудов неожиданно потребовал, чтобы Томов сходил за спиртным, в противном случае обещал заявить на него в милицию как на убийцу Замятина. Томов, считавший себя чуть ли не криминальным авторитетом, осерчал и, схватив лежащий рядом топор, убил им Махмудова, труп перенёс в заброшенный дом…
По приговору суда за второе убийство Томов был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение.
Убийство Абдуллы Махмудова стало первым в череде тяжких и особо тяжких преступлений, которые были раскрыты под непосредственным руководством вначале заместителя начальника, а затем и начальника Управления уголовного розыска МВД Коми АССР Эдуарда Забоева.
Предыдущие истории:
«Сыщики земли Зырянской»: «Операция «Глория»
«Сыщики земли Зырянской»: «Анапский пленник»
«Сыщики земли Зырянской»: «Ираельский мясник»
«Сыщики земли Зырянской»: «Связанные одной кровью»
«Сыщики земли Зырянской»: «Воргашорская трагедия»
Комментарии (16)
"Сыщики земли Зырянской" узнать,
почему на "Банке" пропадают вполне
безобидные комментарии 18 марта с.г.?