Библиотеки на «диком Севере», «библиоцид» и семь этажей книг: сыктывкарцам рассказали о библиотеках Усть-Сысольска
Историк Михаил Рогачев и библиотекари Национальной библиотеки Коми сегодня провели очередную прогулку в рамках проекта «Пешком по Усть-Сысольску». На этот раз речь шла о библиотеках Усть-Сысольска – Сыктывкара, чья история насчитывает уже 180 лет, а большая часть экскурсии прошла в главной республиканской библиотеке.
Традиционная прогулка началась с отрезка улицы Коммунистической между двумя отделами Национального музея Коми. Уточнив, что показать помещения первых библиотек в Коми крае невозможно, Михаил Рогачев рассказал историю их появления.
- Готовясь к экскурсии, я с удивлением узнал, что наша Национальная библиотека занимает второе место по размерам фондов на Северо-Западе, уступая только Мурманску. Но о Национальной библиотеке – отдельно. А мы можем гордиться тем, что первая публичная библиотека в Усть-Сысольске была одной из старейших в Российской империи и точно старейшей на территории Европейского Севера. Она была основана в 1837 году. О ней писали многие газеты, журнал «Москвитянин», «Вологодские губернские ведомости», как об удивительном явлении, что на диком Севере, в диком уголке Вологодской губернии образовалась первая библиотека,- рассказал Михаил Рогачев.
Учредителями первой Усть-Сысольской публичной, то есть общественной, а не государственной библиотеки, стали семь человек, скинувшиеся книгами и деньгами. При этом, по словам Михаила Рогачева, среди учредителей библиотеки не было ни одного учителя: «В то время в Усть-Сысольске было всего два учителя, причем оба были малограмотными, как ни странно».
Во главе учредителей встал городской городничий Шульц, в списке основателей библиотечного дела в Коми крае значились Усть-Сысольский городской голова купец Новоселов, купец Михаил Латкин. Собранные книги они в специальных шкафах разместили в доме еще одного основателя – Андрея Попова, доступ к которым имели все желающие за небольшую плату, шедшую на покупку новых книг. Позже в 1840-е годы книги переехали в дом отставного штабс-капитана и чиновника Николая Попова. Оба дома были построены на берегу Сысолы рядом со старой Троицкой церковью, от этого района старого Усть-Сысольска ничего не сохранилось до наших дней.
- Библиотека имела совсем немного читателей – больше 60 читателей у них никогда не было. Но надо иметь ввиду, что в то время грамотными были не более 10% жителей Усть-Сысольска, а всего населения было 2,5 тысячи человек с младенцами и стариками. Так что библиотека пользовалась популярностью и авторитетом, - поделился еще одним поводом для гордости историк.
Когда первую Усть-Сысольскую публичную библиотеку примерно в 1890 году стало некому хранить, книги были перевезены в здание городского общественного собрания.
- Дело в том, что в Усть-Сысольске не было дворянского собрания, поскольку дворян было мало. Вместо него был городской клуб – общественное собрание. Этого здания сейчас тоже нет, оно помещалось на углу улиц Домны Каликой и Советской. Там смотреть сейчас не на что. Там библиотека хранилась до 1918 года, пока общественное собрание не закрылось. За это время фонды выросли до 10 тысяч экземпляров, - привел очередной факт активной культурной и общественной жизни Усть-Сысольска Михаил Рогачев.
Несмотря на то, что в Усть-Сысольске никогда не было ни книжных магазинов, ни газетных киосков, фонды публичной библиотеки пополнялись регулярно. Неоднократно отмечалось, что Усть-Сысольск выписывает очень много газет, которые читались, передавались из рук в руки, а потом передавались в библиотеку. То же происходило и с книгами, которые заказывали по почте, учредители обращались к писателям, благотворителям и издателям. Свои издания в публичную Усть-Сысольскую библиотеку передавали Сергей Аксаков, отбывавший ссылку в Коми крае профессор Надеждин, знаменитый путешественник Кайзерлик.
- Они (держатели публичной библиотеки) собирали еще и древние книги и рукописи. И при библиотеке в Усть-Сысольске создалось солидное собрание древних рукописей – более 400 единиц хранения. Они сохранились, потому что еще до революции их передали в Петербургскую публичную библиотеку, они там и хранятся отдельным фондом. Например, там сохранился один из списков устюжского летописца, очень редкое издание, включенное в полное собрание рукописей. Это интереснейшее собрание, которое до сих пор, кстати, плохо изучено, - рассказал Михаил Рогачев.
