«Царская невеста» 22 года спустя: музыкальная, режиссерская и актерская перезагрузка
В рамках XXVII Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» 30 мая на сцене республиканского театра оперы и балета зрителям была представлена опера Н.Римского-Корсакова «Царская невеста». В последний раз на сцене театра «Царская невеста» была показана довольно давно - осенью 2013 года. Зрители ощутимо соскучились по опере, в финале артистов они приветствовали стоя.
Привлекло зрителей и участие приглашенных артистов, среди которых оказался бывший сыктывкарец, а ныне солист Центра оперного пения Галины Вишневской Владислав Попов из Москвы. Во время учебы в республиканском колледже искусств он пел в хоре театра, позже закончил Государственный музыкально-педагогический институт им. М. Ипполитова-Иванова в Москве. Кроме того, местные исполнители почти в полном составе дебютировали в своих партиях: «Царская невеста» оказалась спектаклем-рекордсменом по количеству актерских премьер.
Постановка обновилась благодаря раскрытию прежде купированного музыкального текста. Зрителям был предложен обновленный режиссером вариант оперы, поставленной народной артисткой СССР Ией Бобраковой к фестивалю 1995 года. За 22 года в постановке почти целиком изменился состав исполнителей, но в основе спектакль оставался прежним. Нынешний главный режиссер театра Илья Можайский освежил спектакль своими корректурами. Справедливости ради, отметим, что не все режиссерские правки понравились публике, многие вещи были приняты неоднозначно.
В этот раз публика услышала в первом действии оперы больше музыки, чем прежде: раскрыты небольшие купюры в партиях Малюты Скуратова и Григория Грязного. Зато оказалась вырезанной массовая сцена хора в начале второго действия (когда семейная пара берет у лекаря Бомелия какое-то снадобье, а жители слободы им дружно советуют бросить «поганое зелье») – это сделано исключительно для того, чтобы сделать достаточно длинный спектакль более компактным.
Многие зрители отметили очень достойное звучание музыки спектакля: оркестр под руководством главного дирижера театра Азата Максутова успешно и динамично передал мощь, глубину и трагизм истории, прописанной композитором. Достаточно похвал прозвучало и в адрес хора под руководством главного хормейстера, заслуженной артистки России, заслуженного деятеля искусств Коми Натальи Масановой. Несмотря на свой довольно скромный количественный состав, хор прозвучал ярко и сочно.
Исполнительский состав оперы подобрался очень достойный. В партии Григория Грязного выступил солист Екатеринбургского театра оперы и балета, приглашенный солист Большого и Мариинского театров, лауреат и дипломант международных конкурсов Александр Краснов. Его красивый, мощный, звучный голос и очень эмоциональная актерская игра покорили публику.
Его партнерша Галина Петрова в партии Любаши выступила отнюдь не впервые, однако и на этот раз не оставила никого равнодушным, вокально и актерски передав всю силу, неистовость характера и трагедию своей героини.
В заглавной партии – Марфы Собакиной, избранной царём Иваном Грозным себе в невесты – дебютировала солистка театра Оксана Клипка. Её героиня, в отличие от прежних исполнительниц этой роли, была чуть холоднее и отстраненнее, заметно менее эмоциональной, смех и улыбка озаряли её лицо реже, чем у прежних «невест» (народных артисток Коми, заслуженных артисток России Ольги Сосновской, Альфии Коротаевой и Елены Лагоды). Но и такая героиня пришлась публике по вкусу: артистку удостоили не меньшей порции оваций, чем других ведущих исполнителей. Как отметила одна зрительница с почти 60-летним стажем Валентина Соловьёва, Оксана Клипка стала замечательной Марфой.
- Она красивая, подвижная и «слышная»: голос хорошо звучал во всех точках зала. Её прекрасная игра, особенно в конце, покорила меня – Оксана создала по-настоящему живой образ. Мне кажется, она привнесла в роль даже больше своего, чем было задано режиссёром. В четвертом действии, где её героиня уже не в себе, глаза артистки блуждали, как у человека, который действительно не понимает, что происходит вокруг, - отметила зрительница.
