На обсуждение: «Историю России вытесняет история власти»
История России все больше трактуется как история власти и в итоге из науки превращается в идеологию. Для преодоления этой тенденции потребуется деполитизация истории, чтобы она стала «историей свободы» через «третью волну десталинизации» и отказ государства от монополии на трактовку прошлого. К такому выводу пришли ученые Вольного исторического общества (ВИО), презентовавшие сегодня доклад «Какое прошлое нужно будущему России», подготовленный при поддержке Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина, пишет «Коммерсантъ»,
«Образы выдающегося прошлого вытесняют остальное, включая образы будущего. Страна становится идеологической, а ее идеология — исторической»,— говорится в докладе ВИО, подготовленном при поддержке КГИ. Авторы доклада отмечают, что «прошлое остается полем холодной гражданской войны, а в проблемных зонах почти нет решений, одни задачи», в программных документах и выступлениях первых лиц государства, чиновников присутствуют «откровенно идеологические установки», «открыто» обсуждается перспектива «введения государственной идеологии и отмены соответствующего конституционного запрета».
При этом особый интерес к истории возник у власти. Ученые ВИО отмечают в стране «двойной процесс: реабилитацию идеологии в политической культуре и сознании общества, а также мощное усиление позиций истории в общем идеологическом контексте». Образы «выдающегося прошлого» важны были и для советской идеологии, но «при всей реакционности политической системы СССР у нее была идеология свободы: мировая и отечественная история представала как великая история борьбы прогрессивного человечества за освобождение угнетенных». А «в новой, свободной России от этой идеологии мало что осталось», констатирует ВИО.
Из официального «исторического канона» изымаются ключевые линии и эпизоды «борьбы за свободу», герои восстаний становятся «разбойниками либо заблудшими либералами, не способными ни на что, кроме деконструктивного, чисто символического протеста». «Европейский вектор, мучительная, но продуктивная вестернизация — все это стыдливо прячется ради декларативной, но практически не раскрываемой по смыслу самобытности», а «история российской власти подается во всем блеске ее непогрешимости, подвигов руководства и окормления народа».
Между тем именно в СССР стали возможны «шестидесятники», диссиденты, «прорабы перестройки», подготовившие либеральные реформы 1990-х годов. Но 1990-е названы «лихими», и теперь их упоминают исключительно для легитимизации «новой эпохи», начавшейся в 2000-м году,— в логике «от противного»: был хаос — наступил порядок, был безответственный лидер — появился ответственный». Однако в идеологическом плане, уверены ученые ВИО, «отрицание 1990-х — это одновременно отрицание демократической и либеральной традиции, подготовившей эпоху реформ.
ВИО зафиксировало, что «буквально за считанные годы произошел резкий разворот от модернизации к традиции, от прогрессизма к консерватизму с охранительным и даже реакционным уклоном»: «Историко-мифологический бренд “Сталин” становится одним из ключей к доминирующей идеологии». В силу этого «за последнее десятилетие был сломан хотя бы условно существовавший со времен перестройки общественный консенсус по поводу репрессий». Не менее «симптоматичными» историки считают сюжеты «с установкой памятников Ивану Грозному»: «Когда не получается прямо реабилитировать опричнину и ГУЛАГ, то возвышают Грозного и Сталина». Правда, все это «пока существует в виде тенденций, не возобладавших, но уже отчетливых», уточняют историки.
Для начала, по их мнению, нужно «расширить границы истории», иначе «неизбежна дальнейшая архаизация массового сознания, чрезвычайно губительная для креативного потенциала нации». А потому неизбежна «третья волна десталинизации» (после хрущевской оттепели и горбачевской перестройки). В ВИО понимают, что «так просто государство не сдаст образ жестокого правителя, символизирующего всепроникающее, но защищающее от внутренних и внешних “врагов” государство». Однако историки уверены, что «объективное понимание истории нужно и самой государственной власти, если рассуждать в терминах ее самосохранения».
Комментарии (43)
мелькая между стульев и диванов,
народных упований жрец и лидер
Адольф Виссарионович Ульянов.
Одного поля ягоды, что само собой понятно.
Не хочется ребятам терять коммерческую прибыль!
История НИ КАКАЯ НЕ НАУКА, ОНА ЛОЖИТСЯ ПОД ПРАВЯЩИХ, ВСЕГДА И ВЕЗДЕ,
Разбил на Калке Дмитрий Донской татаромонголов. Разбил. Но после пришёл Тахтамыш и сжёг Москву. Так кто победил?!
Как сказал кто то из учёных прошлого:вы можете у меня всё взять,но вы неспособны отобрать мои знания
Битва на реке Калке - 1223 г - разгром русских и половецких войск, победа татаромонголов.
Куликовская битва - 1380 г - тактическая победа русских войск (Дмитрий Донской), но стратегическая - у Тохтамыша
Нашествие Тохтамыша на Москву - 1382 - разорение города
Стояние на реке Угре - 1480 - падение татаро-монгольского ига.
Через два года победу одержал Тахтомыш...
Что не понятно?
Дмитрий Донской одержал первую победу после 300 лет. А Тахтомыш Москву сжёг, да ушёл.
С таким же успехом можно спросить за Победу в 45-м на фоне 91-го...
Казуистикой занимаетесь, а не историей, господин Павловский...
А те кто защищает москву в меховых шапках.)))
Вот вам и пример фальсификации изТОРЫков.
Тох-тамыш по-коми косоглазый, близорукий)))
О великих людях царской России писали то, что надо. Даже прекрасные фильмы снимали. Советские дети гордились своей страной, своей историей. Пришли д*****краты-павловские - всю историю в овно окунули. Ты посмотри на Москву и Ленинград сколько всего большевики сохранили! Больше, чем д*****краты сказок сочинили про взорванные храмы. У нас в Коми сколько церквей сохранили, поезди, по изучай
2. Где 100 миллионов граждан СССР сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. ?
А коммунисты и комисары только мешали.
Один штрафной батальон мог всю немецкую армию обратить в бегство.
Они с тобой разберутся
Тупее не придумаешь:
"Для преодоления этой тенденции потребуется деполитизация истории, чтобы она стала «историей свободы» через «третью волну десталинизации» и отказ государства от монополии на трактовку прошлого."
Любая трактовка истории есть идеология. Отказ от трактовки есть один из вариантов расчистить путь для своей трактовки.
Любая десталинизация, это не трактовка истории, и тем более не объективная трактовка, а очередная попытка навалить кучу мусора на Советскую историю страны.
Можно с уверенностью сказать, что вся иная трактовка будет заключаться в обожествлении Николая Второго с Временным правительством и в очередных десятках миллионах якобы уничтоженных по садистской прихоти кровавого диктатора Сталина. Тут и к гадалке не ходи, не то что в архивы не заглядывай....
Зачем этот пафос...
Хотя я вас понимаю.
Спасибо спец-лабораторий ФСБ - сделали, как просили.
Когда началась и окончилась вторая мировая война*?
От 65 до 85 процентов опрошенных ответили не правильно.
но не "История России"?