Валерий Тимченко: «Не стал бы преувеличивать значение моей победы»
На карте киберспорта России появился первый триумфатор из Коми. В мае студент Сыктывкарского госуниверситета имени Питирима Сорокина Валерий Тимченко выиграл Кубок России по компьютерному спорту в дисциплине Hearthstone (коллекционная карточная онлайн-игра по мотивам вселенной Warcraft). Победу можно назвать исторической, ведь представитель Коми завоевал золото на столь высоком уровне впервые. Увлечение Hearthstone принесло студенту не только статус первопроходца в мир большого киберспорта, но и существенную прибавку к стипендии, ведь за первое место он получил триста тысяч рублей. Газета "Республика" познакомила читателей с киберспортсменом.
Смесь шахмат и покера
Вселенная Warcraft с ее миром, похожим на созданный Толкином, развивается десятилетиями. Игра, которая примерно на год старше Валерия Тимченко, является детищем одной из лидирующих компаний в области игровой индустрии Blizzard Entertainment. Три первые части представляют собой стратегии с задачей добывать ресурсы, строить объекты вроде казарм и рудников и уничтожать врага. Следующим шагом в развитии серии был выход многопользовательской ролевой онлайн-игры World of Warcraft в 2004 году. Она побила рекорды популярности, став самой продаваемой игрой всех времен. Сборы от продаж в разы превышают мировые сборы любого голливудского блокбастера (счет идет на миллиарды долларов).
Планы по выходу коллекционной карточной онлайн-игры под названием Hearthstone по мотивам вселенной поначалу восприняли со скепсисом, но сразу после выхода ею увлеклись миллионы людей по всему миру. Игра распространяется бесплатно по принципу free-to-play, любой желающий может влиться в процесс, установив ее на смартфон или компьютер.
Hearthstone выпустили три с половиной года назад. Валерий Тимченко начал осваивать ее буквально через несколько месяцев после выхода. На протяжении многих лет он увлекается вселенной Warcraft. Однако увлекается достаточно сдержанно, например, говорит, что в первые две части не играл, а мегапопулярная World of Warcraft его и вовсе не зацепила.
– Для меня главное – соревновательный аспект во всех играх. В одиночные я практически не играю. Ради сюжета лучше почитаю книгу, – говорит студент.
Собственно, этот самый соревновательный аспект и отделяет сюжетные или традиционные игры от тех, которые порождают кибердисциплины. Обыватели зачастую не различают простых геймеров от спортсменов и критикуют, возмущаясь тому, что киберспорт вообще причисляют к спорту. А между тем завоевать Кубок России Валерию Тимченко помогли навыки шахматиста, в четырнадцать лет он стал кандидатом в мастера спорта.
– Десять лет жизни посвятил шахматам. Ездил на соревнования, на уровне республики занимал призовые места. В определенный момент понял, что достиг пика, и перестал активно заниматься. Выполнив норматив кандидата в мастера спорта, чтобы пойти выше, необходимо ездить на соревнования российского и международного уровня, а это большая трата денег и времени. Тем не менее сейчас преподаю азы шахмат воспитанникам интерната имени Католикова и физматлицея. Какое-то время играл и в покер. Так вот, Hearthstone – смесь покера и шахмат. Есть схожие элементы, и, безусловно, этот опыт пригождается. До игры ты выбираешь определенную стратегию, но затем может не повезти, карта может не зайти, и вся стратегия пойдет коту под хвост, поэтому надо уметь приспосабливаться к любой игровой ситуации, – рассказал обладатель Кубка России.
– Как думаешь, будет ли Blizzard Entertainment генерировать новые бренды карточных игр?
– Мне кажется, они сосредоточатся на этом бренде, у них огромный бюджет и большое количество разработчиков. Почему бы не развивать именно его.
– А дать советы по доработке есть желание?
– Советы можно дать какие-то по улучшению Hearthstone, но я думаю, любой игрок может сказать, мол, вот мне бы убрать это и добавить то.
Олимпийские перспективы
Компьютерные технологии развиваются семимильными шагами, и если когда-то событием был турнир среди посетителей компьютерного клуба, то сейчас из множества игр выкристаллизовались отдельные кибердисциплины, а соревнования по ним проходят под эгидой официальных структур. Чемпионаты по киберспорту проводятся по всему миру, в России уже создана Федерация компьютерного спорта, и недалек день, когда появятся первые мастера и разрядники с официальными документами от министерства спорта. Глобально киберспорт претендует на вхождение в официальную программу Олимпийских игр.
Валерий Тимченко убежден в радужных перспективах киберспорта, считает, что уже в обозримом будущем он станет таким же равноправным спортом, как и любой другой.
– Физический спорт приравняется к киберспорту, – говорит молодой человек. – Думаю, в дальнейшем будут секции, и даже сейчас уже некоторые организации забирают игроков на обучение, создают своего рода инкубаторы, где они живут в отдельных домах и тренируются, чтобы хорошо выступить. Киберспорт еще не общепризнан, но в дальнейшем он будет развиваться. Я уверен в этом.
– Есть много критиков, которые путают киберспорт с банальной игроманией. Что можешь им сказать?
– Кому-то нравится одно, кому-то другое. Мне нравится Hearthstone. Критики, которые огульно говорят, что это ни о чем, что это просто кликанье мышкой, это консерваторы.
Путь к признанию киберспорта спортом на государственном уровне был сложен. В России это фактически сделали еще в 2001 году, причем первыми в мире, однако затем исключили в связи с введением всероссийского реестра видов спорта, вернув после долгих перипетий лишь в апреле текущего года. Компьютерный спорт переведен во второй раздел реестра (виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне), а это значит, что появилась возможность проведения официальных чемпионатов и появления тех самых разрядов и званий.
