20:39, 27.10.2007 / ЭКОНОМИКА

Правительство Коми обсудило неперспективные поселки и реформу системы образования

Члены правительства Коми обсудили в пятницу на своем заседании намечающуюся ликвидацию бесперспективных поселков и поспорили о реформировании системы начального и среднего профессионального образования. По мнению корреспондента БНКоми, обсуждение второго вопроса вряд ли повысило настроение министру образования и высшей школы РК Нелли Струтинской, чьи предложения вызвали неоднозначную реакцию некоторых государственных мужей.

 

Докладывавший о судьбе неперспективных поселений министр экономики РК Иван Стукалов сообщил, что в этом году было проведено исследование, касавшееся 700 населенных пунктов Коми. По полученным результатам их разделили на 3 группы. Первую составили территории с высоким уровнем развития, вторую – требующие дополнительного изучения, в третью попали населенные пункты, не имеющие перспектив развития, которых, по словам министра, и ждет постепенное закрытие. Таковых оказалось около 250, причем они находятся практически в каждом муниципалитете.

Как отметил Иван Стукалов, в основном такие поселки создавались в 60-70-х годах под предприятия, например, лесозаготовки и учреждения систем МВД или Управления исполнения наказаний. После закрытия предприятий они оказались в упадке, в них живет мало населения, и, к тому же, до них сложно доехать.

При этом на содержание подобных поселков тратится средств больше, чем потребовалось бы на переселение из них жителей. В качестве примера Иван Стукалов привел населенный пункт в Троицко-Печорском районе, ежегодно получающий 1 млн. руб. Между тем переселение его немногочисленных обитателей стоило бы бюджету только 600 тыс. руб. На поддержку другого поселка, в Прилузском районе, выделяется 26 млн. руб., переселение обошлось бы на 2 млн. дешевле.

Осторожный Иван Стукалов всячески старался избегать упоминания конкретных названий – в правительстве тему неперспективных поселков считают, очевидно, довольно деликатной и опасаются возможной реакции их жителей.

По планам правительства РК, до 2012 года предполагается ликвидировать 19 населенных пунктов и переселить из них несколько тысяч человек. Бюджету республики это обойдется в 420 млн. руб. Г-н Стукалов отметил, что переселение будет проводиться исключительно в добровольном порядке. Новое жилье будет предоставляться в других поселках и селах – на Сыктывкар переселенцы, судя по всему, могут не рассчитывать.

На сегодняшний день уже закрыты пара поселков в Сысольском и Койгородском районах, например, поселок Гуж.
Министр посетовал, что большинство районных глав прохладно отнеслись к поставленной им задаче составления списков неперспективных пунктов. Похвалы Ивана Стукалова заслужили Усть-Вымский и Троицко-Печорский районы. К категории отстающих, «слабо подготовивших материалы», он причислил руководство Сыктывдинского и Койгородского районов.

Попенял муниципалам и глава РК Владимир Торлопов:

- Основная тяжесть работы ложится на ваши плечи. Не хочу перечислять руководителей муниципальных образований, которые ничего не сделали и не составили списки – чтобы не позорить вас перед всеми. И возможности у нас есть, и деньги на переселение есть. Это же реальная забота о людях. Почему не работаете? – обратился он к собравшимся.

В связи с будущим переселением Владимир Торлопов попросил Ивана Стукалова и районных глав совместно с МВД обратить внимание на обычную проблему, связанную с тем, что в некоторых местах, где проживает совсем мало народа и, по его словам, «всего одно или два разрушенных строения», прописаны 100 человек. По идее, всем прописанным полагается жилье.

Владимир Торлопов похвалил Ивана Стукалова за то, что тот не сыпал названиями поселков:

- Это правильно. Работу проводите, но не афишируйте. Люди, которые там живут, знают, и этого достаточно, - заметил он.

В итоге главы районов снова получили задание подготовить пакеты документов по ликвидации поселков, в которых, как изящно и со вкусом сформулировано в проекте постановления правительства, «отсутствует наличное население».

