Александр Бастрыкин проверит уголовное дело по резонансному убийству пожилой дачницы в Эжве
По депутатскому запросу члена Совета Федерации РФ от Коми Валерия Маркова центральный аппарат Следственного комитета России истребовал из Коми для проверки материалы, связанные с резонансным уголовным делом об убийстве и изнасиловании пожилой дачницы, которое было совершено 9 мая 2007 года за зданием администрации Эжвинского района Сыктывкара. Агентство БНК ранее сообщало об этом уголовном деле, по которому в 2008 году к длительным срокам заключения были осуждены пять человек, а в 2015 году был выявлен совершенно другой человек, биологические материалы которого были обнаружены на теле и одежде жертвы преступления.
9 мая 2007 года за зданием администрации Эжвинского района Сыктывкара был обнаружен труп 76-летней дачницы Ивашовой. Экспертиза показала, что незадолго до смерти женщина была изнасилована. Через какое-то время правоохранительные органы вышли на пятерых подозреваемых. За изнасилование и убийство Ивашовой были осуждены двое взрослых мужчин и трое воспитанников местного детского дома-интерната 16 и 17 лет. 18 июня 2008 года Верховный суд Коми признал 52-летнего Владимира Лебедева и 36-летнего Игоря Максимова виновными в грабеже, изнасиловании, убийстве и вовлечении несовершеннолетних в совершение тяжкого преступления, приговорив их к 21 и 22 годам заключения соответственно. Их трое несовершеннолетних подельников за грабеж и изнасилование получили по 7-8 лет.
Из признательных показаний фигурантов, данных на предварительном следствии, вырисовывается следующая картина. Вечером 9 мая 2007 года Лебедев, Максимов и трое их несовершеннолетних знакомых распивали спиртное на природе в лесополосе в районе местечка Емваль. Увидев на тропинке пожилую женщину с рюкзаком, Лебедев подошел к ней и ударил ее по голове. От удара она упала. После этого ее отнесли с тропы подальше в лес, где ее насиловала вся компания. Затем один из них убил несчастную, воткнув в тело жертвы большую ветку дерева.
Обвинительный приговор Верховного суда Коми был построен главным образом на показаниях фигурантов, полученных на предварительном следствии, в которых обвиняемые изобличали друг друга. В деле есть явки с повинной от каждого.
В суде все обвиняемые говорили, что 9 мая 2007 года не были в районе администрации Эжвы, не были вместе, а находились в совершенно разных местах. Все показания, заявили подсудимые, они давали под давлением и по подсказке сотрудников правоохранительных органов. Так, Максимов заявил, что об убийстве дачницы узнал 14 июня 2007 года - то есть спустя месяц после обнаружения трупа женщины - от сотрудников милиции, когда его задержали. В милиции, утверждает Максимов, его избили, добиваясь признательных показаний, затем, правда, извинились, дали денег, водки и отпустили. Однако вскоре он был вновь задержан, и ему было предъявлено обвинение. Один из обвиняемых юношей-детдомовцев заявил, что до суда был изнасилован.
Кроме признательных показаний, в деле есть результаты судебно-биологической экспертизы, согласно которой не исключается происхождение спермы на теле и одежде Ивашовой от обвиняемых. Допрошенная в суде эксперт пояснила, что это новый вид исследования, и пока отсутствуют достаточная практика и соответствующие методики. В деле также имеются три молекулярно-генетические экспертизы, в которых сделан категорический вывод, что сперма, обнаруженная на теле и одежде Ивашовой, не принадлежит ни одному из подсудимых.
Тем не менее, Верховный суд Коми вынес обвинительный приговор, признав виновными всех пятерых.
Кому принадлежит сперма, обнаруженная на теле убитой, не выясняли ни следствие, ни суд. Сотрудники правоохранительных органов должны были возбудить уголовное дело в отношении неустановленного лица по этому факту, но этого не сделали. Установление этого лица предотвратило бы и другое преступление.
В 2015 году по горячим следам в Эжве были раскрыты убийство и изнасилование другой женщины. Местный рецидивист Игорь Трофимов был задержан сразу, как изнасиловал, избил до смерти и скинул с балкона пятого этажа свою знакомую Соболеву.
Результаты молекулярно-генетической экспертизы показали, что сперма, обнаруженная на теле и одежде Соболевой и Ивашовой, принадлежит Трофимову.
23 сентября 2015 года в отношении Трофимова было возбуждено уголовное дело № 2339101 по факту изнасилования и убийства Ивашовой. Подозреваемый от дачи показаний отказался.
В рамках расследования уголовного дела были проведены психофизиологические экспертизы с использованием полиграфа фигурантам уголовного дела Максимова, Седелкова, Бачурина об убийстве Ивашовой в 2007 году, и было установлено, что все они не причастны к этому убийству. В ходе экспертизы было установлено: каждый из них не присутствовал на месте преступления в момент убийства дачницы, не насиловал ее, не принимал никакого участия в изнасиловании и убийстве, давал признательные показания, так как на него оказывали давление оперативные сотрудники.
Проверка на полиграфе не проводилась только в отношении Лебедева — из-за болезни сердца, а также одного из осужденных воспитанников дома-интерната по фамилии Фоменков. По иронии судьбы, он некоторое время содержался в одной камере СИЗО совместно с Трофимовым.
23 августа 2016 года следователь вынес постановление о прекращении уголовного дела в отношении Трофимова в связи с отсутствием в его действиях признаков состава преступления. Как указано в документе, между Трофимовым и потерпевшей имел место половой акт, однако установить преступный характер действий подозреваемого невозможно.
Прокуратура Коми, ссылаясь на неотмененный приговор 2008 года и на постановление от 23 августа 2016 года о прекращении уголовного дела в отношении Трофимова по факту изнасилования и убийства дачницы, отказала в удовлетворении ходатайства родных Максимова о пересмотре приговора по вновь открывшимся обстоятельствам.
После многочисленных обращений адвоката Евгения Чистякова, представляющего интересы Максимова, Генеральная прокуратура РФ взяла уголовное дело на контроль.
Родные Максимова и адвокат Чистяков обратились к сенатору от Коми Валерию Маркову с просьбой вмешаться в ситуацию.
Сенатор направил в адрес руководителя Следственного комитета России запрос, в котором просил проверить обоснованность и законность прекращения уголовного дела в отношении Трофимова по событиям 2008 года, ненаправления уголовного дела в суд, а также принять дело в свое производство. В обращении Валерий Марков обращает внимание на то, что биологические материалы Трофимова, обнаруженные на теле и одежде Ивашовой, говорят о том, что 9 мая 2007 года он был на месте преступления.
Как сообщили БНК в аппарате члена Совета Федерации Маркова, на днях стало известно, что центральный аппарат Следственного управления России истребовал из Коми уголовное дело № 2339101 в отношении Трофимова.