content/news/images/56919/KBV_6632_preview_610_mainPhoto_mainPhoto.jpg
10:25, 08.12.2016 / ОБЩЕСТВО

Коми вошла в число «середняков» национального туристического рейтинга России

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» провели второе исследование, посвященное туристической привлекательности регионов РФ, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.

Коми вошла в число «середняков» национального туристического рейтинга России
Фото Юрия Кабанцева

Первое исследование, опубликованное ровно год назад, вызвало огромный интерес не только отраслевого сообщества, но всех российских граждан, которые тут же начали обсуждать в социальных сетях место своего региона на туристической карте России. Власть имущие восприняли рейтинг как вызов сложившейся системе ведомственных отчетов, но при этом серьезно отнеслись к его показателям. Составители рейтинга продолжили собирать и изучать информацию о развитии туризма в регионах для того, чтобы увидеть, куда мы движемся и чего достигли за прошедший год.

За два последних года число выездных туроператоров сократилось в три раза, в то время как число компаний, работающих на въездной и внутренний туризм, увеличилось, по данным экспертов рейтинга, почти в пять раз. Таким образом бизнес перестроился на внутренний рынок, хотя и не получил той прибыли, к которой привык за последние годы активного выезда россиян на Средиземное и Красное моря.

Что же происходит в субъектах Российской Федерации, как на их турбизнесе отражаются эти и другие тенденции, общее снижение покупательской способности населения? Чем могут удивить, завлечь наши богатые на достопримечательности и природу, но плохо умеющие себя продавать регионы? Почему имея такой гигантский потенциал, доля туризма в ВВП страны лишь 1,6%? На эти вопросы и пытались найти ответы эксперты, готовя этот рейтинг.

Журнал «Отдых в России» направил официальные запросы главам всех регионов с просьбой предоставить данные по 61 показателю, которые позволили бы получить достаточно полную картину о ситуации в отрасли.

Как и в прошлом году, для проведения исследования были выбраны следующие критерии:

Уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры (общее число мест в гостиницах).

Значимость туристической отрасли в экономике региона (процент жителей, занятых в сфере туризма, от общего населения региона).

Оборот туристических услуг (объем средств, заработанных в сфере туризма).

Популярность региона у россиян (по количеству ночевок в гостиницах).

Популярность региона у иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах).

Туристская уникальность (количество достопримечательностей, внесенных в реестр объектов культурного наследия).

Экологическое «здоровье» региона (затраты на охрану окружающей среды).

Криминогенная ситуация (количество совершенных преступлений).

Интерес к региону как к месту отдыха в интернете (по количеству запросов в поисковых системах).

Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве (по количеству публикаций в СМИ).

Продвижение туристического потенциала региона в этот раз было выделено в отдельный критерий ввиду его несомненной значимости для развития отрасли.

По сложившейся традиции журналистами медиагруппы были опрошены представители туриндустрии и органов власти, которых попросили сравнить 2015-й и уже подходящий к концу 2016 год, озвучить основные тренды отрасли, рассказать о наиболее заметных и значимых проектах и высказать свое мнение – что, на их взгляд, мешает более динамичному развитию внутреннего и въездного туризма?

В первую группу рейтинга вошли регионы, преодолевшие 60-балльный порог: с 1-го по 21-е место включительно.

В этом году лидером рейтинга заслуженно стала российская столица. Москва с огромным отрывом опережает другие регионы по таким показателям, как объем платных туристических услуг, в два раза обходит своего ближайшего конкурента по лидерству – Санкт-Петербург – по количеству иностранных туристов.

Северная столица, как и год назад, прочно удерживает второе место. А вот лидер прошлого года – Краснодарский край – переместился на 3-ю позицию. Сочи, основная туристская дестинация края, имея почти 100%-ную загрузку в пик сезона, уже с трудом справляется с потоком туристов.

Снова замыкают пятерку лидеров Крым и Московская область. При этом Крым, имея наименьший уровень преступности, является также лидером пятерки и по количеству запросов в интернете, и по количеству публикаций в СМИ. А число туристов, размещенных в гостиницах Подмосковья, не намного меньше, чем в самой столице.

Во вторую группу рейтинга вошли регионы, набравшие от 40 до 60 баллов и занявшие позиции с 22-й по 61-ю включительно. Коми находится на 61 месте с показателем в 40,3 балла. Это так называемые середняки. Все они имеют хороший потенциал, региональные власти – кто-то больше, кто-то меньше – уделяют внимание развитию туризма, но в силу ряда факторов не могут выйти в группу лидеров. Здесь можно было бы выделить Ростовскую область, которая активно готовится к чемпионату мира по футболу-2018, она кардинально улучшает свою инфраструктуру, имеет большой номерной фонд, хорошие показатели по доходам.

Из сибирских регионов выделяются Красноярский край, Омская и Кемеровская области. В центральной России – Белгородская, Липецкая, Тульская и Воронежская области. В Поволжье – Саратовская, Оренбургская и Ульяновская области, Республика Удмуртия. Многие из них за год значительно улучшили свои позиции в рейтинге, но, по мнению экспертов, им не хватает ярких, интересных проектов, системности в продвижении своих регионов.

- И если говорить о проектах, которые привлекают внимание, то можно советовать туристам «Серебряное ожерелье России» (межрегиональный туристский проект, состоящий из комплекса маршрутов, объединяющих крупные населенные пункты Северо-Запада России). Здесь много готовых маршрутов, которые можно рекомендовать, - оценила проект, куда входит и Коми, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России Майя Ломидзе.

В нижнюю часть рейтинга попали почти все регионы Северного Кавказа, за исключением Ставропольского края, часть отдаленных регионов Дальнего Востока, Сибири, Урала. Как видно из таблицы, регионы третьей группы являются экономически слабыми, для них характерны низкие доходы туристской сферы и неразвитая инфраструктура. При этом многие из них всерьез занимаются развитием туризма на своей территории и достигают неплохих результатов.

Чукотка, по большей части расположенная за Северным полярным кругом, где зима длится 10 месяцев в году и действует пограничный режим, имеющая самый низкий уровень преступности в стране, к сожалению, имеет и самые низкие показатели по другим критериям Национального туристического рейтинга.

1145

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • Удивительное рядом
    08 дек. 2016 г., 10:38:51
    Ответить
    Сколько *** от некого туризма коми заплатила за "рейтинг".
    Или - это руководитель республики?

    Извините, достали проплаченные рейтинги. Перед посадкой Гайзера по делу о ОПС он занимал где-то 5-7 место в рейтинге губернаторов.
    • Да
      08 дек. 2016 г., 10:48:48
      Ответить
      Какая Власть - такие порядки
  • не, нуачо
    08 дек. 2016 г., 11:30:59
    Ответить
    61- е место из 80 - очень достойный результат. Вот как откроет Емельянов внутреннего туроператора - так сразу на 51-е место переместимся.
    Отправлено из мобильной версии