Корреспонденты БНК «полетали» на вертолете над Сочи
9 февраля авиаторы Коми отметили 95-летие гражданской авиации России. В честь этого события журналисты БНК побывали в сыктывкарском Центре подготовки авиационного персонала, который шесть лет назад оснастили современным цифровым тренажером вертолета Ми-8. До его появления пилоты из Коми тренировались в Санкт-Петербурге, теперь в столице республики проходят подготовку вертолетчики из других регионов страны. Корреспонденты БНК сели за штурвал симулятора и испытали на себе тонкости пилотирования.
Фото, видео Виктора Бобыря
Как рассказал инструктор Центра подготовки авиационного персонала Александр Ковалев, тренажер является полноценным аналогом кабины вертолета Ми-8 со всеми приборами, тумблерами и рычагами, а восемь проекторов слаженно накладывают картинку. Несмотря на то, что кабина остается неподвижной, ощущение реальности достигается за счет движущегося изображения.
Компьютер тренажера расположен в отдельной комнате и напоминает шкаф, где находятся десятки процессоров. Все комплектующие и программное обеспечение произведены в Санкт-Петербурге.
Также в отдельной комнате оборудовано рабочее место инструктора, с которого он контролирует процесс тренировки, задавая различные чрезвычайные ситуации. Инструктор может включить пилотам любые полетные условия: туман, дождь, грозу, ночь, различный по скорости и направлению ветер. Он же задает нештатные ситуации, которые могут случиться на борту - вплоть до отключения двигателей и отказа хвостового винта.
Во время работы на тренажере в кабине ведется запись действий каждого члена экипажа. После занятий обязательно происходит послеполетный разбор.
По словам Александра Ковалева, у пилотов при отказе какой-либо бортовой системы нет времени думать или рассуждать. Действия каждого члена экипажа в нештатной ситуации должны быть доведены до автоматизма. Последовательность этих действий отрабатывается во время занятий на тренажерах. По существующим правилам пилоты вертолета занимаются на тренажере не реже одного раза в семь месяцев. Еще минимум один раз в год отрабатывают практические действия в условиях возгорания на борту. Не реже, чем раз в два года – действия при посадке на воду.
Как рассказал собеседник БНК, тренажеры значительно удешевляют подготовку летных специалистов, создавая возможность для отработки самых сложных ситуаций, воспроизвести которые в реальной жизни невозможно.
Качество работы тренажера проверяют ежегодно. По правилам делают это опытные экипажи, состоящие исключительно из пилотов-инструкторов. Если возникает необходимость в доработке программного обеспечения, это могут сделать инженеры центра подготовки. Если требуется более сложная доработка, за этим обращаются к разработчикам тренажера в Санкт-Петербург.
Корреспондентам БНК доверили на тренажере управлять вертолетом в полете над Сочи. Сменяя друг друга, журналисты управляли машиной из кресла второго пилота. Взлетели с аэродрома «Адлер», пронеслись над горными ущельями, поднялись до Красной Поляны с ее лыжным курортом и вернулись к морю, где под контролем первого пилота летчики-любители сели на «Кузю» – так пилоты ласково называют российский авианосец «Адмирал Кузнецов».
Самая сложная задача досталась фотокорреспонденту Виктору Бобырю. Возвращаясь к базовому аэродрому, на высоте 18 метров он столкнулся с серьезной проблемой – отказом хвостового винта.
Столкнувшись с чрезвычайной ситуацией, он с усилием повел ручку управления в одну сторону, а первый пилот – в другую. Из-за малой высоты состязание продлилось не более трех секунд, после чего виртуальная винтокрылая машина упала на обочину дороги. По словам фотокорра, на его спине в это время обильно выступил пот.
Как пояснил инструктор Александр Ковалев, отказ хвостового винта – одна из самых сложных нештатных ситуаций. Шансы даже самых опытных экипажей при этом оцениваются не выше, чем один к четырем.
Есть в сыктывкарском Центре подготовки авиационного персонала и другие тренажеры, в том числе тренажер управления самолетом Ту-134. Несмотря на то, что сейчас эта модель не выпускается, небо России до сих пор бороздят около 70 таких машин. Регулярную подготовку пилоты проходят в том числе и в столице Коми.
По своему техническому состоянию тренажер Ту-134 в Сыктывкаре – один из лучших в стране. Создан он более 25 лет назад. Несмотря на то, что в его основе аналоговое оборудование, он способен заходить на посадку в автоматическом режиме. Этот тренажер также сейчас оборудован цифровой картинкой. Хотя, по словам Александра Ковалева, она проще, чем у тренажера Ми-8
Комментарии (3)