content/news/images/61436/4471309_mainPhoto.jpg
09:20, 07.04.2017 / ОБЩЕСТВО

В Коми появятся кочевые детские сады и школы

Кочевые детские сады и школы появятся как минимум в пяти регионах России - это Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Республики Коми и Саха, Архангельская область. На Арктическом форуме, которые проходил в Архангельске, власти договорились в корне поменять принцип обучения детей коренных народов, чтобы учителя переезжали в чумы вместе с оленеводами по бескрайней тундре. Проект должен обеспечить адаптацию детей в начальных классах школы и помочь им в сохранении родной культуры и традиций, передает ТАСС.

В Коми появятся кочевые детские сады и школы
В ЯНАО образование в тундре представляют 22 образовательных организации: 17 «чумовых» детских садов и пять школ. Фото экспедиции «Настоящие люди»

«Наша задача - разработать для учителей кочевых школ современные образовательные программы и методические материалы, взяв все лучшее из российского опыта и международных практик. При этом важно сохранить в образовательном процессе преподавание родного языка, традиции коренных народов», - подчеркнул руководитель Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов.

«Дети Арктики»

Проект «Дети Арктики» - первый в сфере образования для детей коренных народов Арктической зоны. Помимо пяти российских регионов, в нем участвуют Норвегия и Финляндия. Решено, что Ямал станет пилотным и будет делиться с коллегами опытом организации кочевого образования.

Проект «Кочевая школа» в ЯНАО работает уже шесть лет, в настоящий момент в регионе образование в тундре представляют 22 образовательных организации: 17 «чумовых» детских садов и пять школ. В них обучаются свыше 200 детей. Процесс обучения организован следующим образом - учителя либо живут вместе с оленеводами в чумах, постоянно передвигаются за стадом по тундре, либо приезжают несколько раз в неделю на снегоходах или вездеходах в стойбище, чтобы проводить занятия. Раньше же детям оленеводов и рыбаков коренных малочисленных народов Севера (КМНС) приходилось в семилетнем возрасте покидать родителей, на девять месяцев в году их забирали в школы-интернаты.

Детей оленеводов обучают по основным предметам - русский, математика, чтение, изобразительное искусство, технология. Последний - это самый необычный, но важный для жителей тундры предмет: малыши на нем осваивают выделку шкур, пошив изделий из меха, основы рыбалки и охоты.

Кочевыми на Ямале сделали только начальные классы, потому что детям именно этого возраста сложно расставаться с родителями. У каждой семьи есть выбор: дать ребенку кочевое начальное образование или отправить в интернат. Чумы для занятий оснащают по последнему слову техники.

«С мультимедийным и цифровым оборудованием проблем нет: подключили мобильный компьютерный класс, мультимедиапроектор и цифровые микроскопы. Есть развивающие игры - конструкторы Lego и робототехнические наборы, методические рекомендации и учебные пособия на электронных носителях. Благодаря генераторам смотрят обучающие фильмы», - пояснили в департаменте образования региона.

«Задачу обеспечить детей оленеводов и рыбаков, которые находятся с родителями в тундре, всем необходимым, что есть в дошкольном образовании, мы обозначили еще шесть лет назад. Постепенно идем к ее решению. И, конечно, опыт других регионов и стран будет нам полезен. Хотя в последнее время всё чаще приезжают к нам за опытом», - говорит глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин, отмечая, что помощь и координация проекта со стороны Федерального агентства по делам национальностей РФ «будет незаменимой».

Одобрение в ООН

Впервые на международном уровне о кочевом образовании заговорили в мае 2016 года, Тогда презентация школ с национальным колоритом прошла в ООН.

«Когда мы презентовали проект «Кочевая школа» в ООН, то мои коллеги из других стран слушали, открыв рот, они даже не могли представить, что такое возможно. Практика, при которой детей из семьи забирали для получения образования в интернаты, имеет негативную сторону: ребята теряли связь с семьей, не интегрировались в новых условиях, теряли традиционный образ жизни. Эту практику проект кочевых школ меняет кардинально, образование само приезжает к ребенку», - отметил Баринов.

«Проект многоступенчатый: на первом этапе - с 2017 по 2019 годы будет реализовываться в рамках дошкольного образования, затем - школьное и вузовское - подготовка специалистов. Мы хотим на примере Ямала создать в Якутии сеть кочевых детсадов, семейных групп, где чумработницы могли заниматься с детьми и получать за это определенную зарплату. У нас много моделей дошкольного образования, но должны с другими регионами - участниками проекта выработать единый подход», - рассказала ТАСС первый замминистра образования и науки Якутии Феодосия Габышева.

На первом этапе в пяти регионах будет создана сеть национальных детсадов, и только с 2019 начнут появляться «чумовые» начальные классы.

Главной целью проекта является сохранение традиций и культуры народов, населяющих Арктику. «Это настоящие хозяева Севера и они должны с дошкольного возраста знать свой язык, традиции и культуру для дальнейшего освоения территорий», - пояснила она.

