В Минобрнауки Коми объяснили изменения в изучении русского и коми языков
Сегодня в администрации главы Коми состоялось совещание по вопросам изучения русского и коми языков в школах республики. Руководители Минобрнауки Коми подробно объяснили суть изменений, утвержденных приказом ведомства от 26 октября и призванных привести образовательный процесс в регионе в соответствие с федеральными требованиями. Участники совещания призвали органы власти и общественность объединиться и вести совместную работу по разъяснению ситуации.
В начале совещания вице-премьер правительства - глава Минобрнауки Коми Наталья Михальченкова озвучила итоги проверки, проведенной республиканской прокуратурой совместно с Минобрнауки Коми в рамках поручения президента России Владимира Путина, касающегося изучения русского языка в школах национальных республик. По ее словам, в этой части проверка не выявила нарушений в Коми, то есть в образовательных организациях региона коми язык изучается не в ущерб русскому языку.
При этом для исполнения поручения президента требуется привести региональное законодательство в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Для этого приказом Минобрнауки Коми от 26 октября утвержден соответствующий комплекс мер. Как подчеркнула Наталья Михальченкова, приказ не касается сферы межнациональных отношений, а направлен исключительно на соблюдение законодательства в сфере образования. Также изменения не нарушают республиканский закон о государственных языках.
Замминистра образования, науки и молодежной политики региона Наталья Якимова по видеосвязи объяснила суть изменений руководству муниципалитетов, директорам школ и общественности в городах и районах.
Она напомнила, что в декабре 2015 года в три федеральных государственных образовательных стандарта - начального, основного и среднего образования - внесены изменения, которые вступили в силу в феврале 2016 года. В них появилась еще одна обязательная для изучения предметная область - родной язык и родная литература. В связи с этим в республике также требуется учесть эти изменения и привести образовательные программы школ в соответствие с действующими стандартами.
Поскольку изменения затрагивают интересы детей и родителей, вопрос будет согласован с ними. То есть родители смогут выбрать родной язык, который будут изучать их дети, с учетом возможностей республиканской системы образования – русский или коми, и написать соответствующее заявление.
- Коми язык (как государственный) уйдет из обязательной части учебного плана школ и перейдет в часть, которая формируется участниками образовательных отношений - родителями и учениками. Это принципиальная позиция, которая определена федеральным законом об образовании и федеральными государственными образовательными стандартами, - пояснила Наталья Якимова.
По ее словам, сейчас на коми язык в учебных планах школ предусмотрено 1 или 2 часа, которые перейдут из обязательной части в свободную часть. Эти часы наполнятся учебными предметами этнокультурной направленности: коми язык (как государственный), краеведение, культура, история Коми и так далее. Ведомство готово оказать помощь в разработке учебного плана каждой образовательной организации региона с учетом ее особенностей.
- Во многих школах сейчас изучаются как родной коми язык и литературное чтение на коми языке. Для вас ничего не меняется в этой части, то есть у вас уже есть эта предметная область. Вы продолжаете работать по тем документам, что у вас есть, но необходимо организовать сбор заявлений родителей на изучение коми как родного языка. Дети как учили, так и будут продолжать учить коми язык как родной. Все гарантии сохраняются. Для тех, кто выберет для изучения как родной язык русский, также надо оформить выбор письменным заявлением, - рассказала Наталья Якимова.
Далее Наталья Михальченкова еще раз проговорила ключевые моменты. Она отметила, что изменения не касаются выбора государственного языка, на котором ведется обучение в школах - это русский язык, как и прописано в федеральном законодательстве. В рамках комплекса принимаемых мер речь не идет «о сборе отказов от изучения языка», процесс направлен на то, чтобы получить согласие родителей на изучение в рамках обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» языка для изучения - русского или коми по выбору.
Также она добавила, что совместно с министерством национальной политики Коми ведомство разрабатывает проект приказа о поддержке и развитии государственных языков Республики Коми - комплекс дополнительных мер по развитию национально-культурного компонента региона.
