Парламент Коми создает рабочую группу по вопросам поддержки коми языка
Депутаты Госсовета Коми провели рабочую встречу с активистами межрегионального общественного движения «Коми войтыр». Поводом для нее послужило обращение, в котором авторы высказали серьезную озабоченность за будущее национального языка в республике, сообщила пресс-служба регионального парламента.
Открывая встречу, председатель Госсовета Надежда Дорофеева отметила, что вопрос сохранения коми языка чрезвычайно важен, и не может не волновать жителей республики. Она призвала участников быть при обсуждении максимально корректными, уважительными и толерантными. И прежде всего, к предмету разговора – коми языку.
- С одной стороны, мы понимаем, что подход к дальнейшей судьбе коми языка должен быть сбалансированным, учитывать специфику именно национальной республики. С другой стороны, нужно принимать во внимание все обстоятельства. Сегодня есть федеральное законодательство, есть наше республиканское законодательство, и есть надзорные органы. И они уже указывают, что в некоторой части наше республиканское законодательство об образовании не соответствует федеральному, - отметила спикер и призвала слушать и слышать друг друга, найти оптимальное решение.
Кандидат социологических наук Алексей Конюхов сообщил о том, что 15 ноября принято решение исполкома МОД «Коми войтыр», согласно которому Госсовету Коми предлагается создать новый временный рабочий орган. По мнению ученого, именно парламент может и должен выступить в данном вопросе независимой стороной, так как общественное движение и региональный Минобраз кардинально разошлись во мнениях. В состав этого органа предложено включить самих общественников, депутатов, а также представителей науки, образования и министерства национальной политики республики. Это предложение поддержали и другие активисты.
Председатель парламентского комитета по законодательству и местному самоуправлению Нина Нестерова высказалась за совместную работу всех сторон.
- Именно широкое обсуждение вопроса поможет найти верное решение. Считаю, что рабочая группа может действовать как минимум по двум направлениям. Первое – это совершенствование республиканского законодательства, а второе – работа над предложениями к органам исполнительной власти, - подчеркнула парламентарий.
Все участники встречи согласились, что решение такого рабочего органа должно быть принято всеми сторонами и может поставить точку в развернувшейся дискуссии.
Подводя итог, Надежда Дорофеева поблагодарила участников за обстоятельный разговор. Дальнейшая деятельность по этому вопросу продолжится уже в рабочей группе.
Комментарии (76)
А вот на практике этим самым националистам Коми-языка их родной язык и на фиг не нужен.
Я сколько раз им говорил, что соласно Закону, на процессе у мировых судей каждый Коми может заявить ходатайство о ведении процесса на Коми языке. (Не переводчика, а сам процесс на Коми).
Но ни один из Коми до сир пор не согласлся!
Это говорит о том, что им не реальное воплощение значимости Коми языка надо, а они просто орудие в руках власти, которая создаёт видимость проблемы и героическое решение оной депутатами и Главой!!!
Дешёвая инсинуация - и только...
НО какая видимость бурной деятельности!!!!
Чтобы постичь все тайны коми-культуры и впитать все запахи и краски природы Коми, надобно учить язык коми.
Обычно, рассказывают нечто подобное... Ах да, еще: "Вы живете на коми-земле - вот и...".
вот и ерзают!
"Самодержавие, православие, народность"...
Поддерживаю!
При всём этом, что государственый только руский, в Петозаводске есть Финский драматический театр.
А наши коми нацики слова не скажут за то, что наш национальный театр не имеет своего помещения...
Заявление должно быть об изучении русского или коми по дополнительной программе "Родной язык"
Или в Лондон- любишь же английский. Английский -госязык США .:)))
А чувашский и Удмуртский оставь в покое ! Понял ?
Обязаловка изучать коми язык всех поголовно порождает раздор, вражду и неуважение к друг другу в обществе. Сохранить язык насильно невозможно. Наоборот, надо создавать условия, чтобы люди говорили на своем языке, чтобы у людей добровольно появлялось желание изучать коми язык самим и их детям, чтобы это было ПРЕСТИЖНО и НЕОБХОДИМО. А для этого нужны несколько иные меры поддержки языка.О чем можно говорить, если редко кто из органов власти владеет коми языком, стесняется на нем говорить, даже так называемые собрания- съезды коми народа проходят на русском языке. Само коми население оно скромное трудолюбивое и миролюбивое, а коми язык очень богат и красив, но действительно обучиться этому языку не так просто.По принципу " я- начальник, ты-дурак" этот вопрос нерешаем
НА ДОБРОВОЛЬНОЙ!!!
И хватит уже мусолить эту тему и протаскивать обязательное изучение
коми языка !
