Александр Привалов: "Об одичании"
Один из ведущих журналистов журнала "Эксперт" написал жесткий текст о тенденциях в образовательной сфере. Автор проправительственного журнала характеризует процесс как "одичание". Сегодня размышления Привалова "На обсуждении".
Вчера, осознав, что мне предстоит написать последнюю колонку «нулевых» годов, я отринул злобу дня. Надо, думаю, написать о каком-нибудь тренде десятилетия — не часто доводится итожить эпохи. Но о каком именно тренде? Их же много — как выбрать? Но случай и вправду помогает занятым одной мыслью — подоспела новость, сделавшая выбор за меня.
О том, что вскоре будет принят новый образовательный стандарт для средней школы, мы слышали и раньше. А теперь из репортажа о заседании Государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия» публика узнала, каким этот новый стандарт может оказаться. В классах, начиная с девятого, от нынешнего учебного дня уцелеет половина. Что будет во второй половине, толком неясно; «поисковые работы на полях боевой славы» и прочее «формирование ответственного патриота» значат только одно — что нормальных уроков не будет. Школьных дисциплин станет вдвое меньше, а обязательных вообще останется всего три: физкультура, основы безопасности жизнедеятельности (не ешьте мухоморов и проверяйте годность огнетушителей) и новая амальгама дисциплин под названием «Россия в мире». Остальные предметы будут факультативны. И «русский язык и литература или родной язык и литература», и интегрированные «общественные науки» и «естественные науки», и математика.
Тут неудержимо хочется размахивать руками и грязно материться. Мол, это же типичная колониальная школа — от образованных туземцев никакой пользы и масса вреда. Мол, факультативность русского языка в нынешних условиях есть прямое преступление. Мол, место России в мире надо не изучать (зачем?! и какое именно место: сверхдержава — или слабое звено БРИКа?), а поддерживать и — в идеале — улучшать, что станет окончательно невозможно с предлагаемой утратой «золотого канона», в ходе школьного обучения скреплявшего нацию. Мол, юнцы и юницы, весело вопящие «зиг хайль!» перед видеокамерами, вопят не от нехватки казённо-патриотических нравоучений, как говорят нам авторы нового стандарта, а от избытка невежества. Но я же не об этом взялся писать, а об итогах десятилетия. Так вот: важнейший итог десятилетия и состоит в том, что серьёзное обсуждение вот такого стандарта стало возможным. Десять лет назад ничего подобного просто нельзя было произнести вслух. А теперь и произнести можно, и — после косметической правки — провести через Думу можно, можно и реализовать. Если это не называется одичанием, то слово существует зря.
И одичание наблюдается двойное. Деградация школ страны Пушкина и Менделеева к колониальному стандарту — это одичание как процесс. Но ведь налицо и одичание как результат, причём повсеместный. Профессор, вынужденный читать математику гуманитариям, жалуется: ни одна душа не умеет разделить дробь на дробь. А на вопрос: шесть вторых — это сколько? — следует серьёзный ответ: четыре целых и одна десятая. Ладно, гуманитарии. На мехмате МГУ, не где-нибудь, собираются сделать первый курс пропедевтическим — то есть людям, поступившим на мехмат, нужно ещё целый год простыми словами пересказывать то, что они, по идее, изучили в школе. В Новосибирском университете, только что набравшем студентов по ЕГЭ, первокурсники физфака дважды проверялись по тому же ЕГЭ — больше половины получили две двойки. Давайте даже не спрашивать себя, что творится в не столь известных учебных заведениях. О случаях, обличающих дикое невежество хоть школьников, хоть аспирантов, рассказывали и прежде, но то были именно случаи, и легко было указать места, от них (почти) застрахованные. Теперь случаи стали всеподавляющей статистикой, а мест, свободных от неё, — нет.
Мне предложат утешиться тем, что одичание идёт не только у нас — в разных вариантах эту беду видят во множестве стран. Да, только реагируют на неё по-разному. Скажем, в Германии, когда немецкие школьники на очередном международном исследовании PISA, где проверяется читательская грамотность пятнадцатилетних, показывают результат чуть хуже прежнего (кажется, четвёртое, а не третье место), об этом кричит вся пресса, требуя от правительства немедленных действий, — и правительство что-то делает. Наши школьники в том же исследовании пикируют: 27-е место в 2000 году, 32-е в 2003-м, 37-е в 2006-м, 42-е (из 65) в 2009-м — и это не беспокоит решительно никого.
Борясь со своими вариантами одичания, люди активно меняют свои школы, нередко — с явной оглядкой на советский опыт (японцы, например, об этом говорят совсем прямо). Мы, меняя свои школы, идём в точности туда, откуда они уходят. Там усиливают предметное наполнение, здесь его сливают под лозунгом: в жизни не пригодится — мол, есть же извозчики. Вот всё десятилетие шла у нас реформа образования. Поскольку готовится к принятию толстенный итоговый закон, реформа не только шла, но и прошла. Внятного объяснения её содержательных принципов — хоть как-то согласующихся с наблюдаемой практикой — публика так и не дождалась. Единственным лейтмотивом, видным со стороны, была и остаётся экономия бюджетных расходов — её логичным проявлением станет и колониальный образовательный стандарт.