Президент отечественной Федерации компьютерного спорта (ФКС) Дмитрий Смит в недавнем интервью порталу mail.ru заявил, что включение в реестр не значит, что мастера спорта появятся «через недельку». Он отметил, что впереди еще множество юридических вопросов, которые надо решать с министерством. В планах ФКС формирование системы школьных клубов по киберспорту, выстраивание школы спортивного резерва, создание кафедр по подготовке специалистов – менеджеров, судей, спортивных психологов – на базе ведущих вузов.
Московская победа
Кубок России-2017 проходил в четырех дисциплинах: Dota 2, League Of Legends, FIFA 17 и Hearthstone. Из трех тысяч претендентов, проходивших через отборочное горнило по всей стране, на заключительный этап в дисциплине Hearthstone в Москву поехали лишь четыре человека. В финале киберспортсмен из столицы Коми, выступающий под ником valtim, сразился в матчапе до трех побед против соперника с никнеймом zOrg. Валерий Тимченко последовательно брал верх над противником в каждой партии и выиграл с общим счетом 3:0.
Сыктывкарец говорит, что ожидал упорной борьбы и не предполагал, что обыграет соперника всухую. Будучи темной лошадкой, в ходе турнира он убрал с дороги многих титулованных киберспортсменов, и в этом, по его словам, особенность Hearthstone – выстрелить тут может любой. В отличие, например, от дисциплины FIFA 17, где для подготовки нужна современная видеоприставка или мощный компьютер, Hearthstone не требовательна к «железу», играть можно далеко не на самых продвинутых смартфонах и планшетах.
– Меня никто не знал до турнира, а вообще в киберспорте есть люди, которые пиарят себя везде и всюду, и за ними идут фанаты. В дисциплине Dota 2 участвовала титулованная команда Virtus.pro, и именно на нее пришло много болельщиков. Зал был битком, все брали у них автографы. Я не большой фанат смотреть такие командные турниры, но действительно впечатлился, глядя на все это со стороны. Было много эмоций, криков, оваций, – вспоминает кибертриумфатор.
Команда Virtus.pro, или «Медведи», – большой проект, в который инвестируют миллионы долларов. Это один из маяков не только российского, но и мирового киберспорта. Из звездных персоналий в дисциплине FIFA есть, например, 24-летний Сергей Никифоров, известный под ником Kefir. Он играет в FIFA с 2008 года, становился чемпионом России в 2012 и 2015 годах, а в 2016-м заключил профессиональный контракт с московским «Спартаком» и представляет интересы клуба в виртуальном мире на кибертурнирах. Как про Virtus.pro, так и про Сергея Никифорова многократно рассказывал национальный спортивный канал «Матч ТВ». Генеральный продюсер канала Тина Канделаки заявила, что телевидению интересно все, что является трендом для большинства, поэтому канал и впредь будет развивать это кибернаправление в сетке вещания.
Валерий Тимченко отмечает, что держался на турнире особняком и не стремился заводить знакомств с именитыми спортсменами, во главе угла была победа, а не охота за автографами. В качестве группы поддержки на турнир поболеть за него приезжали двое друзей из Санкт-Петербурга.
– Они болели за меня, смотрели все игры. Их поддержка, безусловно, повлияла на конечный результат, – говорит он.
Киберспорт может дать не только известность
Есть профессионалы, которые делают на киберспорте имя, зарабатывают большие деньги, ведь вещь это достаточно доходная. Общий призовой фонд по всем дисциплинам на Кубке России-2017 составлял семь миллионов рублей. Сыктывкарцу победа принесла триста тысяч рублей.
Говоря о том, готов ли посвятить себя полностью киберспорту, Валерий отмечает, что следить за турнирами и пробовать силы в них будет, но пока учеба на первом месте. В планах окончить пятый курс и получить диплом по специальности «учитель английского и французского языков».
– Мое главное хобби – английский язык. Считаю, что он мне очень помогает в жизни. Все, что связано с интернетом, стараюсь делать на английском, он открывает новые рубежи, могу следить за всем, что происходит в мире, не дожидаясь переводчика. Это главное преимущество, – говорит он.
Вопреки расхожему мнению о том, что киберспортсмены далеки от реального спорта, Валерий Тимченко со школьных лет увлекается настольным теннисом и волейболом. Судя по фактуре, парень вполне мог стать профессиональным волейболистом.
– Иногда собираемся, арендуем зал и играем в волейбол с единомышленниками. Это мой любимый вид спорта помимо компьютерных и настольных игр, – сказал собеседник издания.
Если многое роднит эту кибердисциплину с шахматами, то какое будущее у Hearthstone, если учесть, что за прошлогодним противостоянием Корякин – Магнус следил весь мир.
– Ты выиграл Кубок России. Дальше что в планах? Есть мечта покорить мировые турниры?
– Есть чемпионат мира, но для того, чтобы только отобраться туда, нужно очень много работать. Нужно играть и играть 24 часа в сутки. Пока не думаю, что это в моих планах. Кстати, в прошлом году мировое первенство уже выигрывал парень из России. Это 18-летний игрок, выступающий под ником Pavel.
– Популярное ныне стримерство (видеотрансляции игры с комментариями в прямом эфире) тебе интересно? Стримеры зарабатывают на партнерской программе в YouTube. Обретя после победы определенную известность, есть желание монетизировать увлечение на базе этой платформы?
– Хочу стримить, но в первую очередь только для друзей мне это делать интересно. Я бы вообще не стал преувеличивать значение моей победы, – скромно замечает Валерий Тимченко. – Есть много игроков даже в России, которые могли не слышать о Кубке России, возможно, участвовали на мировых турнирах. Пока я просто случайный человек из мало кому известного города, который выиграл один турнир.
Комментарии (4)