Финансирование проекта осуществляется из региональных программ по образованию, но в будущем планируется разработка федеральной программы «Дети Арктики» для дополнительного образования.

«Языковое гнездо»

Промежуточные итоги реализации проекта «Кочевая школа» на Ямале показывают, что такая форма подготовки существенно облегчает адаптацию детей при поступлении в школу и способствует большей успешности учеников. Дети получают дошкольное образование, не теряя при этом навыков общения на родном языке, сохраняя культурно-исторические традиции и обычаи коренного народа.

По данным департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры, с 2013 года в дошкольных образовательных организациях Березовского и Белоярского районов реализуется пилотный проект «Языковое гнездо» с целью раннего изучения родного языка для коренных народов - ханты и манси, но это программа дополнительного образования.

«В рамках соглашения планируется аккумулировать образовательные практики для детей дошкольного возраста, применяемые в Югре, и провести исследования развития навыков у детей из числа коренных народов Севера, состояния языкового образования и уровня подготовки детей к школе. В проекте примут участие 14 муниципальных дошкольных образовательных организаций, реализующих программы по изучению родных языков шести муниципальных районов ХМАО-Югры», - отметили в департаменте.

В Югре более 3 тыс. детей КМНС посещают разные детские сады, специализированных нет. «Услугами дошкольного образования охвачены 75% детей из числа КМНС от общей численности, за три года число детей КМНС, посещающих детские сады, возросло на 18%», - уточнили там.

«В Архангельской области нет национальных школ и детских садов, но есть представители коренных малочисленных народов. Для нас очень важен проект «Дети Арктики», потому что вместе с коллегами мы сможем реализовывать лучшие практики по сохранению языка, культуры и традиций коренных народов и начнем работать с детьми уже с дошкольного возраста», - прокомментировала заместитель председателя правительства Архангельской области Екатерина Прокопьева.

Своим опытом создания необычных национальных детсадов готова поделиться Республика Алтай. В Кош-Агачском районе разработан проект «Кочевник» для детей дошкольного возраста, детей чабанов (пастухи овец), которые находятся в трудонодоступных территориях. По словам руководителя частного детсада, «Кочевник» стартует в 2017 году, дети будут заниматься по российской программе «От рождения до школы». Ребятам будут привозить конструкторы, карандаши, краски и альбомы, рабочие тетради - то есть те творческие материалы для развития, которые нужны в таком возрасте. После отъезда педагогов все материалы будут оставаться на стоянке, чтоб дети могли учиться и дальше.

Штат «кочевых» педагогов

Кочевые учителя - это профессионалы, которые не только знают родной язык, национальные обычаи и традиции, но и владеют навыками вождения снегоходов, пользования системами спутниковой связи, знают особенности выживания в экстремальных условиях. Обучение в ЯНАО ведут 32 педагога. К их подготовке подходят ответственно - в Ямальском многопрофильном колледже проводится обучение по специальности «Преподавание в начальных классах» с дополнительной специализацией «Кочевой учитель». Как правило, на тундровую специальность идут представительницы местного населения - дети оленеводов.

С 2017 года кочевых учителей для работы с детьми оленеводов начнут готовить в Санкт-Петербурге на базе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Будет проведен отбор целевой группы во время вступительных испытаний. Планируется, что штат кочевых учителей в России увеличится в семь раз.

Заинтересованность в создании кафедр в университетах выразили вузы Якутии и Архангельска.

1746

Комментарии (6)

Добавить комментарий
  • чукча
    07 апр. 2017 г., 10:05:54
    Ответить
    Кочующие школы
    Вот Те кто прдвигает этот проект и посылайте своих детей и внуков в кочующие учебные заведения, а мы посмотрим чему они там научатся, Так нет, ваши детишки в элитных московских спецшколах, а после в Лондон в Оксфорд. А для нас достаточно научиться читать, писать и олешков считать до тысячи. Какой там вуз после такой спцшколы
    • А
      07 апр. 2017 г., 11:41:39
      Ответить
      Есть же выбор кочующая школа или интернат
      Отправлено из мобильной версии
  • олега
    07 апр. 2017 г., 10:18:58
    Ответить
    а кочевая черная бухгалтерия кочевых школ тоже будет?
  • Андрей
    07 апр. 2017 г., 10:52:39
    Ответить
    Хорошая и правильная идея. В любом случае это будет лучше чем ничего. Детишкам интереснее и родителям спокойно.
  • Правильная, хорошая идея.
    07 апр. 2017 г., 18:17:25
    Ответить
    Незачем малышей отрывать от родителей.
    От интернатов прока нет, дети должны жить с родителями и получать образование, живя в семье.
  • Наталья
    08 апр. 2017 г., 0:13:45
    Ответить
    А кто позаботится о детях учителя, пока он кочует за стадом. Да и найдутся ли желающие
    Отправлено из мобильной версии