И — в придачу к новости о стандарте — пришла другая: оказывается, бизнесмен Керимов при поддержке вице-премьера Шувалова строит общеобразовательную школу за 100 миллионов долларов — с бассейном, крытым катком, ещё чем-то. Разумеется, рядом со Сколково — где же ещё! Согласитесь, это венчает картину; это и есть кольцо в носу, к которому подвешена начищенная консервная банка. Школы для простецов, где их нехотя обучат азбуке и маршировке, — и рядом супершкола для сагибов. Туда, конечно, возьмут и десяток простецких детей — так их и в Британской империи понемногу брали. Учитесь, счастливчики, радуйтесь. Интегрируйтесь в элиту.
На всякий случай оговорюсь: конечно, образование деградирует не само по себе, а в прямой связи со множеством других наших проблем — например, с ускоряющимся сплющиванием квалификационной структуры занятости. Как может не падать система образования, если всё большей доле её выпускников суждены места охранников, экспедиторов и «менеджеров продаж»? Ну так я не об образовании здесь и написал.
Комментарии (37)
Местное население не должно получать высшего и даже среднего образования. Школы, конечно, можно оставить. Но за школу они должны платить. Программы сделать такими, чтобы школьник знал как можно меньше. Скажите им, что школу надо очистить от коммунистической идеологии и приблизить к практике. А в остальном вполне достаточно, если население немножко будет уметь читать и писать по-немецки. Считать дальше пятисот не надо. Будущая экономика России должна не только полностью зависеть в хозяйственном плане от мощной экономики Запада, не только не иметь никакой военной промышленности, но и подвергнуться глубокой структурной перестройке, чтобы, исходя из вполне очевидных политических соображений, народы России никогда не перешагнули определенного жизненного уровня. В России надо позволить работать только таким предприятиям, продукция которых требует для своего производства лишь низкой и средней квалификации. Закрыть промышленные предприятия, которые предъявляют высокие требования к работающим на них коллективам, как, например, заводы по выпуску оптики, самолетов, локомотивов. С русских не надо требовать квалифицированного труда, чтобы держать их благополучие на этом основании на самом низком уровне. Россиян надо использовать только на добыче сырья, в сельском и лесном хозяйстве, на ремонтных и строительных предприятиях и ни в коем случае - на станкостроительных заводах и верфях, на производстве приборов и самолетов. Огромные естественные богатства России позволяют сохранить нетронутыми природные богатства Германии и Европы. Огромные пространства России позволяют также разгрузить нашу страну от вредных производств. Мы сможем, в частности, закрыть часть немецких металлургических заводов, перенеся тяжесть металлургических производств на Восток. То же самое касается свертывания добычи угля за счет завоза дешевого угля из бывшего СССР.
- СССР развалился.
- Евреи уехали.
- Сталин – враг народа.
- Народ запуган бандитскими историями.
- Русские женщины работают в Немецких борделях.
- Русские мужики допились до ручки.
- По улицам свободно разгуливают молодые фашисты.
- Россия готова отдать Германии все свои полезные ископаемые.
Соседние братские народы принуждаются к «дружбе» под угрозой войны и
экономической блокады.
Что ещё?
Если она такая умная, то почему почему школьница?
Естественный отбор УЖЕ работает даже в этих нынешних феодальных отношениях.
Для тех кто хочет учиться - есть лицеи и колледжи. Нужно только САМИМ родителям напрячься, подумать и ПОМОЧЬ в выборе.
Либо ничего не менять, продолжать ОТЯГОЩАТЬСЯ общим образованием. Нужным ТОЛЬКО РОДИТЕЛЯМ.
Выдумал в высших кругах,
Детей обратить в покемонов,
И в ниндзя-тупых-черепах.
Да... Перспектива уныла,
Скоро для развитых стран,
Будут кривляться д****ы,
В гордой стране - Балаган!
Вставай на смертный бой
С жидовской силой темною,
С проклятою ордой.
Не буду цитировать одного из апостолов " холодной войны " А. Даллеса,
сформулировавшего главные принципы политики Запада по отношению к России,( многие читали), но перед нами явные признаки национального кризиса, поразившего прежде
всего русский народ. В такие моменты людьми овладевает общественная апатия,
они мало осознают, что принадлежат к одной этнической общности, имеющей
собственное историческое
предназначение, ради которого есть смысл работать и жить. Их полностью захватывают заботы дня нынешнего, прежде всего материальные, - заботы
кошелька и желудка. Видение будущего им недоступно, настоящее они не понимают, а в прошлом не находят назидания.