Будто ничем другим нечем заняться !
Наши родные татарский, чувашский, коми, башкирский, марийский, эрзянский, мокшанский, удмуртский, саха (якутский), бурятский и другие языки народов России оказались под угрозой исключения из образовательной системы после начатой кампании проверок учебных планов школ прокуратурами в национальных республиках Российской Федерации.
Начатые во исполнение перечня поручений от 28 августа 2017 г. № Пр – 1710 проверки прокуратур привели к тому, что уроки по нерусским государственным языкам республик по инициативе руководства многих школ или под давлением местных образовательных ведомств были выведены из обязательной части учебного плана. Такие действия, организованные на самом высоком уровне, ведут к формированию в общественном сознании неравноценного отношения к данным нерусским языкам, ставя их на второстепенное положение.
Данные проверки и стоящая за ними концептуальная парадигма идут вразрез с положениями Конституции, игнорируют положения федеральных законов «О языках народов РФ» и «Об образовании», решений Конституционного Суда и республиканских законов, принятых в соответствии с законодательством страны. Тем ставятся под сомнение Конституция и законодательство Российской Федерации, и наносится удар по основополагающим принципам федерализма, на котором построено наше государство, в результате чего в первую очередь страдают национальные языки народов России, включая государственные языки республик Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации не содержит положений об ограничении изучения языков РФ. Изучение государственных языков республик не противоречит Конституции РФ и поддерживается ст. 68, ч. 2 и ст. 68, ч. 3. Конституции РФ.
Конституция РФ признает многонациональный характер российского государства. Согласно российскому законодательству все языки являются равноправными, а основы федеративного строя предполагают право субъектов федерации устанавливать собственные государственные языки и вводить собственное законодательство в отношении их использования. Конституция РФ запрещает пропаганду национального или языкового превосходства.
Мы считаем, что существующий сейчас в большинстве национальных республик порядок обязательного обучения всем государственным языкам данного субъекта (и русскому, и нерусским) правильным, гармоничным и отвечающим запросам на построение здорового общества межнационального согласия, в котором защищаются права и учитываются интересы всех коренных народов.
Языки народов Российской Федерации - наша общая ценность, неоспоримая основа естественного российского многообразия, исторически существовавшего со времен формирования российской государственности. В законе «О языках народов РФ» они названы достоянием российского государства.
Многоязычие и естественное многообразие языков народов России – неотъемлемая составляющая фундамента российского общества, которая должна поддерживаться системой образования. Для поддержания и воспроизводства естественного многоязычия в России необходима его культивация в системе образования в равном формате для всех школьников соответствующего субъекта федерации.
Языки народов России являются достоянием и общей ценностью всего нашего общества и государства, соответственно, обеспечение их защиты, поддержки и воспроизводства должно осуществляться не на уровне мер отдельных индивидов или групп, а посредством общих институциональных решений для всего общества. Передача компетенций владения национальным государственным языком является такой же ответственностью общества, как и передача других компетенций, ценностей и жизненных навыков – дружбы, совместного труда, взаимопомощи, уважения, соблюдения культурного кодекса данного общества.
Основываясь на положениях Конституции и закона «О языках РФ», государство должно гарантировать сохранение и воспроизводство языков, соответственно, оно, а не сами носители языков – члены языкового сообщества, родители, дети - должно нести ответственность за их будущее. Мы не можем оставлять судьбу языков народов России в руках их носителей, лишая их институциональной поддержки и исключая из образовательной системы.
Многочисленные социолингвистические исследования показывают, что язык, не имеющий места в системе образования, имеет уязвимое положение, а его будущее под угрозой из-за отсутствия системной передачи языка из поколения в поколение и отсутствия функционирования языка в общественной среде.
Исключение национальных языков из системы образования приведет к нарушению процесса передачи и поддержания литературного языка, это также в целом приведет к снижению числа владеющих письменным языком своего народа, что в конечном итоге скажется на уровне культурного творчества и научной деятельности представителей народа.
Изучение нерусского национального языка - лучший ключ к установлению равных отношений и взаимопонимания в отношении культур друг друга. Вытеснение национальных языков приведет к диспропорции в представительстве культур и дисбалансу в осуществлении принципа языкового равноправия.
В случае когда одна часть общества знает родной язык другой части общества, а эти другие не знают родного языка первых, получается ситуация неравного положения, подобная тому, когда две стороны делового контракта изначально имеют разный объём прав. Когда все учат язык одного народа, а этот народ не учит язык других, это означает, что все эти группы кроме этого народа имеют больший набор обязанностей, а доминирующая группа лишена обязанности знать язык других групп.
