«БНК-Ностальгия»: кинотеатр имени А.М. Горького в Печоре
Сегодня в рубрике «БНК-Ностальгия» мы расскажем об одном из старейших действующих кинотеатров в Коми - печорском кинотеатре имени А.М. Горького. В его названии можно заметить странность: настоящее имя известного русского писателя – Алексей Максимович Пешков, а его творческий псевдоним – Максим Горький. Однако в Печоре эти два имени слились воедино. В материале использованы текст из ЖЖ Романа Булатова и фотографии из сообщества «Вконтакте» «100 улиц Печоры».
Кинотеатр имени А.М. Горького.1958 год. Только что построен. Ошибка в названии на фасаде уже есть - и никогда не будет исправлена.
Положа руку на сердце, сразу хочется признаться – здание кинотеатра типовое, многие архитекторы вряд ли станут обращать на него внимание. Некоторые элементы и внешней, и внутренней отделки вызывают вопросы у профессионалов. Однако в малом городе, каким является Печора, такое здание является объектом едва ли не уникальным вместе с рядом нескольких более менее достойных внимания сооружений.
Кинотеатр А.М. Горького был открыт в Печоре 3 ноября 1958 года. В его названии внимательный человек сразу заметит не очень объяснимую странность. Был человек по имени Алексей Максимович Пешков и его творческий псевдоним – Максим Горький. Однако в случае с Печорой эти два имени слились воедино. Исправлять казус так никто и не стал. Да и нужно ли это делать теперь? Ведь этот промах – уже тесно связанная с городом история места, которому в 2018 году стукнет 60 лет.
1965 год. Автор не был указан. Надпись на фасаде "Кинотеатр А.М. Горького" завешана лозунгами, а вывеска на фронтоне сделана правильно. Однако в конце 80-х её заменят на... неправильную. Видимо, приводя в соответствие с оригинальной надписью.
Здание проектировала Зоя Осиповна (Иосифовна) Брод, известный советский архитектор. Получив заказ от «Союзкинопроекта» в 1949 году, она начинает строить здания, подобные печорскому, по всей стране (рассчитанными на 300-330 мест). Наш кинотеатр не был первым в этом ровном строю, не был и последним. По территории бывшего СССР таких зданий сохранилось около сотни. Печорское здание может похвастаться сохранённым интерьером и первоначальной функцией здания.
Фасад здания выдержан в стиле классической архитектуры, но, по мнению профессионалов, перегружен не слишком удачными пилястрами (это "псевдоколонны" на фасаде по четыре штуки слева и справа). Долгое время фасад перекрашивают то в один цвет, то в другой… На мой взгляд, исторический светло-коричневый был самым подходящим.
Здание кинотеатра в январе 2017 года. Из коренных изменений фасада - только упрощённая расстекловка пластиком.
Организация внутреннего пространства кинотеатра очень проста и функциональна. Сразу за центральным входом располагается небольшой вестибюль с окошками касс, а за ним – просторное фойе с двумя входами в кинозал, а также «спрятанным» на балюстраде буфетом. Из кинозала после просмотра фильма для выхода предназначались боковые дверные проёмы. Сейчас они используются редко – не настолько большой поток зрителей идёт в кинотеатры. Хотя по сравнению с резким падением кинорынка в 90-х и начале 00-х сейчас ситуация довольно неплохая, а на самые громкие премьеры зал забивается битком.
Фойе. 2016 год. К сожалению, периодически большие постеры портят воприятие. Зато сразу видно, что кинотеатр живёт. Зеркальное "псевдоокно", два входа в кинозал и интересные круглые барельефы над ними.
Фойе кинотеатра украшено двумя люстрами, а также зеркальным "псевдоокном" с парой колонн. В зеркалах видна баллюстрада, предназначавшаяся для буфета. Сейчас "буфет" - это стойка с попкорном, которая на фото выше стоит справа у стены, но в кадр она не попала. Два барельефа над входами в кинозал, скорее всего - отличительная черта печорского проекта. Посмотрите на них.
Первый барельеф символизирует охотника-промысловика. Это традиционный вид пропитания на Русском Севере. Второй барельеф - символ новой жизни. Это шахтёр-горняк из Инты или Воркуты, ради работы которого строилась Северо-Печорская дорога. Благодаря этой дороге в своё время снабжалась в войну углём страна, отрезанная от месторождений Донбасса, в т.ч. и блокадный Ленинград. Правда, досталось всё это ценой жизни тысяч заключённых, осуждённых, мягко говоря, не всегда справедливо. Но это другая тема для разговора.
Январское фото с ёлкой в фойе. Видна "буфетная" баллюстрада и нарядная люстра.
Колонны в фойе (как мне любезно подсказали друзья) - коринфского ордера. Стоит отметить, что, по сути, кинотеатры исследуемого нами типа - одни из последних отголосков сталинского ампира, строительство которых продолжалось и после смерти "отца народов".
А теперь перейдём в основную часть здания - кинозал. Сейчас его выкрасили в привлекательный тёмно-красный (можно назвать террактовым?) цвет. Белое полотно, на которое проецируется изображение, ограничено двумя колоннами по бокам - вытянутыми, как тоненькие русские берёзки. Над зрителями висят люстры с пышным оформлением и розетками под стать.
Кинозал. Лето 2016 года.
Над входами в зал расположены барельефы с лирами. Они выступают символами искусства, традиционно известные как главные атрибуты древнегреческого бога Аполлона.
Барельеф с лирой. Красиво оформленная колонна около экрана.
Ну и куда денешься от советской символики... Также привожу несколько фотографий элементов интерьера здания.
Элементы оформления кинозала
Напоследок из кинозала - фотография зала со стороны экрана. В этот день зрителей было немного, и все они кучкуются в основном к центру. На задней стене - прорези окошек кинобудки, святая святых любого кинотеатра. Более десяти лет назад я ходил в кружок по музыке в одном из помещений здания в его тыльной части, и мне довелось побывать в будке. Помню, там сидела колоритная женщина небольшого роста и ловко управлялась с аппаратами времён СССР. Сейчас оборудование обновили, и скорее всего, там уже не такая атмосфера, как раньше.
Рядом с кинотеатром стоит памятник Максиму Горькому. Его открыли в День Молодёжи 26 июня 1960 года. С ним связана одна из городских легенд. Считается, что это один из "пробных" вариантов московского памятника Горькому авторства знаменитой Веры Мухиной. Но, как показали исследования печорских краеведов - легенда есть легенда. Хотя монумент действительно интересный и не типовой, как большинство советских статуй. Вот ссылка на исследование "версии о Мухиной", где наиболее вероятным скульптором памятника названа Нина Германовна Зеленская.
Кинотеатр имени А.М. Горького вместе с памятником Максиму Горькому. Фото 90-х г. Автор - Бодарев В.В.
В заключение поста хочется сказать - сегодня мы увидели пример отличного использования исторического здания, сохранившего свою первоначальную функцию. Очень хочется поблагодарить людей, которые приложили руку к возрождению кинотеатра в Печоре.
Комментарии (28)
Саркофаг, какой-то. Так что хоть и типовые были те строения, но
по интереснее , чем сейчас.
Кинотеатр взгромоден на костях, замученных коммунистами людей.