И еще хотел бы процитировать владыку Иоанна... ( Да, да , мой друг БЗ и среди них есть люди достойные уважения)
Итак, Богодухновенный Пастырь говорит: " Оглянемся вокруг: какие еще
доказательства нужны нам, чтобы понять, что против России, против русского
народа ведется подлая, грязная война, хорошо оплачиваемая, тщательно
спланированная, непрерывная и беспощадная. Борьба эта - не на жизнь, а на
смерть, ибо по замыслу ее дьявольских вдохновителей уничтожению подлежит
страна целиком ".
о которой ховорил путин 16.12.10
Всю свою учёбу в школах(а их было 3), всё делал сам. Это вошло в привычку и в жизни. Никогда небыло никаких репетиторов. Для меня это было УНИЗИТЕЛЬНО.
Сам учился. Сам закончил. И почти, ну почти сам уехал. Спасибо, подсказали как. Вот и имею результат - МОЙ личный. Никому не отдам.. Судя же по комментам - так все кто самостоятелен, здесь не присутствуют.
3)Опять кто-то виноват.
Ждите дальше. Вас спасут. Может быть. Если бы будете нужны.
А самостоятельно, свою жизнь делать. И примером быть своим детям?
А для этого напрягаться надо. Отвечать за свои дела и поступки. И прежде всего перед самим собой, потом перед своим ближним кругом. Ну и дальше, если сил и амбиций хватает.
А на это уже всё, сдулись.
Но на самом деле не всё так чОрно.
В моём знакомом окружении МНОГО людей, у которых дети ПЕРВЫЕ. И их не единицы. Может просто у меня круг знакомых такой?
А вы с кем дружите? С гопотой? Что ж, это ваш выбор.
--------------------------
"Войдите в моё положение." - говорила она.
И он вошёл в её положение.
И оставил её в её положении.
-------------------------
4)Опять кто-то виноват.
заколебал уже твой пустой треп
Однажды , прогуливаясь по Лондону в компании своих почитателей, Бернард Шоу увидел пьяницу лежащего в луже. Сопровождающие Бернарда стали смеятся и показывать на пьяницу пальцем.
"Не надо смеятся. Ведь это мог быть и я." - сказал Бернард Шоу
Причина успеха – огромная финансовая поддержка образования и пристальное внимание к проблемам образования.
Средняя зарплата учителя 5000 евро . Поэтому только лучшие представители общества могут заниматься воспитанием и обучением.
Финны умеют считать деньги , у них нет таких ресурсов как у нас. Знают , что делают.
Обама признал опыт Финляндии и собирается вложить в образование в США дополнительные вливания.
Спасибо за то, что Вы есть!
2. кроме этого хочу заметить, что история этой страны не с ваших дедов начинается, а несколько ранее. это к тому, что и до ваших дедов и далее по списку люди тоже кое-что для страны делали, свой посильный вклад вносили.
3. каждый волен делать САМ свой выбор и никто не вправе его упрекать за это, даже гоп-патриоты. где, на какие и с кем будут жить ваши дети - это очень большой вопрос, на решение которого вы вряд ли будете иметь большое влияние. скажут вам по факту - "мы уезжаем, папа/деда" - вы еще и благословите на дорожку, так что не зарекайтесь. шансы именно такого исхода при текущем векторе движения страны очень не маленькие, да и чем, собственно, отличается переезд, скажем в москву от переезда в другую страну? все стремятся к лучшей жизни и обещания улучшения ее ну буквально в следующие 2-3 десятилетия от каких-то там гномов могут восприниматься всерьез ну очень неискушенными людьми.
И таких парадоксов много в нашей современной школе.
Почему запретили теперь даже ставить единицы? Письмо огромное пришло из федерального министерства.Почему нельзя отчислить ученика,который не учится, мешает работать другим?
Как не ругали советскую академическую систему образования, но всё-таки она была эффективной.
Президент РФ Медведев Д.А.: «Погромы, драки, вандализм – это преступления. Это не административное правонарушение, а преступление. Их участники должны сидеть в тюрьме. Их нужно сажать, а не воспитывать, воспитание применимо к другим лицам»
2. Историю страны знаю, поверь. Знаю, с чего и кем начиналась и кем продолжалась, тем более ценна в этом свете мне жизнь в этой стране моих родителей, меня и моих детей.
3. С проблемами справлялись и справляться будем, не обнадеживайся. А искушенным в этом мире может себя считать только идиот... Да, и не забудь в МакДональдс сходить перед сном, а то не получишь порцию вопиющего уважения к своей личной персоне
Вобщем, устал я на твою чушь своею отвечать... Вся эта переписка высосана из пальца. Тебе на будущее - там хорошо, где нас нет, а где родился, там и пригодился.
поэтому гонорок свой гопнический и банальности оставь деткам своим в наставление, они это очень оценят, когда валить будут отсенда. ничего ты не решаешь в этой стране, как ничего хорошего не принесли ей "победы" и "работа" твои предков. так прах один и пустое бакланство о несуществующих успехах. что ты там порешал? с какими такими проблемами ты справился? убожество ты с отсутствием ума даже на собственный ник. с рождеством тебя, убожество. встретимся в макдачке?))))