Заведующий ЛОР-отделением КРБ Николай Иванов: «Отоларингология – самая красивая и интересная область медицины»
В последние годы отоларингология в Коми далеко продвинулась технологически: операции с применением современного оборудования стали менее травматичны, стало меньше осложнений. Следующим шагом в ее развитии в республике станет повышение роли поликлиник, где постдипломное обучение ЛОР-врачей станет непрерывным. Об этом в интервью БНК рассказал главный внештатный отоларинголог Коми Николай Иванов.
- Что такое отоларингология? Почему вы выбрали именно эту профессию?
- С детства хотел помогать людям. Еще во время учебы в школе в Мурманске я покупал книги по анатомии и медицине. Думал стать хирургом. Но хирургия – очень широкая специальность. И на последнем курсе Архангельского мединститута я выбрал ее наиболее интересную частью - отоларингологию. Именно эта специальность дает людям восприятие необычных звуков, запахов. То есть присутствует творческая составляющая.
- Как судьба связала вас с Республикой Коми? Удалось ли вам достичь здесь поставленных целей?
- В 1979 году я окончил Архангельский государственный мединститут. В последние годы учебы твердо решил стать хирургом. И когда на 6-м курсе нас разделили на терапевтов, акушеров-гинекологов и хирургов, я уже занимался чисто хирургией. В 1980-м году окончил интернатуру по отоларингологии на базе Вологодской областной больницы. Три года заведовал ЛОР-отделением в Великом Устюге, после чего принял решение поселиться в Сыктывкаре. Работаю в столице Коми с 1983 года, в 1991 году был назначен заведующим ЛОР-отделением Коми республиканской больницы. В прошлом году признан лучшим отоларингологом республики.
- А как же хирургия?
- Я по-прежнему оперирующий хирург. Делаю около 300 операций в год. Как правило, берусь за наиболее сложные, нестандартные операции, которые не прописаны в учебнике. Отоларингология – широкая междисциплинарная специальность. Она включает разделы челюстно-лицевой и нейрохирургии, офтальмологию и многое другое. За рубежом наша специальность называется хирургия головы и шеи. Но направления для специализации в отоларингологии самые различные: кто-то выбирает хирургию, кто-то становится фониатором – лечит без операций заболевания гортани, кто-то занимается слухопротезированием, кто-то становится аллергологом – специализируется на заболеваниях полости носа.
- Каким органом врачу-отоларингологу приходится заниматься чаще?
- Нельзя сказать, буду лечить только горло или нос. Если нос не дышит, у человека неизбежно заболит горло. Поэтому, прежде чем удалять нёбную миндалину, я смотрю полость носа. И часто выясняется, что у пациента искривлена носовая перегородка. Если носовое дыхание не восстановить, горло продолжит болеть, даже если сделать операцию. Зато, если сделать пластику носовой перегородки, пройдет полгода, и необходимость в операции по удалению нёбной миндалины отпадет. Опять же если не восстановить нормальное дыхание, может понизиться слух. ЛОР-органы взаимосвязаны. Но коньком всего является полость носа. Именно поэтому около 49% ЛОР-операций мы проводим на этой полости. Операции на ухе и на горле занимают примерно по 25%.
- Вы руководите ЛОР-отделением КРБ с 1991 года. Насколько отоларингология продвинулась за это время с точки зрения технологий?
- Операции мы делаем те же самые: на придаточных пазухах, на полости носа и органах слуха и так далее. Но за счет нового оборудования возможностей стало больше. Если раньше в носовой полости мы оперировали долотом и молотком, то теперь выполняем эти операции с помощью специальной дрели, вводя для контроля эндоскоп. Такая операция менее травматична и занимает меньше времени. Как результат: пациент быстрее поправляется, меньше осложнений.
- Насколько развита отоларингология в целом по республике?
- Отоларингология в Коми продолжает развиваться. В регионе работают 49 врачей-отоларингологов - это 90% от необходимого числа специалистов, что является хорошим показателем. В стационарах республики 90 специализированных коек. Стационары действуют в Воркуте и Ухте, а также два в Сыктывкаре: детский и взрослый - в ЛОР-отделении Коми республиканской больницы. В год в регионе проводится до 1800 операций на ЛОР-органах. Примерно половина из них – в ЛОР-отделении КРБ.
