Собрание сочинений Питирима Сорокина и журнал «Наследие» получили высокую оценку российских ученых
Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина уже несколько лет ведет большую работу по переводу книг социолога и их изданию в виде Собрания сочинений. Доступность научных текстов П. Сорокина для всех интересующихся его творчеством ученых является серьезным стимулом изучения научного наследия социолога. По словам директора Центра «Наследие» Ольги Кузивановой, несмотря на то, что идеи Сорокина широко известны в мире социологии, исследователи зачастую сталкиваются с трудностями доступа к его работам, так как многие из них до сих пор не переведены с английского языка на русский, либо они выходили в разных изданиях.
- Каждый изданный том из Собрания сочинений Питирима Сорокина вызывает целую волну откликов в научной среде в виде новых статей и монографий о творчестве Сорокина. С интересом встречают новые переводы и в вузах страны, – подчеркнула Ольга Кузиванова.
О важности издания трудов ученого с мировым именем, уроженца Коми края говорилось и на международной научной конференции «Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке», которая проходила в Санкт-Петербургском государственном университете. Собрание сочинений Питирима Сорокина и журнал «Наследие», издаваемые Центром «Наследие», здесь получили высокую оценку российских ученых.
- Постоянный спрос на работы Питирима Сорокина, выходящие в серии Собрания сочинений, демонстрирует неослабевающую актуальность научного наследия знаменитого социолога, чьи гуманистические идеи и чей дар научного и политического предвидения до сих пор являются образцом для многих учёных, – выразила мнение Ольга Кузиванова.
К настоящему времени вышло 5 томов, причем первый том – «Ранние сочинения. 1910–1914 гг.» никогда ранее не издавался, так как требовал огромной поисковой и составительской работы. Последнее изданное произведение – «Листки из русского дневника» – впервые опубликованы в полном объеме.
Очередной, пятый том «Прачечная человеческих душ: художественные произведения 1907-1923 гг.» вышел в свет в марте этого года. В него вошли произведения, написанные в жанре художественной прозы. В первом разделе помещены статьи, очерки и фельетоны, отражающие этапы его становления как человека и ученого, некоторые из которых носят автобиографический характер; во втором – научно-фантастический роман «Прачечная человеческих душ», который впервые издается в полном объёме и в двух авторских вариантах. Третий раздел составляют стихотворения П.А. Сорокина, написанные им в начале XX века. В четвертом дополнительном разделе помещены произведения учёного, созданные в американский период его жизни.
Такую же высокую оценку на конференции получил научный журнал «Наследие», который издается Центром с 2011 года. Многие ученые с кафедры истории и теории истории социологического факультета СПбГУ являются его авторами. Уже традиционным стало тесное сотрудничество с учеными социологических, исторических и культурологических кафедр высших учебных заведений из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Саранска, Ижевска и других городов нашей страны. Благодаря активной совместной работе с ними, у Центра «Наследие» есть постоянный контакт с кафедрами, на которые регулярно отправляются новые номера журнала «Наследие» и тома собрания сочинений Питирима Сорокина.
Центр «Наследие» ведет активную работу по распространению своих изданий. В частности, ведется совместная работа с Постоянным представительством Республики Коми при Президенте РФ (г. Москва) и Представительством Республики Коми в Северо-западном регионе (г. Санкт-Петербург). Наличие хорошо отлаженных связей представительств облегчает решение задач распространения трудов П.Сорокина в среде научной и культурной общественности.
С полнотекстовыми вариантами книг из Собрания сочинений и журналов можно ознакомиться на сайте Центра «Наследие».
«Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина» является подведомственным учреждением министерства национальной политики Республики Коми и создан в целях координации и интеграции деятельности при реализации проектов, связанных с наследием ученого П. А. Сорокина, и популяризации научного наследия деятелей Республики Коми.
Комментарии (8)
Это - общество, где власть и ее агенты регулируют и нормируют решительно все поведение и все взаимоотношения граждан: их деятельность, профессию, одежду, пищу, жилище, верования, убеждения. вкусы, брак, число детей и т. д. Иными словами, здесь все взаимоотношения: экономические, семейные, брачные, правовые, религиозные, научные, эстетические и т. д. предоставлены не частному усмотрению и инициативе членов общества, а целиком устанавливаются и нормируются властью, сверху и централизованно. Люди здесь не автономные личности, а направляемые и управляемые властью; не нечто самоценное, а простая собственность последней. Говоря юридическим языком, здесь нет совершенно частно-правовых отношений, а все отношения публично-правовые, регулируемые сверху.
Если индивид не обладает твердыми убеждениями по поводу того что правильно, а что нет, если он не верит в Бога или в абсолютные моральные ценности, если он больше не питает уважения к своим обязанностям, и, наконец, если его поиски удовольствий и чувственных ценностей являются наиважнейшими в жизни, что может вести и контролировать его поведение по отношению к другим людям? Ничего, кроме желаний и вожделения. В таких условиях человек теряет всякий моральный или рациональный контроль и даже просто здравый смысл. Что может удержать его от нарушения прав, интересов и благосостояния других людей? Ничего, кроме физической силы. Как далеко зайдет его ненасытная жажда чувственного счастья? Она зайдет ровно настолько далеко, насколько позволяет противопоставленная ей грубая сила других. Вся проблема поведения индивида определяется соотношением между его силой и силой, находящейся в руках других. Это сводится к проблеме взаимодействия физических сил в системе физической механики. Физическая власть заменяет справедливость. В обществе или ряде обществ, состоящих из таких индивидов, неизбежным следствием будет умножение конфликтов, жестокая борьба, в которую оказываются вовлечены как локальные группы и классы, так и нации, и взрыв кровавых революций и еще более кровавых войн.
Периоды перехода от одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла, когда социокультурные ценности становятся почти полностью "атомизированными", и конфликт между ценностями различных людей и групп становится особенно непримиримым, неизбежно порождают борьбу особой интенсивности, отмеченную широчайшей вариативностью форм. В рамках общества она принимает в дополнение к другим конфликтам форму роста преступности и жестокости наказаний, особенно взрыва бунтов, восстаний и революций.
В ряде обществ она проявляет себя в виде международных войн. Чем более велик и глубок по своей сути переход, тем больше насилия содержится во взрыве революций, войн и преступности и наказаний, если двое последних не потонут в океане массовой жестокости войн и революций. Такие периоды всегда оставались в памяти как времена жестокости, грубости и зверства, не сдерживаемых ничем, кроме взаимного принуждения и обмана.
И, наконец, откуда деньги на эти книжки?
Рекомендую Центру совместно с министерством национальной политики с целью поддержки и развития гуманитарной науки и гуманитарных исследований в республике внести предложение об учреждении премии Правительства республики имени Питирима Сорокина в области общественных наук.