Усть-Сысольская публичная библиотека довольно оставалась единственной, вторая библиотека была создана в 1899 году со статусом «народной». В год на ее содержание выделялось из казны Городской думы 20-30 рублей. В основном ее читателями стали ученики, богатством фондов она похвастать не могла. Третья библиотека – Усть-Сысольская уездная земская – была образована в 1902 году и размещена в здании земской управы на перекрестке современных улиц Коммунистической и Советской. Ее устроители – земство, установили для своих читателей небольшую плату за пользование книгами, выписывали газеты и журналы. В начале 20-го века число ее читателей доходило до 400 человек.
- Это была очень солидная профессиональная библиотека. Ее рабочую группу, общественное управление, возглавлял инспектор училищ Малышев, отец того самого наркома Малышева, чьим именем названа улица в Сыктывкаре. В этот оргкомитет входил выдающийся культуролог Андрей Андреевич Цембер, которому принадлежат заслуги организации первых музея и архива в Коми крае. Они даже выпускали каталоги библиотеки и хранили запрещенную литературу, которую у них регулярно пытались изымать. Кстати, «Манифест» Карла Маркса в переводе Лопатина не изъяли, сочли нормальной экономической литературой, - поделился фактами из библиотечной жизни Усть-Сысольска Михаил Рогачев.
Земская уездная библиотека просуществовала до 1918 года, когда было ликвидировано само земство. Все существовавшие в городе на тот момент библиотеки были закрыты, их фонды были собраны вместе с частными коллекциями и собраниями училищ и распределены между музеем Усть-Сысольска и Усть-Сысольской уездной библиотекой, из которой выросла сначала Коми областная, а позже и Коми национальная библиотека.
В 1935 году в Коми крае была организована первая детская библиотека, до этого дети пользовались только школьными книжными собраниями. Поначалу первая детская библиотека разместилась в небольшом частном доме по улице Куратова, потом она переехала в Дом пионеров на перекрестке современных улиц Интернациональной и Куратова около школы №12. Когда Дворец пионеров получил новое здание на улице Орджоникидзе, вместе с ним переехала и детская библиотека. Собственное помещение она получила только в 1965 году в здании, которое с самого начала советского периода в Коми крае использовалось как библиотека, правда, только второй этаж.
- Дом купца Камбалова был построен в 1911 году, на втором этаже были жилые комнаты, а на первом этаже был продовольственный магазин. Магазин, кстати, был на первом этаже и в советское время. В 1932 году на втором этаже разместилась Коми республиканская библиотека, переехав сюда из второго дома купцов Сухановых с современной улицы Кирова. На том месте сейчас построено здание МВД. В 1965 году Коми республиканская библиотека переехала в свое новое здание, а здесь на втором этаже разместилась детская республиканская библиотека. Только в 1981 году дом Камбалова был реконструирован, и здание полностью заняла детская библиотека, - рассказал Михаил Рогачев.
По пути к Национальной библиотеке историк Михаил Рогачев остановился на перекрестке улиц Бабушкина и Советской через дорогу от бывшей 14-й школы. Именно на этом месте, по его словам, находилось здание городской думы, несколько кабинетов в котором занимали уездные музей и народная библиотека. Далее слово взяли сотрудники самой Национальной библиотеки Коми. Свой рассказ они начали с истории своего здания, которое было построено в 1958 году.
- До этого времени отдельного здания у библиотеки не было. В доме купца Камбалова вообще в 1949 году обвалилась стена. Мы прочли об этом у Зосимы Панева. Он писал, в том числе о том, как строилось наше здание. Оказывается, у нас в стране были такие времена, когда учреждения культуры было запрещено строить. В старом помещении было всего 10 посадочных мест, люди по два часа стояли в очереди, чтобы попасть в читальный зал. Зосима Панев ходил к Климу Ворошилову, требовал денег на строительство библиотеки. Ему потребовалось четыре года, чтобы добиться своего. Проект нашелся в Ставрополе с хранилищем на 50 тысяч единиц. Наша архитектор Феофания Тентюкова этот проект доработала, добавив портик с колоннадой. Именно на этот портик деньги были выделены из нефтяных отчислений. Когда здание принимала комиссия, полетели головы, но Зосима Панев весь проект сумел отстоять, - рассказали библиотекари.
Участников экскурсии библиотекари впустили в святая святых – фондохранилище. На семи ярусах фондохранилища, рассчитанных на 500 тысяч единиц хранения, сейчас размещаются почти 2,5 млн книг, газет и журналов. На некоторых ярусах до сих пор используются выделенные библиотеке еще в 1958 году стеллажи и мебель, часть уже оборудована современными стеллажами на рельсах – для экономии места. Все книги хранятся строго по своим инвентарным номерам, только так хранители могут их найти в фондохранилище. Особо тяжелые и крупные экземпляры к выдаче книг доставляются двумя лифтами.
