Двусторонний взгляд на этнофутуризм представили художники Коми и Удмуртии
Совместная художественная выставка Коми и Удмуртии «АС & АРТЭ. Архаика и этнофутуризм» открылась сегодня в Национальном музее республики. К уже известным сыктывкарским поклонникам направления графическим и живописным формам присоединились инсталляция, видеоарт и «свитки».
Выставка приурочена к VI съезду финно-угорских народов России. Это двусторонний проект художников из Коми и Удмуртии, в центре которого интерес к финно-угорской мифологии и архаике в целом. Первая часть названия состоит из элементов двух языков сразу: «ас» с коми – «свой», «арте» с удмуртского – «рядом». Таким образом, по замыслу организаторов, искусство этнофутуризма «свое» для обоих республик, оно «рядом» и объединяет их.
Удмуртия стоит на передовой этнофутуризма, признали приглашенные художники на встрече с журналистами перед открытием. Как рассказал этнофутурист Александр Пушин (Жон-Жон Сандыр), в течение последних десяти лет в республике при поддержке местных министерств культуры и национальной политики они смогли реализовать долгосрочную идею тематических зимних и летних симпозиумов в деревнях и селах. Во многом именно благодаря им такое необычное и сложное направление современного искусства обрело в Удмуртии широкую известность и популярность.
- В Удмуртии очень много пластов этнофтуризма, начиная с самого известного коллектива «Бурановские бабушки». Это тоже считается этнофутуризм. Есть этнофутуризм и в литературе, и в одежде, в живописи, в видео. Очень много уровней, и каждый художник находит то поле, которое еще не пахано, - отметил Александр Пушин.
Благодаря такому энтузиазму самих этнофутуризтов, направление обогатилось многими новыми формами, а на выставке в Национальном музее представили их наиболее широкий диапазон. Так Жон-Жон привез в Коми целый цикл видеоартов, где вместо кисти и холста, камера и пленка. Короткие видеоролики используют финно-угорскую символику и сюжеты, чтобы обратить внимание зрителя на современные проблемы – исчезновение коренных народов, угасание души.
Еще один новый формат представила художница Татьяна Зыкова (Тань Тзы): в отличие от своих коллег в качестве материала она использует мешковину для создания красочных больших «свитков», которые ниспадают со стены.
- Это такой доступный материал, удобный, недорогой и очень красивый по своей фактуре. Можно взять также очень большой размер, вертикально, - прокомментировала Татьяна Зыкова.
Дополнила выставку большая инсталляция, которая расположилась в центре зала. Деревянные перегородки, украшенные тканевыми поясами с народными узорами, представляли собой «куалу», так называли места моления удмуртов. Одновременно с этим они символизировали «закару асберган», личностное кружение, которое по задумке художников собирает энергию участников экспозиции.
Не обошлось и без более привычной для сыктывкарского зрителя художественных видов. Свои работы маслом и акрилом привезли из Удмуртии Сергей Орлов и Вячеслав Михайлов. Республику в выставочном пространстве представляют Юрий Лисовский и Павел Микушев с графикой и живописью, соответственно.
- Этнофутуризм соединяет народные представления с модернистскими современными течениями, пониманиями, - подвела итог Татьяна Зыкова, объясняя столь большой интерес к этому направлению.
Выставка «Архаика и этнофутуризм» будет открыта до 30 ноября.
Комментарии (2)
Отсутствие света в окружающей среде, восполняется внутренним светом. Закон природы.
Вы что изображаете? Внутренее мировозрение зырян и удмуртов или окружающую среду вокруг?
Похоже окружающую среду , так пишите пейзажи.
Почитайте зырянина Калистрата Жакова, где мрак в его произведениях? Они пропитаны иогрой света и РАдости.
Изображать угорские ПАСЫ, это ещё не значит понимать мировозрение.
Православные рисуют? )))