Сорокинские чтения открыли в Коми цикл мероприятий к 129-летию Питирима Сорокина
Круглый стол (Сорокинские чтения) на тему: «Перспективы сохранения и изучения научного наследия П.А. Сорокина» прошел сегодня в Сыктывкаре. С докладами выступили социологи, политологи, историки, культурологи и лингвисты, с разных сторон рассматривающие научное и творческое наследие знаменитого социолога.
Открывая круглый стол, заместитель министра национальной политики республики Вячеслав Попов отметил: «Творческое наследие Питирима Сорокина обширно и значение его трудов признавалось при жизни ученого, признается и сегодня. Отрадно, что ученые не только нашей республики, но и всей страны активно включились в почти сформировавшееся научное направление отечественной социологии – «сорокиноведение».
С сегодняшнего круглого стола в республике начинается цикл мероприятий, посвященных 129-летию со дня рождения Питирима Александровича Сорокина. В этом году Центр «Наследие» имени П. Сорокина и Сыктывкарский госуниверситет им. П. Сорокина запланировали ряд мероприятий, приуроченных к важной дате: февральские чтения, лекции о жизни и научных идеях Сорокина, олимпиады, выставки.
По-прежнему приоритетным в республике остается крупный научный проект - издание полного собрания сочинений ученого. На сегодня Центр «Наследие» имени П. Сорокина подарил читателям пять книг, на выходе шестой том «Кризис нашего времени. Россия и Соединенные Штаты». В 2017 году Центр совместно с Сыктывкарским госуниверситетом презентовал издание «Прачечная человеческих душ». В феврале этого года презентация будет представлена студентам Ухтинского государственного технического университета.
Комментарии (33)
Мудрые люди тогда жили в зырянском крае.
Коммуняки даже ячейки не могли свои собрать тогда, взяли власть только красным террором и грабежами.
И жили бы сейчас не хуже братьев финнов, вырвавшихся из рабской РОМейской империи, а то и лучше.
Когда Орлов с Латкиным очистили зырянский край от красных банд (только зырянам это удалось), как раз отступавшие на Вятку краснозадые банды и взяли в заложники отца Латкина.
Гарольд Браун, проф. Университета Северная Каролина.
• «Наследие Питирима Сорокина является краеугольным камнем, одной из глубочайших и прочнейших основ того мировоззрения, которое поможет обществу преодолеть противоречия и кризисы переходной эпохи и сформировать именно такое в своих основных чертах интегральное общество, которое и предсказывал в своих произведениях Питирим Сорокин.
Юрий Владимирович Яковец – доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии естественных наук (РАЕН) и Международной академии глобальных исследований (МАГИ),
«Выдающийся ученый, человек всех времен года, социолог и творческий мыслитель всех времен»
Джозеф Форд,физик (США)
• «Возможно, этот ученый спас мир от ядерной катастрофы, веско и ответственно и доказательно заявив, что для войны двух противостоящих блоков нет принципиальных причин».
Борис Павлович Кутузов, российский историк и публицист
• «Для настоящей популяризации Сорокина и его трудов в России придется еще немало поработать. И вернуться он должен таким, каким был на самом деле: глубоких знаний, демократических убеждений и большой души человеком, настоящим патриотом России. Во время войны с фашизмом он сотрудничал с Комитетом помощи России, — теперь пришло время, когда его труды и идеи должны помочь духовному возрождению нации”
Александр Викторович Липский – социолог.
• Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994; Общедоступный учебник социологии: В 2 ч. Ч.1-2. Ярославль: Изд-во Ярославл. кредит. ( о-ва ) сов. кооперативов. - 291 с.
• Социология революции. — М.: Территория будущего, РОССПЭН, 2005;
• Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. - М.: Проспект, 2006;
• Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.· Политиздат, 1992. — 543 с.
• Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. – 794 стр.
• Человек в условиях бедствий: Влияние войны, революций, голода и бедствий на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь / пер. с англ., вступ. ст. и примечания В.В. Сапова. СПб.: Изд. Дом Мир, 2012. – 334
• Кризис нашего времени // Американская социологическая мысль. М., 1996. – С.356–37
Собрание сочинений Питирима Сорокина (первые 5 томов из 30)
Том 1. П.А. Сорокин "Ранние сочинения 1910-1914 гг". (серия: Питирим Сорокин. Собрание сочинений)
Том 2. П.А. Сорокин "Голод как фактор" (серия: Питирим Сорокин. Собрание сочинений)
Том 3.П.А. Сорокин. "Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали".
Том 4.П.А.Сорокин "Листки из русского дневника", "Социология революции"
Том 5. П.А. Сорокин "Прачечная человеческих душ. Художественные произведения"
Исторически, Питирим плавно вошёл в историю развала России командой Гольдштейн-Готторп-Винзоров (Романовых). Кому интересно, загуглите фото Николай II и Георг V. Питирим, посвящённый в это, логично свалил из России, которая была передана в концессию финансовому директору царской семьи - Ротшильду до 25 октября 2017 года.
Заседания Коллегии ГПУ (судебное) от 26 сентября 1922 года.
СЛУШАЛИ ПОСТАНОВИЛИ
Дело №15962 Сорокин
Питирим Александрович, обвин. в антисоветскойдеятельности. Находится на
свободе.
Доклад тов. Шешкена.