По словам Натальи Михальченковой, в утвержденном 26 октября приказе процесс изменений предполагается завершить к 1 января 2018 года, однако сейчас в ведомство поступают обращения с просьбой отложить вступление изменений в силу до начала нового учебного года.
С такой же позицией выступили некоторые представители муниципалитетов. Наталья Михальченкова заверила, что эта инициатива будет рассмотрена ведомством и, скорее всего, будет поддержана для более качественной проработки вопроса и повышения готовности образовательных организаций к изменению в образовательном процессе. Она попросила местные власти и директоров школ не спешить и максимально корректно донести суть изменений до общественности.
Ее поддержал сенатор от Коми Валерий Марков, который отметил, что некоторые местные активисты «побежали впереди паровоза» и накалили обстановку. Он призвал всех объединиться и вести совместную кропотливую работу по разъяснению ситуации.
Руководитель администрации главы Коми Михаил Порядин также призвал все уровни власти к координации и совместной работе.
- Самое главное нам - слышать друг друга и ни в коем случае не допустить раскола, - добавил Михаил Порядин.
Комментарии (375)
Неужели вы верите, что насильственное, и что особенно прискорбно, некачественное преподавание Коми языка спасёт вашу культуру?
Проблема не в том, что мои дети учат чуждый им язык, а в том, что учётная бездарные. Если в 1-2классе дети ещё могут связать пару-тройку предложений, то к 11 классу они даже основные слова не помнят. Минобрнауки и «коми общественность» имитируют заботу о языке, уничтожая его
Детей своих учу любить свой край. А вот учить язык, на котором в семье никто не говорит - не вижу смысла. Лучше историю родного края учить, больше толку будет.
Не думала, что потом повылазят такие бабы из соснового леса с провокационными воплями.
Учите в школе свой родной Коми язык. Кто Вам не даёт.? Вот других, только, заставлять не надо.
Только зачем он вам нужен? Вы же всё одно использовать с пользой для себя не хотите...
Сел на лошадь первый раз...".
так и вижу Майдан на Стефановской.
"Пера прийде - порядок наведе!", "Парма понад усе" и вот это вот всё.
Это наверху раскол в головпх у них. От нечего делать и дурных денег. Вт и маются, расколы ищут.
Никто коми язык не запрещал и не собирается. А вот навязывать насильно больше не смогут.
А если из коми уедут все "понаехавшие", то тут тебе кирдык и придет. Будешь одна на ста кв.км. торчком стоять.
=))
Ну и пара-тройка либерастов язычников, уляшовых и пр.
Конституционный суд Коми вынес решение об обязательности изучения коми языка в школах республики. Соответствующий вердикт огласила коллегия в составе председателя КС РК Владимира Кретова и судей Михаила Аграновича и Дениса Басманова 1 сентября.
Напомним, жительница села Выльгорт Сыктывдинского района Коми Ольга Лунева заявила в жалобе в Конституционный суд республики, что ее сын вынужден заниматься изучением коми языка в ущерб другим предметам. Заявительница полагает, что пункт 4 статьи 1 (1) закона Коми №92 «Об образовании», устанавливающий обязательность изучения коми языка как государственного, не соответствует положениям Конституции Коми, гарантирующей свободный выбор языка обучения (статья 27). Кроме того, считает О.Лунева, дополнительный предмет ограничивает возможности углубленного изучения других предметов, что ставит проживающих в Коми людей в неравное, по сравнению с жителями других регионов России, положение.
В решении КС РК напомнил, что в республике коми и русский языки являются государственными и поэтому должны преподаваться во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Суд особо подчеркнул, что такое положение существует для национальных республик в составе РФ, «учитывая особенности формирования Российского государства и конституционно-правовой статус республик».
Федеральное законодательство и, в частности, закон РФ «О языках народов РФ» предписывают органам власти оказывать содействие развитию госязыков национальных республик, создавать условия для сохранения и развития языков малых народов и этнических групп в составе РФ, даже если основная часть этноса проживает за рубежом.
