Северные и районный коэффициент не входят в МРОТ – прокуратура и суд
Работникам санатория «Серегово» суд пересчитал зарплату с учетом МРОТ, к которому были начислены районный коэффициент и северная надбавка. Согласно вступившим в силу решениям суда, работодатель не может платить местным сотрудникам санатория меньше 12 750 рублей.
Истицы работают в ГАУ «Санаторий «Серегово». В их интересах в суд обратился прокурор Княжпогостского района. Он указал, что заработная плата истцов без учета районного коэффициента (20%) и северной надбавки (50%) должна быть не ниже установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного в РФ с 1 июля 2016 года в сумме 7 500 руб. Прокурор просил взыскать недоплаченную персоналу санатория зарплату.
Прокурор отметил, что районный коэффициент и северная надбавка, согласно Трудовому кодексу РФ, должны начисляться к совокупной зарплате работника, размер которой без этих доплат не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом на всей территории РФ. Прокурор указал, что этот вывод согласуется с Обзором судебной практики Верховного суда РФ, утвержденным 26 февраля 2014 года президиумом Верховного суда РФ.
Таким образом, начисленная зарплата работников должна быть не ниже величины: 7 500 руб.*20% *50% = 12 750 руб.
При этом, например, уборщицам в санатории платили зарплату в размере 8-10 тыс. руб.
Отметим, что размер МРОТ в Республике Коми, установленный региональным соглашением от 17 июня 2014 года, составляет 6 500 руб. В случае, если региональный МРОТ меньше федерального, должен применяться федеральный.
Выяснилось, что руководство санатория не обеспечивало выплату даже весьма скромного регионального МРОТ.
Поскольку во многих бюджетных организациях республики местные сотрудники до сих пор получают зарплату ниже 12 750 руб., следует ожидать всплеск подобных исков.
Аналогичная история была в 2010 году, когда в судах Коми было рассмотрено более 25 тыс. исков от работников бюджетной сферы с требованием перерасчета заработной платы с учетом МРОТ.
Обобщив судебную практику за четвертый квартал 2009 года, президиум Верховного суда РФ пришел к выводу, что в МРОТ не входят компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, в том числе северные надбавки и районный коэффициент. По мнению судебного органа, такие выплаты должны устанавливаться сверх минимального размера оплаты труда. Весной 2010 года было издано разъяснение Верховного суда РФ о необходимости начисления всех доплат и надбавок к окладу не ниже МРОТ. Разъяснение Верхсуда РФ очень быстро отозвалось в Коми: в суды были поданы тысячи исков от республиканских бюджетников.
Минэкономразвития Коми в своих отзывах указывало на несоответствие разъяснения суда ранее сложившейся правоприменительной практике. Например, Конституционный суд РФ занимал обратную правовую позицию, считая, что МРОТ включает в себя северные и другие надбавки и доплаты.
16 июня 2010 года Верховный суд РФ внезапно отозвал свое разъяснение. Сориентировавшись на вышестоящую инстанцию, городские и районные суды республики, а также Верховный суд Коми стали выносить отказные решения по искам бюджетников.
С 26 февраля 2014 года ситуация вновь изменилась - в обратную сторону.
Комментарии (85)
Именно туда он и предложил переселяться пенсионерам, живущим в плохих условиях: «Кто мешает предложить помочь желающим с переездом?» — задался вопросом лидер ЛДПР.
«Какая ему (пенсионеру — ред.) разница, где он находится — главное отдельная квартира, магазины. Все это там есть», — отметил депутат, добавив, что пенсионеры не работают, а следовательно, «не очень привязаны к местности».
Напомним, что в настоящий момент правительство реализует на Дальнем Востоке программу выделения бесплатного гектара для закрепления людей на этой территории. Кроме того, различными экспертами уже не раз высказывались предложения по формированию в России специальных городов с повышенным качеством социального обслуживания для пенсионеров. Освобождаемые ими квартиры в крупных городах могли бы использоваться людьми активного трудоспособного возраста.
поэтому отменил
Прокуратуре следующий шаг - иск по начислению северных 20% к 5 тыс. подачке пенсионерам.
Ты явно заслужил свои 20 процентов.
Согласно абз. 1, 6 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в повышенном размере.
Согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Так, в силу положений статьи 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из системного анализа приведенных норм материального права следует, что районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации (Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 29.04.2013 по делу № 33-2419/2013).
В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в такой местности оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях, что означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречило закону.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации).
Данный вывод согласуется с позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. № 327-О, согласно которого заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Следовательно, соблюдение требований ст. ст. 146 и 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъект Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федеральное. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой указанной статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
МРОТ по стране один, а +северные и + районные в них входят, по мнению ВС?
Так везде минималку ставят 7500, особенно бьюджетникам, получается столько недоплачивают... И люди на это живут (выживают)!
Споры о том, включаются ли «северные» надбавки в минимальный размер оплаты труда (МРОТ), велись еще несколько лет назад. Казалось, точку в таких спорах поставил Верховный суд, обобщив судебную практику за 2010 – 2012 годы и утвердив Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях[1] (далее – Обзор), которым стали руководствоваться и суды, и работодатели. Однако не очень давно Верховный суд занял по этому вопросу совершенно противоположную позицию. Как учитывать «северную» надбавку согласно последнему постановлению ВС РФ – расскажем в статье.
О МРОТ и заработной плате.
Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно по всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная зарплата лица, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В то же время ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
В настоящее время федеральный МРОТ составляет 7 500 руб.
Чтобы понять, как применяется МРОТ при установлении заработной платы, вспомним, что она собой представляет.
Региональный МРОТ не может быть ниже федерального минимума, если только работодатель не отказался присоединиться к региональному соглашению.