Обсуждение реформы республиканских учреждений начального и среднего профессионального образования отняло гораздо больше времени. Иван Стукалов посетовал на создавшуюся кадровую проблему и дефицит многих специальностей. По его данным, предприятиям республики сейчас требуются 60 тыс. работников. Среди причин такого положения он указал демографическую проблему, отсутствие заинтересованности у руководителей многих предприятий готовить для себя работников и несбалансированность системы образования в Коми.

- Я сейчас кощунственную мысль произнесу, - предупредил он. – Неправильно готовится количество педагогов: только половина из них идет после вуза работать по специальности. А в сфере торговли, например, специалистов готовится в два раза больше, чем нужно. Наблюдается рост числа занятых в социальной сфере – в здравоохранении, образовании, культуре, - а количество занятых в реальной экономике за последние 15 лет сократилось на 30%.

В условиях такого апокалипсиса министр образования и высшей школы Нелли Струтинская, выступившая с основным докладом, представила несколько вариантов реструктуризации начального и среднего звена профобразования. По одной из моделей возможно присоединение образовательных госучреждений, если проводящееся ими обучение дублируется. Таким образом можно, например, объединить профлицей в Сосногорске и профучилище в Нижнем Одесе.

Еще вариант – присоединение учреждения начального образования к профильной структуре среднего уровня. Так может появиться Агропромышленный техникум, образованный на базе Сыктывкарского сельскохозяйственного техникума и профучилища N 2. Также может быть произведено слияние учреждений среднего образования, расположенных в одном районе и обучающих по профильным программам – как, например, двух педагогических колледжей в Сыктывкаре или училища и лицея в Печоре.

По мнению г-жи Струтинской, эти меры сбалансируют спрос и предложение на рынке труда и образования, оптимизируют бюджетные расходы на начальное и среднее профобразование и позволят более эффективно использовать кадровый потенциал.

Первый заместитель главы РК Павел Орда заметил, что цель правительства – создать систему распределения трудовых ресурсов наподобие той, которая существовала в Советском Союзе, но на более качественном и современном уровне. По его словам, более определенно эту систему можно будет представить при обсуждении схемы размещения производительных сил в Коми на следующем заседании правительства.

Министр здравоохранения РК Михаил Мурашко раскритиковал нововведения со своей точки зрения:

- Вы предлагаете передать среднее медицинское образование министерству образования. На мой взгляд, это неправильно и может привести к разрыву системы. У нас другие цифры, и по ним количество обучающихся в средне-специальных учреждениях на жителей республики вполне нормальное, - заявил он.

Выступления Павла Орды, г-на Мурашко и реплика депутата Госсовета Ольги Савастьяновой, поинтересовавейся, гарантируют ли предлагаемые реформы результат, практически испугали Нелли Струтинскую.

- Очень бурное обсуждение началось, - бросила она, выслушав мнение аж трех человек.

Она сообщила, что в Воркуте и Ухте уже есть пример объединения образовательных структур в ресурсные центры. Нелли Струтинская привела и еще один пример – из жизни учреждений, готовящих портных. Каждому из них надо перечислить по 11 млн. руб. – в сумме 22 млн. Если же их объединить, то потребуются те же 11 млн. руб., и налицо реальная экономия.

- За 10 лет мы такими темпами только покроем сегодняшний дефицит? 60 тысяч человек не хватает. Меня это не устраивает, давайте по реальности жить. Может быть, пойти на хирургическое вмешательство и сократить обучение по профессиям, которые особо и не нужны? – поразмышлял вслух Владимир Торлопов.

- Мы уже не ведем прием на некоторые профессии, - еще сильнее разволновалась Нелли Струтинская.

- Надо решительнее работать в этом направлении! – внушил глава.

- Понимаем, Владимир Александрович, и будем это делать! – по-комсомольски заверила министр образования.

- По трудоустройству очень низкие цифры. Зачем мы тогда тратим деньги на обучение? Дефицит в 60 тысяч работников, а вы говорите – нет возможности трудоустроиться! - не успокаивался г-н Торлопов.