«Исходя из смысла статьи 67 Конституции Республики Коми о госязыках и Конституции РФ – республика в целях обеспечения и развития коми языка вправе ввести его обязательное изучение в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, - отметил суд. – Это не нарушает право каждого гражданина на свободный выбор языка обучения, а также право родителей на выбор образовательного учреждения с языком обучения, право на получение образования на родном языке. Лицам в республике, не владеющим коми языком, предоставляется возможность изучать его не в ущерб углубленному изучению других учебных предметов, получению полноценного образования». Также не создается проблем для учащихся при прохождении итоговой аттестации, не ущемляется право на получение образования более высокого уровня.
КС РК апеллировал в решении также к вердикту Конституционного суда РФ от 16 ноября 2004 года, отклонившему жалобу гражданина Хапугина на законы Татарстана о госязыках этой республики и об образовании. В январе 2011 года КС РФ вынес аналогичный отказ по жалобе на закон о языках Чувашии. Также судьи напомнили об аналогичной жалобе на преподавание коми языка, которую КС РК рассматривал в мае 2002 года, когда суд отверг претензии заявителя.
«Нормативные положения пункта 4 статьи 1 (1) закона Коми №92 «Об образовании», согласно которым изучение коми языка является обязательным, не противоречат Конституции республики по своему правовому смыслу. Изучение коми языка ведется в соответствии с федеральным образовательным стандартом и не препятствует гражданам на получение полноценного образования», - заключил суд.
Данное решение КС РК вступило в силу немедленно и будет опубликовано в «Ведомостях государственных и нормативно-правовых актов Коми» и газете «Республика».
Республика Коми, бывшая автономная область, находится в составе Российской Федерации. Заруби себе это на своем носу. Тебе и подобным тебе (отм.) не удастся внести государственный раскол.
давненько уже раскалывается...
Так кому нужен был весь этот сыр-бор? И кому он выгоден?
Альберт Ванеев
Иван Куратов et cet. Мне Ванеев нравится, хорошие стихи, на музыку ложатся... Почитайте.
Вообще -то, что бы что - нибудь утверждать, надо бы что - то знать. Сразу признаюсь: я - не коми!
Скажите, пожалуйста, как защищены права ненецких детей на получение образования на родном для них языке?
а почему ненецкий не преподаётся ВО ВСЕХ школах республики, наравне со столь же востребованным ширнармассами коми языком?
нет ли в этом факте состава этноцида ненцев со стороны коми?
надо в Спортлото написать и потребовать ввода миротворцев.
Хватит считать нас бессловестным быдлом! Достали!
Ежели вы такие бесстрашные, так организовали бы митинги и пикеты, например, у 'желтого дома', против 'многолетнего принуждения', или в защиту своего конституционного права считать себя же 'быдлом словесТным'.
А что еще более интересно - как это такие свободолюбивые коми приняли решение какого-то русского царька и вмиг отказались от идеи всеобщей обязательности своего коми для всех?))
Показательно, что вопросы вы проигнорировали.
А зачем нам русский защищать? Он-то никуда не денется. Это вы боитесь, что сами свой язык не сохраните, пытаетесь соседям его навязать.
А отменят обязаловку и без митингов
Ничего против Ненцев не имею.
Ну, как хотите...
В Республике Коми гарантируется народам, проживающим на территории республики, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Потому они и ГОСУДАРСТВЕННЫЕ.
Обязательность изучения коми языка введена республиканским законом "Об образовании". Так его и поменять недолго.
Но хорошо хоть, что ты свой бред бредом признал.
К ЕГЭ, опять же, лучше подготовятся.
Но - только добровольно!
И насчет чужих голов - по-аккуратнее бы. Не дурнее вас.
Обстановку накалили не сейчас, а когда стали вводить обязаловку в изучении Коми языка. Не надо мух перед котлетами...
"Труд", "Правда", "Гудок"...
Человеки - сохраняйте спокойствие и равновесие.
Это агония у них.
Пусть сами горят в этом адском пламени.
Остальные (и коми, и русские) прекрасно понимают, что принцип добровольности изучения государственных языков должен соблюдаться.
Это международная норма.
Не нравится? Проводите референдум и меняйте лишайте коми язык государственности в Конституции РК.
Или меняйте место жительтсва.
Вариантов много, только ЗАКОН НАРУШАТЬ НЕЛЬЗЯ, преступниками становитесь.