Для Владислава Попова партия Василия Собакина – в принципе, первая большая роль в карьере. Он исполнял её еще во время учебы в центре оперного пения Галины Вишневской, поэтому сейчас в ней, можно сказать, «купался». Партия Малюты Скуратова оказалась для нового солиста театра Максима Палия премьерной в сыктывкарской постановке, но отнюдь не дебютной: он исполняет её с 1993 года, как и партию Собакина, играл эти роли на сценах других театров. Да и на репетициях перед этим показом, пока не приехал приглашенный артист, он пел и за Малюту, и за Собакина. Сравнивая постановку Бобраковой с теми, в которых пел прежде, он с удовольствием отметил традиционность сыктывкарской.
Также дебютировал в партии жениха Марфы, Ивана Лыкова, молодой солист театра Борис Калашников. Елисей Бомелий в исполнении заслуженного артиста России, народного артиста Коми Геннадия Муралёва (также дебют в роли) внешне чем-то напомнил шведского посла из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Впрочем, такой лекарь зрителям понравился не меньше, чем прежний в исполнении народного артиста республики Юрия Главацкого. Если Бомелий Главацкого был, скорее, «кошачьим» и елейным, то у Муралева он получился более резким и жестким. Также в этот вечер впервые, но вполне успешно исполнили свои партии артистка хора Валерия Яремчук (Петровна), молодая солистка театра, ученица Ольги Сосновской Ксения Макарова (Сенная девушка) и Евгений Недокушев (царь Иван Грозный).
Отдельного слова заслуживают исполнительницы партий Домны Сабуровой и её дочери Дуняши: народная артистка Коми, заслуженная артистка России Ольга Сосновская и лауреат премии правительства республики Тамара Савченко. С первых показов постановки и много лет подряд они, по очереди с другими солистками, исполняли партии Марфы и Любаши. Время спустя Савченко стала выходить в роли Дуняши, вчера она пела эту партию уже в третий раз. И если её переход «от Любаши к Дуняше» не стал для артистки резким (обе героини молоды, вокально партии близки друг другу), то перемена «от Марфы до Домны» для Сосновской очень контрастна: разнятся и вокальные диапазоны партий, и возрасты героинь. Ольга Сосновская 22 года подряд была в театре безусловной «Марфой № 1».
- Можно сказать, что я пропела сегодня с Марфой всю эту партию, переживала за нее и, где могла, поддерживала. Оксана молодец, справилась, нигде ничего не забыла, создала интересный образ. Но душой я все равно сегодня была Марфой. Это одна из моих любимых партий в русской опере – несмотря на то, что она же для меня и одна из самых сложных. Впрочем, я вообще очень люблю эту оперу. Поэтому и роль Сабуровой пела сегодня с большим удовольствием, - призналась БНК Ольга Сосновская после спектакля.
Публика очень тепло приняла свою любимицу в новой роли – пусть даже и в столь непривычной, как и вся опера в целом.
Комментарии (14)
Фомин наш известный баритон. Он был очень артистичен, органичен и спектакль был хороший. А вёл его дирижёр
Александр Ситников , талантливый дирижёр. Вот почему-то это запомнилось очень хорошо. Никто не знает где сейчас дирижёр
Ситников ? Из зала были видны руки . Думаю их помнят многие артисты.
Фомин тоже был отличный Грязной.... Да много вспоминается хороших солистов, певших в этой опере за столько лет - и наших, и приезжих...
"Царская..." - это часть истории театра, этот спектакль - сам история... Надо его сберечь! А то попеределывали в последние годы "Травиату", "Риголетто", "Кармен"... и такая ностальгия по прежним, бобраковским постановкам берет!.. Мы их, увы, уже не увидим - можем только вспоминать... А в нынешних как-то не чувствуется столько души, сколько было в тех...