Утвердил тов. Ягода
На основании п.2 лит.Е Пол. о ГПУ от 6/11-с/г. Выслать из пределов РСФСР заграницу. Предоставить 7 дней для устройства личных и служебных дел, обязав явкой по истечении
указанного срока в ГПУ и выезда заграницу.
Секретарь Коллегии ГПУ Езерская
ПОДПИСКА
Дана сия мною, гражданином Сорокиным Питирим Александровичем Государственному Политическому Управлению в том, что обязуюсь не возвращаться на территорию
РСФСР без разрешения органов Советской Власти.
Ст. 71-я Уголовного Кодекса РСФСР, карающая за самовольной возвращение в пределы РСФСР высшей мерой наказания мне объявлена, в чем и подписуюсь
Питирим
Александрович Сорокин.
13 сентября 1922 года
Сформулированная Вами задача использования и внедрения научного наследия деятелей науки Коми края в практику государственного и муниципального управления, использования в сферах образования, культуры, воспитания народа, прежде всего молодежи, была в центре внимания участников сорокинских чтений. Анализировалась проблема тестирование наследия на применимость к анализу актуальных проблем развития страны и, в том числе, и Республики Коми.
• Зыряне – один из народов восточной ветви финнов. Зыряне имеют свой собственный язык ... Что же касается языка пермяков и во¬тяков (прежнее русское название – вотяки (отяки, воть), в настоя¬щее время – удмурты. – В.Т.), то они чрезвычайно близки к языку зырян, так что зырянин в общем может понимать их и разговари¬вать с ними. Характерное его свойство для зырянина – это его лаконичность, ясность и отчётливость. Большинство слов зырянских состоит из одного, двух слогов. Это язык человека дела, энергии, работы, которому некогда болтать и выводить различные нюансы. [Современные зыряне, c.88]
• Зыряне – народ даровитый, легко обучающийся грамоте, легко пе-ренимающий то, что ему понравится, и с особой склонностью к «практике», за то их и прозвали «северными американцами». [Со-временные зыряне, с.94]
• Отсутствие крепостного права и вообще какого бы то ни было гнё¬та было одной из причин, способствовавших самостоятельности зырян. И теперь зырянин чувствует себя свободным. [Современ¬ные зыряне, c.94]
• Зыряне – народ мирный, гостеприимный и честный. [Современные зыряне, c.94]
• Зыряне – третий народ по грамотности в России: по грамотности зыряне стоят действительно очень высоко. [Современные зыряне, c.60]
• Зыряне – народ крепкий, сильный, рослый. Антропологические из-мерения, произведённые по Вычегде, Сысоле и Печоре К.Ф. Жако-вым и мной, дали в общем благоприятные показатели. [Современ¬ные зыряне, c.94]
• Общинные мораль и нравы коми основывались на обычаях Золо¬того Века, Десяти заповедях и на взаимопомощи… Они соблюдали эти нормы как глубоко внутренние «категорические императивы», а вовсе не из страха наказания. [Долгий путь, c.10]
• Избы крестьян не имели замков, поскольку не существовало во¬ров. Взаимопомощь являлась обычным делом, организующим всю жизнь крестьянской общины. [Долгий путь, с.10]
• В политическом и социальном отношении коми никогда не знали рабства или крепостного права. Зыряне всегда были свободными людьми и решали свои дела самостоятельно, при помощи непо-средственного самоуправления. [Долгий путь, с.11]
• Традиционный дух взаимопомощи в мои годы был ещё достаточно силён и проявлялся в самых разных формах деятельности внутри сельской общины. Это препятствовало развитию слишком замет¬ного неравенства и резкому экономическому, политическому рас¬слоению жителей села… Даже между двумя полами в основном соблюдалось равноправие. В результате здесь не было «классовой борьбы» и сформировавшихся политических партий, отстаиваю¬щих свои законные интересы. [Долгий путь, c.12]
• Коми народ обладал замечательной эстетической культурой, кото¬рая обогащала и облагораживала души этих людей. [Долгий путь, с.14]
• Религией коми народа (и моей семьи тоже) являлось русское пра-вославие, смешанное с пережитками дохристианских, языческих верований… Никакого противостояния между элементами двух религиозных культов не наблюдалось, как не наблюдалось их и между представителями нескольких сект и направлений в рамках этого «языческого христианства» – все они были привержены еван-гелической ипостаси, миру и непротивлению злу насилием. Осно¬вой этого «мирного сосуществования» являлось общее убеждение в том, что весь мир – это живое единство и что «истина едина, люди только называют её разными именами». На протяжении всей жиз¬ни среди коми народа я не припомню хотя бы одного случая рели¬гиозной нетерпимости или гонений за веру. [Долгий путь, c.33]
• Почти весь коми народ говорил по-русски, владея вторым языком. [Долгий путь, c.10]
• Зырянский язык вовсе не мешает русскому языку, напротив, только тогда русский язык можно хорошо усвоить, когда знаешь и пони¬маешь свой язык. [Пёстрое кружево. Общедоступный учебник со¬циологии, c.204]
• Воспитываясь в такой социальной среде, я естественным образом впитывал бытующие в ней верования, моральные нормы и нрав-ственные принципы: дух независимости, справедливости, уверен-ности в себе и взаимопомощи. [Долгий путь, c.13]
И это при том, что в школах обучались одни зыряне, без великороссов.
В соседней Ярославской губернии грамотность населения была 38%. Из отчетов имперских ведомостей