А вот насчет "меняйте место жительства" - это уже разжигание ненависти по нац признаку, статья УК. И призыв к нарушению статьи Конституции ФР, которая говорит, что граждане имеют свободу перемещений и выбора места жительства. Так что и правда - не нарушай.
А проще говоря - не твое собачье дело указывать, где кому жить.
Сегодня целый рабочий деь в блогах только и делали что оскорб**ли представителя Коми народа.
Эти ... не Русские, а троица шариковых провокаторов
Даешь ТРИ'АРМА!
От Урала по Финляндию!
Но ничего подобного не произошло. Учат бездарно и нудно только коми языку.
Сейчас ребенок в шестом классе, по коми пятерка. Ну знает десятка два-три коми слов. Но фоне прочих отличник.
На фига такое отличие вообще надо?! Только школе для галочки? Бездарно потраченное за шесть лет типа оьучению коми языка можно было гораздо с большей пользой потратить на развитие ребенка в школе.
Бучу русскоговорящий Тищенко из Воркуты замутил с Бурдаевым и Савельевым, а тебя изгнать собрались.
Или сегодня день открытых дверей в дурдоме?
Вот мы сейчас с соседом, русский и коми, читаем твой бред и решили, что бить будем вдвоем тебя! ))))
Чтоб дурь из тебя выбить. Мамка с папкой тебя не долупили видно. Вот и вырос стоеросовой дубинушкой ))))
Статус Республики Коми - государство в составе Российской Федерации - определяется Конституцией Республики Коми и Конституцией Российской Федерации.
Глава 3. Федеративное устройство
Статья 65
1. В составе Российской Федерации находятся СУБЪЕКТЫ Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ."
Ну и где тут про "государство в составе", умник?
Более того, дооретесь - признают Конституцию РК пртиворечащей Конституции РФ, во весело-то будет...
Вы откуда явились туземцы чумазые?)))
Статья 66
1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
**********************************************
Конституция РК
Статья 61
Статус Республики Коми - государство в составе Российской Федерации - определяется Конституцией Республики Коми и Конституцией Российской Федерации.
Да и есть вполне законные процедуры ее изменения. Только ты учитывай, что русских в республике - подавляющее большинство, и в любом случае решение будет в нашу пользу.
Другое дело, сколько никчемных людишек на теме коми языка кормилось. А теперь кормушку могут убрать. От того и орут.
А что коми уезжают - это факт. и что свой язык знать не хотят - тоже факт.
Вы же чего всполошились - сейчас родители напишут заявления и станет ясно, что коми язык никто изучать не хочет. Не нужен он самим коми. Так это ваша национальная проблема, не надо ее решать за счет других.
предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.
С 1948 года геноцид признаётся в ООН международным преступлением.
Народы, ставшие жертвами этноцида, обычно теряют историческую память или значительную её часть (см. манкурты), в ряде случаев также своё самоназвание, культуру, вероисповедание, и ассимилируются либо занимают подчинённое, угнетённое положение в отношении тех, кто подверг их этноциду.
В определении геноцида, данном ООН, говорится о «предумышленном создании для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её»[2]
Сознательная политика ассимиляции не является физическим уничтожением людей, но результат её проведения для национальных меньшинств, особенно малочисленных, все тот же: сокращение (вплоть до полного исчезновения) числа людей, считающих себя принадлежащих к какой-либо национальной группе. Если же при этом применялись какие-либо меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы, то такие действия напрямую подпадают под определение именно геноцида, согласно резолюции ООН (260 А (III). Статья II, пункт d)[2]
А теперь вот в агонии мечется...)))
сказать какого?
А ларчик-то открывается просто. Нечем выделиться коми-нацикам, кроме как навязыванием изучения своего языка. И эту возможность у них отбирают. Печалька.
не тупи: никто не борется с коми языком, борьба идёт против насильственного преподавания его тем, для кого он не является родным.
ты коми? - изучай на здоровье.
а чуть позже присоединение Воркуты к Западной Украине?
Тебя можно понять. УПА-УНСО отблагодарит.