- Я не согласна с Иваном Евгеньевичем (Стукаловым – БНКоми), что слишком много педагогов готовится, - набралась решительности и г-жа Струтинская. – Проблема в том, что они в школы не идут!

Владимир Торлопов указал один из путей решения проблемы:

- Все министерства недорабатывают вопрос с бизнес-сообществом. Все мальчишки и девчонки должны знать, что после вуза они будут трудоустроены на промышленных предприятиях, - отметил он

Свое мнение высказал и министр финансов РК Вячеслав Гайзер, заявивший, что одной реструктуризации учреждений образования недостаточно без социальной рекламы, которая будет показывать престижность не одного только высшего образования, но и рабочих профессий.

Уполномоченный по правам человека Людмила Завьялова рассказала фантастическую историю о том, что в Печоре есть деньги на ремонт зданий, но, как ей там рассказали, нет специалистов, которые могут этот ремонт провести, и поэтому тех же штукатуров и маляров приходится везти из Молдавии. Хотя в Печоре есть свое строительное училище.

Как ни странно, г-же Завьяловой, пребывающей в твердой уверенности, что в Печоре некому ремонтировать дома, поверил Владимир Торлопов, вспомнивший свою недавнюю поездку в Удорский район и недовольство темпами строительства школы в селе Чернутьево. В результате под раздачу и, вполне возможно, незаслуженно, попала дирекция училища.

- Если это стройучилище будет строить так, как строят школу в Чернутьево, я готов хоть сейчас его закрыть и привезти турок или китайцев! – разгорячился он.

На заседании выступил директор Сыктывкарского индустриального колледжа Николай Коркин. Владимир Торлопов попросил его сразу говорить по существу, о проблемах, а не рассказывать об успехах в работе его структуры.

Подобными нудными рассказами в подобных случаях занимаются, по наблюдениям корреспондента БНКоми, 99% приглашенных.

- Боже упаси, Владимир Александрович! – ужаснулся тому, как такая мысль могла вообще прийти г-ну Торлопову в голову Николай Коркин, и сразу же принялся рассказывать об успехах в работе своего учреждения, не преминув, более того, поделиться чрезвычайно важной для собравшихся информацией о том, что нынешний колледж был открыт в 1955 году.

- Считаю, что представленный проект реструктуризации отвечает всем современным потребностям, - наконец, заключил он.

Глава поинтересовался, сколько выпускников колледжа устраиваются на работу.

- У нас ежегодно заканчивают 250-300 человек, трудоустраиваются все, - бодро ответил Николай Коркин. – Кроме тех, кто идет в армию и девчат, которые занимаются решением демографической проблемы!

- Вот, вот, Нелли Леонидовна! Есть те, кто трудоустраивают на 100! – торжествующе объявил министру образования Владимир Торлопов.

Глава республиканской федерации профсоюзов Дмитрий Лукашенко, как обычно, заявил, что поначалу не собирался выступать, но все же собрался. С таких извинений он начинает едва ли не все свои выходы на заседаниях правительства. Главной проблемой того, что молодежь, как он выразился, «не идет в слесари или в токари-фрезировщики» он назвал, разумеется, низкую зарплату.

- Молодежь идет в охранники и не идет на рабочие специальности. Если молодой человек будет знать, что, придя на производство, он будет получать 5-8 или 10 тысяч, он пойдет в охранники и будет получать 15 тысяч, ничего не делая! – заявил он.

Павел Орда раскритиковал Михаила Мурашко, возражающего против передачи медицинских колледжей из Минздрава в Минобраз.

- Это плохая подведомственность, когда ты сам учишь, сам делаешь и сам себя оцениваешь. Нефтяник сам себе не начинает готовить профессионалов, и продавцов готовят совершенно другие люди, - заявил он.

Владимир Торлопов вступил в легкую полемику уже с Павлом Ордой, сказав, что, по некоторым сведениям, там, где медицинские образовательные учреждения были переданы министерству образования, качество обучения ухудшилось. Правда, он оговорился, что эта информация нуждается в проверке.

В итоге глава распорядился отправить проект реструктуризации на доработку.
     

787

Комментарии (0)

Добавить комментарий