Сыктывкарцы окунулись в атмосферу веризма
Накануне в рамках XXVII международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна) любители оперы получили уникальную возможность познакомиться с редкими произведениями итальянских композиторов рубежа XIX-XX веков в необычной обстановке – в формате концерта-аперитива, предполагающего близкий контакт солиста со зрителями, а также приятное дополнение в виде легких закусок. Кофе и пирожные, кстати, гостям подавали официанты с образцовой выправкой - артисты балета.
Идею концерта вокальной музыки «UN NIDO DI MEMORIE..» или «Колыбель воспоминаний» привезла с родины оперного искусства приглашенный концертмейстер Театра оперы и балета Мария Ляшева, которая уже девять лет работает в Италии. С прошлого года она помогает нашей оперной труппе готовить новые спектакли. Накопив интересный, красивый, но мало знакомый в России и редко исполняемый даже в Италии оперный материал и познакомившись с солистами, Мария предложила администрации театра провести музыкальную встречу необычного формата - концерт-аперитив, ныне очень популярный в Европе.
- Концерт-аперитив предполагает органичное сочетание красивой, серьезной оперной музыки и непринужденного, приятного времяпрепровождения. Концерт может быть приурочен к предстоящей премьере спектакля, а может посвящаться единой теме - творчеству конкретного композитора или нескольким представителям одного направления. Но главный принцип один - это концерт-общение, - рассказала о новом для Сыктывкара жанре Мария Ляшева в интервью БНК.
Специально для концерта фойе театра преобразилось: рояль расположился по центру холла, по обе стороны от инструмента расставили несколько десятков столиков с закусками, входы в зрительный зал превратились в импровизированные кулисы, откуда появлялись исполнители. В концерте оказались заняты 12 ведущих солистов театра. Аккомпанировала музыкантам Мария Ляшева, а вел концерт его режиссер - Евгений Недокушев.
Начал конферансье с рассказа о художественном направлении, которое объединило композиторов - авторов оперных произведений, звучавших в этот вечер: Пуччини, Леонкавалло, Масканьи, Чилеа, Каталани и Джордано.
Веризм сформировался в итальянской культуре на рубеже XIX-XX веков и изначально появился в литературе. Название произошло из итальянского сочетания «la verа vita», что означает «настоящая жизнь». Авторов, а за ними и композиторов-веристов привлекали психологические переживания героев, которые перестали быть знатными особами. В драматургии опер того времени господствуют острые коллизии, напряженные конфликты, действие которых обычно происходит в обыденной и даже прозаической обстановке. Самые известные представители оперного веризма – «Тоска», «Чио-Чио-сан» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Сельская часть» Масканьи.
- В творчестве всех композиторов, которых мы сегодня услышим, помимо общеизвестных опер есть и те, что не не снискали внимания публики или остались незамеченными. Но вам несказанно повезло: вы услышите то, чего никогда не слышали. Надеюсь, этот вечер будет не только приятным времяпрепровождением, но и станет для вас познавательным, - предварил выступления Евгений Недокушев.
Открыл концерт, начавшийся с задержкой в 10 минут, баритон Алексей Петров, исполнивший пролог из оперы Леонкавалло «Паяцы» «Si può?...Si può?», попутно сообщивший зрителям, что «Si può» переводится с итальянского как «разрешите».
Романс Анны «Se come voi piccina» из первой оперы Пуччини «Виллисы» представила сопрано Елена Лодыгина. Одноактная опера незамысловата по сюжету, современному зрителю знакомому по балету Адана «Жизель».
Долгими аплодисментами встретили зрители заслуженную артистку РФ, народную артистку Республики Коми Ольгу Сосновскую. Прима исполнила арию Валли «Ebben, ne andro lontana…» из одноименной оперы Альфредо Каталани.
Мария Ляшева, которая помогала ведущему представлять исполняемые произведения, рассказала, что сюжет оперы заимствован из рассказа немецкой писательницы, за что Каталани подвергся критике коллег за неуважение к родине. Потом композиторы все-таки реабилитировали автора, а один известный итальянский дирижер даже назвал свою дочь в честь главной героини.
- Отец хочет выдать свою дочь замуж за человека, которого она не любит, поэтому Валли предпочитает уйти в Альпийские горы, чем жить с нелюбимым, - раскрыла эмоциональные переживания арии Ольга Сосновская.
Оживление в зале своеобразным соревнованием произвели сопрано Анастасия Морараш и меццо сопрано Галина Петрова, исполнившие одну и ту же сцену - вальс Мюзетты из оперы «Богема» разных композиторов - Пуччини и Леонкавалло. Последний разрабатывать сюжет «Богемы» начал раньше Пуччини, но именно Пуччини удалось создать всемирно известную оперу. Образ Мюзетты композиторы видели по-разному: чувственным, легким сопрано зрителей взбодрила Анастасия Морараш («Quando m’en vo», Пуччини), бархатным меццо-сопрано кокетничала Галина Петрова («Da quel suon soavemente», Леонкавалло), сбросившая в порыве задора туфли.
С композитором Чилеа, сочетавшим в своем творчестве итальянские и французские мотивы, публику познакомила заслуженная артистка РФ, народная артистка Республики Коми Альфия Коротаева. Опера «Адриана Лекуврер» вошла золотой фонд оперной музыки. Действие ее основано на реальных событиях, героиня - артистка театра французской комедии.
- Среди ее друзей был сам король Людовик XV, а среди поклонников - Вольтер. Адриана скромно называла себя «служительницей творца», наделившей ее даром слова, - представила свою героиню Альфия Коротаева.
Всего в этот вечер прозвучали 19 арий и сцен из итальянских опер. Завершением концерта стало коллективное выступление всех участников концерта, исполнивших ансамбль «Bevo al tuo fresco sorriso» из оперы Пуччини «Ласточка».
Комментарии (11)
Отличный был концерт! Приятное ощущение, что нам, зрителям, очень рады. Качественный вокал, сюрпризы, великолепная атмосфера. Спасибо за НАСТОЯЩИЙ ПРАЗДНИК!