Понять же Бурдаева с Савельевым ну никак не могу. Куда же вы от жены, от детей? А?
Терпи, все таки здравый смысл под нажимом общественности взял верх.
Поздравляю с нашей маленькой победой. Тебя В. Уляшев тоже поздравляю)))))
Молчание и помалкивание работает против вас....
хештэг #ахахах
Кто мешает коми решать, как им жить?
И это не мы, а вы решили, что ваш язык вам не нужен. Иначе не пришлось бы в Усть-Куломе вводить стипендии для детей коми за изучение коми языка. Своих детей учите, свою культуру развивайте - к нам не лезьте.
По Прилузью половина деревень - с русскими названиями.
И что-то там было про петуха и кукушку
Прокуратура не выявила нарушений? Значит будем писать генеральному. Читайте внимательно, прежде чем писать куда-то. Прокуратура не выявила нарушений по 1 из пунктов поручения, а именно предусмотренный минимум русского языка и литературы есть в учебных планах школы.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2015 г. N 74-АПГ15-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 16 октября 1992 года N 1170-XII "О языках в Республике Саха (Якутия)",
установила:
16 октября 1992 года принят Закон Республики Саха (Якутия) N 1170-XII "О языках в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон N 1170-XII), первоначальный текст которого был опубликован в официальных печатных изданиях "Якутия" от 5 ноября 1992 года, N 215 и "Якутские ведомости" от 12 ноября 1992 года, N 19.
Частью 1 статьи 29 Закона N 1170-XII предусмотрено, что в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования языками обучения являются языки саха и русский.
Статья 30 Закона N 1170-XII устанавливает, что в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), государственный язык саха изучается как учебная дисциплина основной образовательной программы. В образовательных организациях Республики Саха (Якутия) курс культуры народов Республики Саха (Якутия) изучается по решению образовательных организаций.
Признавая недействующими отдельные положения Закона Республики Саха (Якутия) от 16 октября 1992 года N 1170-XII "О языках в Республике Саха (Якутия)", суд пришел к выводу о том, что перечисленные выше положения регионального нормативного правового акта приняты с превышением нормотворческой компетенции субъекта РФ в области образования; противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу; неправомерно ограничивают использование государственного языка Российской Федерации.
Указанный вывод суда основан на законе, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Таким образом, ни Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", ни указанный Федеральный государственный образовательный стандарт не наделяют субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению требований к содержанию образовательных программ. Данное полномочие может быть реализовано способами, предусмотренными Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", то есть посредством участия в экспертизе примерных основных общеобразовательных программ, участия в экспертизе учебников и т.д.
Проведя сравнительный анализ положений части 1 статьи 29, абзаца 1 статьи 30 Закона Республики Саха (Якутия) от 16 октября 1992 года N 1170-XII "О языках в Республике Саха (Якутия)" с федеральными установлениями, суд первой инстанции пришел к правильному выводу том, что оспариваемое регулирование осуществлено законодателем Республики Саха (Якутия) с превышением нормотворческих полномочий в сфере образования, предоставленных ему федеральным законодательством, и не соответствует актам большей юридической силы. Кроме того, указанное регулирование нарушает принцип единства федерального культурного и образовательного процесса и развития систем образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, закрепленный статьей 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в качестве одного из базовых принципов государственной политики в области образования.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Раздутый на ровном месте конфликт.
Якобы измученных коми языком детей.Мои учат и не мучаются например. Я русскоязычная если что.Ну да ладно.
Давайте отменять физику с химией,черчение с тригонометрией. Я в школе так мучалась, так мучалась!!!Мне не пригодились ващщще.
Замминистра образования, науки и молодежной политики региона Наталья Якимова, скажите пожалуйста - а по какому тогда ФГОСу, например, изучался коми язык в школах Воркуты в 1-4 классах???
А мы спросим, обязательно спросим, в том числе, на каком основании расходовались средства из бюджета на этот процесс
Вот и результат разделенных классов и всеобщей руссификациии....))))
а отдельные окопались в Сыктывкаре чтобы не потерять северную пенсию.