- Они только для книг, человек туда не влезет, да мы никогда и не пробовали. На третьем этаже у нас хранятся российские газеты и журналы, на втором этаже – коми газеты и журналы. М не просто публичная библиотека, мы еще и депозитарий. Мы должны получать по пять экземпляров всего, что издается в России. Из них два – хранить вечно. Сейчас многое издается за свой счет, нам эти книги не всегда поступают. Мы стараемся искать их сами, чтобы сохранить их для потомков хотя бы по одному экземпляру, - рассказали библиотекари.
Самый нижний ярус до 1991 года использовался как спецхран, в котором хранились запрещенные книги. Доступ к ним имели только историки и студенты по ходатайству деканов. По словам библиотекарей, после революции запрет некоторой литературы и ее уничтожение приняли масштабы «библиоцида». Принципы, по которым издания становились запрещенными, сами библиотекари не всегда понимают – среди попавших в заключения в спецхране книг сборники пословиц и поговорок, истории народов, сочинения Аксенова, методические сборники по организации праздников и мероприятий для подростков и детей.
- Скорее всего, в немилость попадали авторы статей, предисловий и составители. Уничтожалось не все, по одному экземпляру сохранялось. Читать их могли те, кому было положено бороться с идеологическими врагами, - пояснил избирательность запретов для литературы Михаил Рогачев.
Хранятся в Национальной библиотеке Коми и действительно старые книги, в том числе рукописные. Самый возрастной из них – рукописный псалтырь 17 века. Самое старое периодическое издание - журнал министерства просвещения 1834 года. Ставшие хрупкими от времени здания хранятся в коробках из специального бескислотного картона при определенной температуре и влажности.
Комментарии (39)
Как и в ВЕ_ДА - корень ВЕ означает ЗНАНИЕ.
ЛО-ЛА- гармония, равновесие,
Д- ДА- дающее.
ЗНАНИЙ ГАРМОНИЮ ДАЮШИЙ
Этого не может быть. Наглая ложь. В то время население Усть-Сысольска было образованным. Зыряне создали азбуку ещё 9 000 лет до нашей эры и намного позже научили письму греков.
Лес можно познавать бесконечно.
2)грубость, жестокость, неукротимый бешеный нрав. Его дикость всем известна.
3)вандализм, действия, несовместимые с представлениями о приличиях, совести, разуме. То, что они сделали - настоящая дикость.
К СЕВЕРНЫМ НАРОДАМ уж точно ни единым словом не подходит, а вот пустынная родина изТОРЫков, до сих пор пребывает в этом состоянии. )))
Именно в ТОРЕ написано, что первым делом надо уничтожать ПАМЯТЬ порабощенным народам.
Задание на завтра: найти на глобусе и показать Африку, Израиль и Аравийский полуостров
Михаил Борисыч, избавляйтесь от навязанных шаблонов и стереотипов и не множьте их дальше.
Про дикость словен, мы тоже очень даже наслышаны и даже от нынешних главпопов, но факты и археология ровно об обратном говорят.
Опасались роста национального самосознания, не хотели, чтобы представители коми и других народов знали правду о своей истории.
Пытались оборвать связь с предками, создать советского человека без рода и племени.
Жили бы в нормальной и здоровой стране....
Аттьö Сталин ёртлы:кывбур// Вöрлэдзись. 1936 год 5 июня. Ударник №7. Л.б. 3. Пер. загл. Спасибо товарищу Сталину: стихотворение
-197 Сталин - сьöлöм кыпöдысь ним:кывбур// 1936 год. Ударник №8 Л.13.16. Пер. загл: Сталин - вдохновитель сердец: стихотворение
-206 Спасибо товарищу Сталину: стихотворение// За новый север. 1 января 1937 год.
Сталин! Сталин!
Олам ми, комияс,
Войвылын жутыля,
Виччысям югыдсö...
Грамотность же взрослого населения (выше 15 лет) выражается в таких цифрах: грамотных мужчин 25,3%, женщин — 2,2% общего населения. Процент грамотных среди других народностей России выражается в таких цифрах
Мужчины/ женщины
Немцы - 64,7 / 60,1
Евреи -48,7 / 7,5
Зыряне -22,3 / 2,8
Малорос -19,1 / 1,2
Великорос -11,7 / 1,1
Татары -5,3 / 3,4
Мордва- 3,3 /0,2
Как видно отсюда, зыряне уже и тогда в исследованием районе занимали по грамотности третье место среди народов России ("Итоги" ч.II., стр.211-213).