content/news/images/69970/BOB_4805-kopiya_mainPhoto.jpg
21:35, 27.10.2017 / ОБЩЕСТВО

В Сыктывкаре почтили память жертв политических репрессий

О системе лагерей на территории Коми и непростых судьбах их заключенных, внесших немалый вклад в развитие культурной жизни на территории региона, рассказали сегодня сотрудники Национальной библиотеки Республики Коми в рамках интерактивного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв политических репрессий, который отмечается 30 октября.

В Сыктывкаре почтили память жертв политических репрессий
Фото Виктора Бобыря

Назвали организаторы прошедшую встречу «58-я статья». Именно под этим номером в старом советском Уголовном Кодексе значилась статья, предусматривавшая ответственность за контрреволюционную деятельность. Как рассказали сотрудники библиотеки, основная часть лагерей сталинской поры находилась в европейской части России. Республика Коми оказалась самым густонаселенным по количеству заключенных регионом страны. С 1929 по 1956 годы здесь действовало 17 больших лагерных объектов.

BOB_4782-kopiya.jpg

Как рассказали ведущие мероприятия, в лагерях Коми края отбывали наказание многие репрессированные работники культуры, внесшие вклад в развитие культуры региона. Среди них – Генриетта Дерман, одна из основоположниц библиотечного дела в СССР. Родившись в 1882 году в Риге, в юности она стала революционеркой. Уехала от преследований в Соединенные Штаты. Получила там образование. Работала в библиотеке Конгресса США. В двадцатых годах вернулась в Россию. Была соратницей Надежды Константиновны Крупской. Более 10 лет возглавляла Фундаментальную библиотеку Коммунистической академии. Сейчас это Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук. Арестована была в 1938 году, когда ей было уже 56 лет. Получила 15 лет лагерей. Срок отбывала в Инте. Умерла Генриетта Дерман в 1954 году, уже после освобождения из лагеря.

BOB_4882-kopiya.jpg

Примечательна также судьба бывшего узника Воркутинского ГУЛАГА, оперного певца Бориса Дейнеки, ставшего первым исполнителем песни «Я другой такой страны не знаю». По иронии судьбы позже ему пришлось слушать эту песню во время отбывания срока в Воркуте. Там он был зачислен в труппу Воркутинского театра. После освобождения переехал в Сыктывкар, где поставил первую коми оперу «Гроза над Усть-Куломом».

Не менее интересны судьбы бывших узников лагерей Коми оперной певицы Валентины Ищенко, исполнившей роль Татьяны в опере «Евгений Онегин» в день открытия Республиканского музыкального театра Коми АССР, украинского писателя-сатирика Остапа Вишни и многих других.

BOB_4836-kopiya.jpg

Гостям вечера также были представлены «репрессированные» книги из спецхрана Национальной библиотеки. В годы советской власти проводились мероприятия по «чистке библиотечных фондов». Книги, попавшие в список запрещенных, либо уничтожались, либо убирались на хранение «в особых условиях» без доступа читателей. За нарушение данного требования виновные сотрудники библиотек могли быть приговорены заключению в лагерях на срок от шести месяцев и более.

Несколько книг – бывших «узников» спецхрана Национальной библиотеки Коми раздали в зал. Среди них книга о летчиках - первых героях Советского Союза, изданная до начала Великой Отечественной войны, «Узбекские пословицы», «Азбука коммунизма». Последняя книжка, предназначенная для самых маленьких жителей страны, скорее всего, вошла в число неугодных из-за ее авторов – попавших в немилость известных советских идеологов Бухарина и Преображенского.

BOB_4803-kopiya.jpg

В той же комнате спецхрана за решеткой оказалась и повесть Михаила Лузгина «Вор». Автор этой книги лично встречался со Сталиным по приглашению последнего. Однако в 1937 году был арестован. И хотя писателя выпустили спустя год – в 1938-м – книга по ошибке так и осталась за решеткой спецхрана.

Как рассказали сотрудники библиотеки, окончательно специальные хранилища для запрещенных книг были упразднены только в 1990-м году.

BOB_4818-kopiya.jpg

Во второй части встречи собравшимся был представлен 12-й том мартиролога «Покаяние». По словам руководителя издательского коллектива, историка Михаила Рогачева, книга вышла еще в начале этого года, но представлять ее в Национальной библиотеке в октябре стало традицией. 12-й том «Покаяния» станет первой частью энциклопедического справочника «ГУЛАГ в Коми АО – Коми АССР».

- Мы прекратили выпускать анналы истории лагерей, так как в нашем государстве индивидуальные материалы по политзаключенным для общественных организаций теперь закрыты. Получить справки по ним могут теперь только родственники и только по запросам. И это ставит крест на возможности издавать тома, посвященные политическим заключенным наших лагерей. Поэтому мы перешли к книгам обобщающим. Первой из них и стал 12-й том мартиролога, - отметил ученый-историк.

BOB_4792-kopiya.jpg

1935

Комментарии (7)

Добавить комментарий
  • 1
    28 окт. 2017 г., 7:56:09
    Ответить
    а когда историк расскажет про непростые судьбы миллионов людей не вписавшихся в рынок при правительстве гайдаров чубайсов?
  • мемориальцев из покаяния
    28 окт. 2017 г., 8:47:42
    Ответить
    самих бы привлечь за антигосударственные действия
    Владимир Меньшов: "Вступая на путь антисоветизма, ты непременно придёшь к откровенной русофобии".
  • Гайзер
    28 окт. 2017 г., 9:00:22
    Ответить
    Я живой, пока.
    • Анатолий Попов
      28 окт. 2017 г., 9:56:45
      Ответить
      Хорошо, что вспомнили Генриетту Карловну Дерман... Частью уважения к памяти является и точность рассказа о ней: Дерман никогда не отбывала срок в Инте. Весь срок отбыла на Воркуте и умерла в больнице ( за сколько-то дней до смерти перенесённая на носилках из лагерной больницы в больницу для вольнонаёмных - освободилась...). Была похоронена на городском кладбище: могила не сохранилась.
  • Очередь за сертификатами
    28 окт. 2017 г., 17:23:19
    Ответить
    Нельзя жить только прошлым. Нужно жить настоящим.
  • я
    28 окт. 2017 г., 17:35:58
    Ответить
    Инта упоминалась в рассказе о Вераксо
  • студентка
    28 окт. 2017 г., 21:24:25
    Ответить
    Дерман не в Инте сидела!
    Да, БНК промахнулись с Дерман и Интой. Воркута, потом Речлаг... Могли бы в инете глянуть перед тем, как опубликовывать...