Отдельные умудрились не только деньги получить, но и квартиру продать. А были обязаны сдать квартиру администрации
Не, ну если коми народ захочет дурку включать... Хотя иногда кажется, что у некоторых представителей этого народа она и не отключалась.
Нас пугают ужастиками, фобиями, страшилками про то, что обязательное изучение коми языка вызовет ненависть к языку и народу. Это не так. Все совсем даже наоборот. Есть такое слово «ксенофобия». Оно означает страх перед неизвестным, непонятным, непривычным. Этим страхом заражены люди, которые не знают что-то и боятся его. Если же допустим, что все население Республики Коми изучило коми язык, то проблема страха перед коми исчезнет моментально. Конфликт исчерпается, страсти улягутся.
Ненавидят не те, кто изучает язык, даже принудительно. Ненавидят другие. Те, кто не изучает. Те, кто противник национального возрождения.
Если ребенок будет изучать язык, даже если не желая, рассуждать, что он будет ненавидеть – это уловка. Я в школе учил английский, в филиале лесакадемии немецкий. И что, я должен ненавидеть Англию и Германию!?
Игра в добровольность – это хитрая, завуалированная форма запрета. Потому что знают, что никто не будет изучать, никому неохота взваливать на свои плечи лишнюю нагрузку. Такая красивая, изящная система запрета, под вдохновенным лозунгом свободы. Спекулируют добровольностью те, кто хотел бы искоренить языки народов России.
Это исходит от российских идеологов. В первую очередь от Путина, именно он подтолкнул процесс, проведя совещание по Перечню поручений. Команда идет оттуда. Только поручения коснулись только нерусских языков, не затронув другие предметы. В чем суть? В том, что они знают, что добровольность полностью уничтожит национальные нерусские языки. Что входит в их планы.
Они уверены, существование в России нерусских языков – угроза сепаратизма и подрыв территориальной целостности страны. Ликвидируя языки рассчитывают на корню подорвать потенциальный сепаратизм.
Но на самом деле логика примитивна. В угрозе сепаратизма язык играет не самую первую роль. Имеет конечно значение, но может не самую главную. Хотя как знать!? Ведь если бы в СССР не проводили русификаторскую политику, возможно Союз удалось бы спасти. Во всяком случае не произошло бы такого обвального, нецивилизованного распада и удалось бы преобразовать в настоящую федерацию.
Если внимательно посмотреть на карту бывших союзных республик, то увидим, что лучшее и стабильнее положение там, где сохранились языки народов бывших союзных республик. Если взять Литву, то там лучше, чем в соседних Латвии, Эстонии или на Украине. У России отношения с Литвой лучше. Потому что литовский язык не утратил свои позиции. Нестабильно там, где высока доля русскоязычного населения. Вот почему надо развивать язык. Ради будущего. Чтобы в будущем не было проблем для следующих поколений.
- В начале этого года мы провели среди родителей мониторинг. Раздали анкеты, где им предлагалось выбрать: они - за изучение коми языка или против. Я была уверена, что большинство будет «за», так и получилось - где-то 70%. До сих пор ведутся разговоры о том, что многие против изучения коми. Почему-то за счет нескольких высказываний в интернете формируется общественное мнение: кто-то высказался против, и уже считается, что все разделяют такую позицию. Этой анкетой мы хотели доказать, что за изучение коми языка выступает большинство.
- А кого анкетировали?
- Родителей, дети которых уже изучают коми язык. По всем школам. В анкетировании участвовало 2600 человек, то есть 2600 семей. Получилось, что 70% - «за». Из них около 55% ответили, что с удовольствием будут изучать коми язык. Остальные - если есть распоряжение Минобраза, то будут учить. С помощью анкет мы определили и приоритеты в целях улучшения условий обучения. До сих пор одной из проблем остается нехватка учебников в школах. Есть и обращения от родителей. В ближайшее время мы проведем свой мониторинг укомплектованности школ учебниками по коми языку.
Писать комментарии под моим именем, по меньшей мере не достойно...
В Воркуте, нравится вам это или не нравится, я приму самое активное участие в контроле анкетирования родителей, действиями руководства УПРО и школ.