Поскольку отоларингология – междисциплинарная область медицины, в 2013 году в КРБ произошло объединение ЛОР-отделения с отделением челюстно-лицевой хирургии. Сейчас многие операции врачи-отоларингологи КРБ делают совместно с челюстно-лицевыми хирургами.
Мы оказываем не только специализированную, но и высокотехнологичную помощь. По квоте проводим около десятка сложных высокотехнологичных операций в год, какие делают в клиниках федерального подчинения. Это сложные операции по удалению новообразований придаточных пазух носа, новообразований основания черепа. Челюстно-лицевые хирурги проводят сложные операции по пластике лица. Это и трансплантация тканей, и установка специальных металлоконструкций, что позволяет закрыть дефекты, приобретенные в результате травм.
На базе нашего ЛОР-отделения проходят практику сыктывкарские студенты-медики. Четвертый курс специализируется на отоларингологии.
- В каком направлении будет развиваться отоларингологии в Коми в ближайшие годы?
- Очередь на госпитализацию в ЛОР-отделение сейчас не столь значительна, но желательно, чтобы ее вообще не было. Чтобы пациент находился в ожидании стационара не более 2-3 недель. Решить этот вопрос планируется, повысив роль поликлиник.
К примеру, в Москве является нормой госпитализация ЛОР-больного в стационаре в течение трех дней. Сегодня пациент госпитализируется, завтра делается операция, послезавтра он осматривается и выписывается на амбулаторное лечение. Хирургические койки в стационаре дорогие. Благодаря такому решению, можно оказать медицинскую помощь большему числу людей, однако для этого нужна подготовленная поликлиника с квалифицированными специалистами и необходимым оборудованием.
Квалифицированные кадры для поликлиник мы планируем получить благодаря новой системе обучения. До прошлого года интернатура действовала при ЛОР-отделении КРБ. С ее помощью мы готовили для районов республики по 3-4 доктора в год. Теперь вместо нее открылась ординатура при мединституте, где врачи-отоларингологи будут проходить постдипломное обучение не раз в 5 лет как раньше, а ежегодно. Плюс будут участвовать в вебинарах и конференциях, организованных федеральными центрами. Таким образом, их подготовка станет непрерывной.
Несколько лет назад в Москве был открыт Центр отоларингологии, где работают не только ЛОР- и челюстно-лицевые хирурги, но и офтальмологи, нейрохирурги, онкологи и пластические хирурги. На его базе оказывается высококвалифицированная помощь на стыке различных направлений медицины. Именно к этому главный отоларинголог России Николай Аркадьевич Дайхес призывает и нас. Произошедшее четыре года назад в КРБ объединение ЛОР-отделения с отделением челюстно-лицевой хирургии – шаг в этом направлении.
Следующим шагом может стать активизация работы по лечению онкологических заболеваний. Операции по удалению онкологии сейчас проводятся редко. Об этом месяц назад шла речь на заседании профильной комиссии в Москве. И мы бьемся за то, чтобы хирургическую часть лечения в таких случаях передали отоларингологам. А онкодиспансер будет проводить только химиолучевую терапию.
- Почувствовав недомогания в органах слуха, в носовой полости или в горле, к кому пациент может обратиться за помощью?
- Лечение ЛОР-болезней начинает участковый терапевт. Отоларинголог берется за дело там, где терапевт не справляется, где, к примеру, надо сделать пункцию гайморовой пазухи, или, если это необходимо, разрез в миндалинах. Если через 5-6 дней после начала лечения больной не поправляется, его обязательно следует направить к отоларингологу. Если больной по какой-либо причине не может дождаться очереди к ЛОР-специалисту в поликлинике, он может напрямую обратиться в ЛОР-отделение Коми республиканской больницы, взяв собой медкарту, направление терапевта и снимки. При нашем приемном покое есть амбулаторно-поликлиническая служба, где больной получит необходимые для лечения рекомендации, а если возникнет необходимость, будет и госпитализирован.