Свидетель по делу экс-мэра Сыктывкара Романа Зенищева рассказал о «комоде для взяток»
В Сыктывкарском городском суде по уголовному делу бывшего мэра столицы Коми Романа Зенищева, обвиняемого в получении взятки, допрошен бывший гендиректор ГУП «Пассажирские автоперевозки Республики Коми» («ПАРК») Николай Шлопов. Свидетель подробно рассказал, как в 2007 и 2008 годы носил деньги в администрацию Сыктывкара и оставлял их в ящике комода у кабинета мэра.
Из двухдневного допроса Шлопова вырисовывается следующая картина. В 2004 году у Александра Зарубина, братьев Юрия и Александра Бондаренко и Валерия Веселова возникло желание заняться бизнесом в сфере пассажирских перевозок. Положение с автоперевозками в Сыктывкаре в то время было непростое. Город был наводнен «Газелями» и «ПАЗиками», многие из которых были в неисправном состоянии. Маршрутки не соблюдали график движения, кондукторы высаживали из них льготников из автобусов. Перевозчиков в городе было несколько. Состояние основного перевозчика - государственного предприятия «Комиавтотранс» было удручающим: долги по заработной плате составляли 50 млн руб., автобусный парк состоял преимущественно из старых автобусов. Госпредприятие своими силами уже было не способно охватить все маршруты.
Николай Шлопов в то время возглавлял автопредприятие «СПОГАТ», в число акционеров которого входили братья Бондаренко и Валерий Веселов. О положении в ГУП «Комиавтотранс» он узнал от его директора Владимира Солдаткина.
После разговора с Вячеславом Гайзером, занимавшим на то время пост министра финансов Коми, Зарубин, Веселов, братья Бондаренко решили не без пользы для своего бизнеса помочь региональной власти решить социально значимую проблему. С одобрения руководства республиканских минпрома и агентства по управлению имуществом Николай Шлопов был назначен генеральным директором ГУП «ПАРК».
В 2005 году изменилось федеральное законодательство и за организацию пассажирских автоперевозок стали отвечать муниципалитеты.
В это время мэром Сыктывкара стал Роман Зенищев. Новый руководитель администрации столицы Коми обещал всяческое содействие управляющей компании, которая наведет порядок в автоперевозках. Тогда Шлопову от Веселова или Юрия Бондаренко поступило указание: «Будешь носить Зенищеву по 200 тысяч рублей ежемесячно». На вопрос гособвинителя «за что?», свидетель пояснял, что у мэра была масса возможностей, чтобы облегчить или усложнить жизнь автоперевозчику, вплоть до расторжения контракта.
С ведома Зенищева в администрацию Сыктывкара из ГУП «ПАРК» временно перешли на работу Евгений Сидоров и Сергей Ичаев. Они должны были разработать конкурсную документацию по отбору мэрией управляющей компании, которая распределит все маршруты и организует все автоперевозки в городе.
Сидоров, который имеет профильное образование, а также несколько лет возглавлял государственное автопредприятие, считается хорошим специалистом в сфере пассажирских автоперевозок. Роль Ичаева была второстепенной. С должности замдиректора «ПАРК» Сидоров перешел на работу в мэрию на меньшую заработную плату, по мнению свидетеля, движимый альтруистическими мотивами, желая способствовать улучшению транспортной обстановки в городе. Никаких бонусов от Шлопова он за это не получил.
В марте 2007 года мэрия провела конкурс, в результате которого управляющей компанией по организации пассажирских автоперевозок в Сыктывкаре стало ООО «Сыктывкаравтотранс» - 100%-ная «дочка» ГУП «ПАРК».
С целью минимизации налогов автопарк госпредприятия был разделен на множество компаний: ООО «Пегас», ООО «ПАЗ», ООО «Рейс», ООО «Гермес», ООО «Курс», ООО «Эскорт», ООО «Торос», ООО «Верас», учредителями которых лично или через доверенных лиц выступили Зарубин, братья Бондаренко, Веселов. Победа «Сыктывкаравтотранса» в конкурсе была во многом предрешена. Ни одна компания в городе не обладала сопоставимой базой.
Законодательство позволяло тогда администрации Сыктывкара и не проводить конкурс по отбору генерального перевозчика (управляющей компании). Однако он был проведен, чтобы снять возможные претензии со стороны конкурирующих компаний ООО «Эмбур Плюс», ИП Кутькина С.Ю. и ИП Петрушина Е.М.
Наличие контролируемой через Шлопова управляющей компании в лице ООО «Сыктывкаравтотранс» позволяло ставить на самые привлекательные маршруты перевозчиков «Пегас», «ПАЗ», «Рейс», «Гермес», «Курс», «Эскорт», «Торос», «Верас», принадлежащих Зарубину, Веселову, Бондаренко, а на менее прибыльные - других субподрядчиков уже на своих условиях. Таким образом, ГУП «ПАРК» позволяло процветать автобизнесу Зарубина и сотоварищей.
Со слов Шлопова, вплоть до 2010 года автоперевозки были убыточны. Сказывалось тяжелым бременем приобретение в лизинг 120 корейских автобусов. Веселов обещал Зенищеву, что по дачным маршрутам людей будут возить по городским тарифам. Выполнение этого условия также повлекло дополнительные затраты.
Передача денег Зенищеву происходила всегда в комнате отдыха рядом с кабинетом мэра. По телефонному звонку Зенищева, после условных слов: «Подойти можешь?», Шлопов являлся в кабинет мэра, здоровался, они о чем-то разговаривали, после чего проходил в комнату отдыха, где стоял комод. Шлопов открывал ящик комода, клал туда деньги и уходил.
Деньги передавались с июня 2007-го по декабрь 2008 года. В представленных Шлоповым следствию таблицах, сохранившихся с того времени, указано, что в 2007 году Зенищеву передавались 759 тыс. руб. При этом сумма передаваемых денежных средств не всегда равнялась 200 тыс. руб.
Адвоката Зенищева Антона Косырева заинтересовала одна цифра в таблице — 347390 руб. Но свидетель не смог объяснить сумму взятки с использованием мелких купюр.
В суде исследовалась явка с повинной Шлопова от 28 апреля 2016 года, написанная им в здании УФСБ по Коми. В ней Шлопов подробно рассказывает, как возил частями взятку Зенищеву. На вопрос защитника, что побудило написать явку с повинной спустя почти 10 лет после описанных в ней событий, свидетель сказал, что у него «совесть заговорила». Как выяснилось, в тот же день и теми же словами «совесть заговорила» и у находящихся на тот момент в СИЗО Москвы по «делу Гайзера» Антона Фаерштейна и Валерия Веселова. Они также написали явки с повинной о даче взятки Зенищеву. Тексты всех трех явок оказались схожими.
На вопрос защиты, из каких источников свидетель брал средства на взятки Зенищеву, Шлопов пояснил, что эти суммы ему передавали руководители подконтрольных автопредприятий.
Комментарии (31)
Cколько будет взятко-пассажиро-километров?
«У вас продается славянский комод?» — «Комод продан, могу предложить никелированную кровать с тумбочкой».
-"Шкаф уже продан, но есть комод в комнате отдыха"