План предполагает в том числе:
Во-первых, в середине учебного года осуществить сбор заявлений от родителей (в тексте «с родителей») / законных представителей, желающих, чтобы их дети изучали коми язык как родной или как государственный (п. 1.2).
Во-вторых, так, пунктом 1.4. изначально предполагается сокращение учебной нагрузки учителей коми языка (причем, не оговаривается насколько), а, следовательно, повлечет за собой не только возможных перспектив их работы, но и дестабилизацию в педагогических коллективах, что накладывает на межнациональную напряженность еще и социально-трудовую, что может привести (и уже приводит) к открытому конфликту.
В-третьих, на наш взгляд, в республике нет никаких нарушений российского законодательства в части изучения коми языка и как родного, и как государственного. А план мероприятий составлен с правовой точки зрения абсолютно неграмотно. Так, перепутаны понятия «обучение» и «изучение». Более того, пункт 1.3 предполагает «Мониторинг получения результатов выбора родителями (законными представителями) обучающихся изучения родного языка (какого?), государственного языка Республики Коми (какого?). Значит, согласно плану надо собирать и заявления от родителей, которые считают родным языком своих детей русский?
В-четвертых, пункт 2.5 предполагает «подготовку рукописей учебных пособий по учебному предмету «Государственный язык (коми)». Следовательно, можно сделать вывод, что никаких учебных пособий, а тем более программ, учебников и методических пособий по изучению коми языка как государственного в республике нет.
В-пятых, «включение учебного предмета «Государственный язык (коми)» … в часть учебных планов, формируемую участниками образовательных отношений» (п.1.6.), нарушает законы Республики Коми «О государственных языках Республики Коми» и «Об образовании».
В-шестых, документ создан в спешке, втайне от заинтересованных сторон, в том числе от представителей гражданского общества, тем более, что инициатива принятия Закона о государственных языках исходила от Съезда коми народа, а также не был официально согласован. В плане указаны нереальные сроки осуществления мероприятий, проведение которых невозможно без грубейших нарушений Трудового законодательства Российской Федерации. И это только часть претензий к вышеуказанному приказу.
К сожалению, публично и в средствах массовой информации прозвучали безосновательные официальные утверждения заместителя Председателя Правительства Республики Коми – министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми о разжигании межнациональной розни общественными организациями. Хотя на самом деле основным фактором разжигания межнациональной напряженности в настоящее время в Республике Коми является вышеуказанный приказ.
В связи с вышеизложенным Президиум МОД «Коми войтыр» решил:
1. Настоятельно предложить заместителю Председателя Правительства – министру образования, науки и молодежной политики Республики Коми Михальченковой Н. А. отменить вышеуказанный приказ.
2. Обратиться к Главе Республике Коми рассмотреть дисциплинарную ответственность министра в связи с превышением ею полномочий в части нарушения законов Республики Коми.
Президиума Межрегионального общественного движения
«Коми войтыр»
03 ноября 2017 г.
26 октября 2017 года заместитель Председателя Правительства Республики Коми – министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми Н. А. Михальченкова подписала приказ за № 366-п «Об утверждении плана мероприятий по исполнению образовательными организациями Республики Коми пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 20 июля 2017 г. от 28 августа 2017 г. № Пр-1710», в целях соблюдения законодательства образовательными организациями в части обеспечения мер по изучению (подчеркнуто нами) обучающимися по основным общеобразовательным программам родного языка из числа народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей).
План предполагает в том числе:
Во-первых, в середине учебного года осуществить сбор заявлений от родителей (в тексте «с родителей») / законных представителей, желающих, чтобы их дети изучали коми язык как родной или как государственный (п. 1.2).
Во-вторых, так, пунктом 1.4. изначально предполагается сокращение учебной нагрузки учителей коми языка (причем, не оговаривается насколько), а, следовательно, повлечет за собой не только возможных перспектив их работы, но и дестабилизацию в педагогических коллективах, что накладывает на межнациональную напряженность еще и социально-трудовую, что может привести (и уже приводит) к открытому конфликту.