Изучение национальных государственных языков способствует поддержанию среды естественного многоязычия, в которой возможно более простое и легкое усвоение еще одного языка, что, согласно уже ставшим классическими, научным исследованиям способствует как когнитивному, так и эмоциональному, а также социальному развитию ребенка. В системе школьного образования национальных республик у детей есть шанс осваивать двуязычие без создания дополнительных условий, в западных странах родители в этих целях специально отдают детей в двуязычные классы с изучением иностранного языка, в том числе с изучением языка меньшинств.
Для когнитивного и социального развития ребенка неважно, является изучаемый им язык доминирующим или миноритарным, любой дополнительный помимо родного изучаемый им язык будет существенно сказываться на его развитии.
Изучение национального государственного языка способствует повышению общих лингвистических компетенций учащихся, а также улучшает способности ребенка в части грамотности на русском языке. Распространяемые в прессе и интернете заявления о том, что изучение национальных государственных языков негативно сказывается на уровне подготовки школьников по русскому языку являются абсолютно бездоказательными и заведомо провокационными.
Главной целью преподавания нерусских государственных языков в школах является обучение основам данных языков, обогащение культурного арсенала детей разных народов культурами друг друга, а также формирование совместной культуры без предрассудков или нигилизма в отношении языков и культур народов меньшей численности. В детском возрасте большинство учащихся благожелательно настроены на изучение неродного местного языка - разногласия и конфликты вносятся родителями, выросшими в другой среде в другую эпоху во время господства иных установок.
Мы не имеем права жертвовать будущим наших детей, будущим нашего общества, его гуманистичностью и открытостью во имя следования предрассудкам и заблуждениям некоторых родителей и взрослых членов общества, сформировавшихся в условиях господства иных ценностей.
Мы не можем закладывать в систему образования культурную унификацию, деление народов на первостепенные и второстепенные, а также архаичные формы общественной организации, которая не учитывает прав и интересов меньшинства.
Мы должны закладывать в основу системы образования принципы и положения конституции и федеральных законов, признающих многонациональный характер российского государство, защиту языков и их равноправие, а не культурную унификацию, деление языков на первостепенные и второстепенные, а также архаичные формы общественной организации, игнорирующей права и интересы меньшинства.
Территория современной России всегда была многонациональной. Современный русский язык и российский народ – это результат контактов разных языков, народов и культур. Несмотря на большую разницу между народами и языками, России удалось объединить все народы в одно государство. Это удалось, в первую очередь, за счет создания национальных институтов – территориальных и языковых. После революции 1917 года для многих языков России была впервые создана письменность, поскольку именно через национальные языки происходило восприятие нового мира. Именно образовательная система способствовала тому, что за 70 лет молодые письменные языки превратились в развитые современные литературные языки, а народы стали частью единого государства.
Отмена обязательного преподавания национальных языков перечеркнет тот огромный вклад, который Россия уже внесла в развитие национальных языков. Кроме того, история говорит о том, что результаты развития языка напрямую зависят от эффективного языкового планирования, которое, в первую очередь, осуществляется через образование (например, которое предприняло Советское государство). Возложение выбора изучения языка (или передача ответственности за изучение языка) родителям ребенка означает отказ от какого-либо языкового планирования на уровне государства. Государство, которое 100 лет назад поддержало эти языки и всячески способствовало их развитию, не может отказаться от такой ответственности.
Просим Вас, гаранта Конституции, гарантировать преподавание национальных государственных языков субъектов Российской Федерации в средних учебных заведениях в рамках обязательной учебной программы.
С уважением, представители народов России
БНК дестабилизирует обстановку в Коми.
С подачи БНК оскорб**ют Коми народ и язык.
И если это допускают, то кому это выгодно?
Что не вводят обязательное изучение укр.языка? Также и остальные армяне, азербайджанцы, ненцы, живущие у нас начнут требовать изучать их язык. и что делать? ответ: изучать только русский обязательно, другим народам оказывать поддержку в сохранении, плюс всем проводить лекции о культуре других народов. по желанию учить хоть 10 других неродных языков. И давайте УВАЖАТЬ друг друга и ничего насильно не навязывать
А коми язык насильно в республике никто и никогда не изучал. Разве то, что было - это изучение языка? Вот русский - да: пять уроков в неделю плюс литература, да ещё два урока с будущего года добавят на изучение русской культуры и тому подобное.
Не уважая язык другого народа, сам народ, невозможно добиться уважения к себе. Отсюда и нелюбовь к русским и к России почти во всём мире.
Даже Российская Федерация бъет себя внутри кулаками , избавляясь от своих родных древних языков. Ух , как топчут Российские аутентичные коренные языки этой территории !
Вот они - патриоты России :хотят только родной русский и английский для перспективы своих детей в загранице :))))