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ зарплата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В той же ст. 129 определены понятия тарифной ставки, оклада и базового оклада.
Тарифная ставка – фиксированный размер платы за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка зарплаты – минимальный оклад (должностной оклад), ставка зарплаты работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В Письме Минздравсоцразвития РФ от 09.07.2010 № 22-1-2194 было сказано, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже данного размера.
Таким образом, по общему правилу заработная плата, включающая в себя все выплаты и надбавки, не должна быть меньше МРОТ.
К сведению
До сентября 2007 года согласно ст. 129 ТК РФ в величину МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
О надбавках для работников Крайнего Севера.
В силу ч. 2 ст. 146 и ст. 148 ТК РФ оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, соответствующих положениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 315 – 317 ТК РФ и ст. 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон № 4520-1) для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ.
В настоящее время применяются районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего СССР или органами государственной власти Российской Федерации.
При этом органам власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставлено право устанавливать более высокие размеры коэффициентов и надбавок. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрен предельный размер повышения районного коэффициента и процентной надбавки, вводимого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями (ч. 2 ст. 316, ст. 317 ТК РФ, ст. 10 Закона № 4520-1).
Судебная практика до 2016 года.
В отличие от остальных выплат и доплат, включаемых в заработную плату, надбавки и коэффициенты для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях за труд в особых климатических условиях не вписывались в общие правила из-за ст. 146 и 148 ТК РФ и вызывали множество споров.
И совсем недавно на практике суды удовлетворяли исковые требования работников о взыскании зарплаты с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок в тех случаях, когда коэффициенты и надбавки включались в МРОТ.
Выводы судов: исходя из ст. 315, 316 и 317 ТК РФ работникам, осуществляющим трудовую деятельность в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только МРОТ, но и повышенного размера оплаты труда согласно ст. 146 ТК РФ, который обеспечивается применением районного коэффициента и выплатой процентной надбавки. Поэтому заработная плата должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего она увеличивается на районный коэффициент и надбавку за стаж работы в северных регионах.
В то же время районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются к МРОТ, установленному в субъекте РФ, если зарплата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенная посредством начисления районного коэффициента и процентной надбавки на размер минимального размера оплаты труда, превышает размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.
Верховный суд, утверждая Обзор, пришел к выводу, что данная судебная практика является правильной.
Позиция Верховного суда в 2016 году.
Итак, 19.09.2016 Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ вынесла Определение № 51-КГ16-10, отказав работникам в получении зарплаты не ниже МРОТ с начислением на нее районного коэффициента.
Суть дела. Прокурор в интересах нескольких работников обратился в суд с иском к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения о признании права на получение заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента, о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что начисление зарплаты названным работникам производится без учета положений ст. 146, 148 ТК РФ, поскольку в 2015 году размер их ежемесячной зарплаты без учета районного коэффициента составил менее МРОТ, установленного федеральным законом.
По мнению прокурора, работодатель нарушил право истцов на вознаграждение за труд, поскольку, по смыслу норм ст. 146 и 148 ТК РФ, сам факт работы в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда и в силу ст. 135 ТК РФ осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Позиция суда. Решением суда первой инстанции и судебной коллегии апелляционной инстанции требования прокурора были удовлетворены. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда посчитала, что выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
По делу было вынесено новое решение – в удовлетворении иска прокурору отказать. Представители Верховного суда указали, что положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы не может быть ниже МРОТ.
Верховный суд обратил внимание на следующее. Основное назначение МРОТ в системе действующего правового регулирования – обеспечение месячного дохода лица, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей зарплаты работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ, а минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
В рассматриваемом случае зарплаты истцов с учетом районных коэффициентов (25 %) были больше МРОТ, следовательно, требования трудового законодательства были соблюдены. Кроме этого, в зарплату включались надбавки за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и процентная надбавка за непрерывный стаж работы. В итоге размер ежемесячной зарплаты соответствовал требованиям ст. 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, действия работодателя не противоречили нормам ст. 146 и 148 ТК РФ и права сотрудников нарушены не были.
Ознакомившись с данным определением Верховного суда, отметим: несмотря на буквальное толкование ст. 129 ТК РФ, судьи напрасно не учли нормы ст. 315, 316 ТК РФ и ст. 11 Закона № 4520-1, где сказано, в частности, что процентная надбавка выплачивается к заработной плате.
Резюме
Итак, на сегодняшний момент мы имеем, с одной стороны, обширную судебную практику и изложенную в Обзоре позицию верховных судей, согласно которой «северные» надбавки должны быть начислены сверх МРОТ, а с другой стороны – определение ВС РФ от сентября 2016 года, в котором судьи высказали противоположное мнение.
При этом в удовлетворении требования работников образования Крайнего Севера о выплате им районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы свыше МРОТ Верховный суд уже отказывал – в августе 2016 года, хотя суды первой и апелляционной инстанции эти требования удовлетворили (см. Определение ВС РФ от 08.08.2016 № 72-КГ16-4).
Можно сделать вывод, что практика рассмотрения подобных дел кардинально поменялась. Это уже вызывает недовольство – массу обращений в профсоюзы со стороны работников Крайнего Севера и приравненных к нему областей. Такая обстановка, например, складывается с сентября в Карелии, где в некоторых учреждениях сотрудников начали уведомлять об уменьшении заработной платы.
Многие профсоюзы предлагают вернуть в Трудовой кодекс ч. 2 ст. 129, гарантирующую работникам оплату труда в виде ставки и оклада не ниже МРОТ без компенсационных и стимулирующих выплат. Пока изменений в Трудовом кодексе не произойдет, суды, скорее всего, будут отказывать работникам в требованиях о начислении «северных» надбавок сверх МРОТ.
Тем не менее, не исключено, что и данная позиция изменится. Это покажет время.