В-третьих, на наш взгляд, в республике нет никаких нарушений российского законодательства в части изучения коми языка и как родного, и как государственного. А план мероприятий составлен с правовой точки зрения абсолютно неграмотно. Так, перепутаны понятия «обучение» и «изучение». Более того, пункт 1.3 предполагает «Мониторинг получения результатов выбора родителями (законными представителями) обучающихся изучения родного языка (какого?), государственного языка Республики Коми (какого?). Значит, согласно плану надо собирать и заявления от родителей, которые считают родным языком своих детей русский?
В-четвертых, пункт 2.5 предполагает «подготовку рукописей учебных пособий по учебному предмету «Государственный язык (коми)». Следовательно, можно сделать вывод, что никаких учебных пособий, а тем более программ, учебников и методических пособий по изучению коми языка как государственного в республике нет.
В-пятых, «включение учебного предмета «Государственный язык (коми)» … в часть учебных планов, формируемую участниками образовательных отношений» (п.1.6.), нарушает законы Республики Коми «О государственных языках Республики Коми» и «Об образовании».
В-шестых, документ создан в спешке, втайне от заинтересованных сторон, в том числе от представителей гражданского общества, тем более, что инициатива принятия Закона о государственных языках исходила от Съезда коми народа, а также не был официально согласован. В плане указаны нереальные сроки осуществления мероприятий, проведение которых невозможно без грубейших нарушений Трудового законодательства Российской Федерации. И это только часть претензий к вышеуказанному приказу.
К сожалению, публично и в средствах массовой информации прозвучали безосновательные официальные утверждения заместителя Председателя Правительства Республики Коми – министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми о разжигании межнациональной розни общественными организациями. Хотя на самом деле основным фактором разжигания межнациональной напряженности в настоящее время в Республике Коми является вышеуказанный приказ.
В связи с вышеизложенным Президиум МОД «Коми войтыр» решил:
1. Настоятельно предложить заместителю Председателя Правительства – министру образования, науки и молодежной политики Республики Коми Михальченковой Н. А. отменить вышеуказанный приказ.
2. Обратиться к Главе Республике Коми рассмотреть дисциплинарную ответственность министра в связи с превышением ею полномочий в части нарушения законов Республики Коми.
Подробнее на РБК:
http://www. rbc . ru/society/05/11/2017/59feea269a794748bf58cafa?from=main
Этноцид может проводиться как через колониальную политику ассимиляции, так и в процессе становления новых наций через уничтожение или изменение самосознания старых (или их части).
Народы, ставшие жертвами этноцида, обычно теряют историческую память или значительную её часть (см. манкурты), в ряде случаев также своё самоназвание, культуру, вероисповедание, и ассимилируются либо занимают подчинённое, угнетённое положение в отношении тех, кто подверг их этноциду.
В определении геноцида, данном ООН, говорится о «предумышленном создании для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её»[2]
Сознательная политика ассимиляции не является физическим уничтожением людей, но результат её проведения для национальных меньшинств, особенно малочисленных, все тот же: сокращение (вплоть до полного исчезновения) числа людей, считающих себя принадлежащих к какой-либо национальной группе. Если же при этом применялись какие-либо меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы, то такие действия напрямую подпадают под определение именно геноцида, согласно резолюции ООН (260 А (III). Статья II, пункт d)[2]
Прокуратура Татарстана решила, что установка регионального министерства образования об обязательном изучении татарского языка в школах республики является незаконной и потребовало отозвать эти рекомендации из школ
Минобрнауки Татарстана, похоже, определилось с количеством татарского и русского языков в школах — в ночь перед Днем народного единства Энгель Фаттахов подписал примерный учебный план. В письме, которое получили школы, оговаривается, что он носит рекомендательный характер, однако учебные заведения приняли его к обязательному исполнению: татарский остается обязательным предметом как государственный язык в количестве двух уроков в неделю, еще три урока отведены под «родной язык». Русский язык и литература увеличены незначительно, а в 1-м классе и вовсе уменьшены.
Там в статье на рбк прокуроры ставят весьма прямые вопросы об ответственности всяких чиновничков от образования и никакой из них на джордано бруно не тянет.