ФАС признала государство главным врагом конкуренции
В России сложился государственно-монополистический капитализм, следует из доклада ФАС о состоянии конкуренции («Ведомости» ознакомились с документом). Сегодня его рассмотрит правительство. Доклад – это не программа действий, а констатация тенденции последних двух-трех лет, пояснил в среду руководитель ФАС Игорь Артемьев: в нем будет много неприятного для правительства.
Государство стремительно наращивает присутствие в экономике. Вклад его и госкомпаний в ВВП вырос до 70% в 2015 г. с 35% в 2005 г., пишет ФАС. Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий за три года утроилось, ссылается служба на данные ЕГРЮЛ (см. график): они по-прежнему создаются на рынках с развитой конкуренцией, где использование административного ресурса и бюджетного финансирования – серьезная угроза. При этом резко выросло число региональных и муниципальных унитарных предприятий – они главные враги конкуренции на локальных рынках.
Со своей собственностью государство расстается неохотно. В 2012 г. был расширен перечень крупнейших компаний, подлежащих приватизации, государство собиралось существенно сократить свою долю в них, а то и вовсе выйти из капитала. Но планы изменились, пишет ФАС: теперь государство не собирается расставаться с корпоративным контролем и хочет сохранить возможность влиять на управление.
Расширение доли государства в экономике усиливает монополистические тенденции и в пока еще «не контролируемом государством экономическом пространстве», сетует ФАС.
К бизнесу власть относится «как к кошельку», ответила почти половина компаний, опрошенных РСПП (48% против 42% в 2014 г.). Все меньше предпринимателей считают, что власть воспринимает их как младшего или равного партнера. 15,8% компаний убеждены, что власть относится к бизнесу как к питательной среде для коррупции. И лишь 2% респондентов полагают, что «власть относится к бизнесу как к конкуренту».
Именно чиновников предприниматели считают главными врагами конкуренции. Действия властей – главная причина сокращения числа конкурентов, ссылается ФАС на доклад Аналитического центра при правительстве, на втором месте изменения правовой базы (58 и 53% респондентов соответственно).
Примером такого удара по конкуренции ФАС называет ответные продуктовые санкции. Эмбарго привело к росту цен на продовольствие, констатирует ФАС. Хотя оно и создало возможности для расширения отечественного производства, но импортозамещение осуществляется точечно, преимущественно в производстве мяса и молочной продукции.
Польза от политики ускоренного импортозамещения только кажущаяся, говорится в докладе: она «может нести скрытые угрозы для экономики» – привести к ограничению конкуренции и снижению эффективности товарных рынков. Отрицательно влияют или могут повлиять на конкуренцию большинство мероприятий политики импортозамещения, признает ФАС: ограничение доступа импорта, дополнительные административные барьеры, перечни иностранной продукции (например, машиностроения), которую запрещено закупать без согласования с правительственной комиссией по импортозамещению. Ограничивается конкуренция при госзакупках – например, заказчик ссылается на необходимость поддержать предприятие, которое занимается, а то и только планирует заняться импортозамещением. Все это приводит к росту цен без улучшения качества продукции.
Политика импортозамещения должна быть ограничена лишь несколькими сферами, считает ФАС, таких как оборона, обеспечение фармацевтической и продуктовой безопасности. А основной формой проектов импортозамещения должна быть модернизация производства или создание предприятий с нуля.
Для борьбы с монополиями и чиновниками ФАС предлагает национальный план развития конкуренции, который готовится по поручению президента, рассказал Артемьев. Документ ФАС постарается сделать предельно конкретным, с цифровыми показателями, в случае невыполнения которых губернаторов и министров предложено отстранять от должностей, уточнил Артемьев.
На основе доклада невозможно оценить эффективность антимонопольной политики, отмечает эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов: нет анализа влияния действий ФАС и принимаемых службой решений по конкретным делам на конкуренцию.
Роль государственных и квазигосударственных институтов – госкомпаний, госкорпораций, институтов развития – увеличивается, согласна главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Частный бизнес существует в режиме экономии, а государственный сектор чувствует себя более свободно, добавляет она. Госбанки проводят менее жесткую кредитную политику, чем частные, перераспределяя деньги в пользу менее эффективных компаний, а госкомпании не нацелены на рентабельность, продолжает Орлова. Создается впечатление, что государство устраивает сложившаяся ситуация, поэтому первым шагом должно стать признание проблемы, говорит Орлова.
Дело не в частной или государственной собственности, ФАС несколько упрощает проблему, говорит директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев. Есть и вполне эффективные госкорпорации, например в Норвегии, Чили, Малайзии. Вопрос в качестве государства – может ли оно эффективно распоряжаться своей собственностью и регулировать частные рынки, может ли отделить добросовестных чиновников от коррумпированных, объясняет он. Без решения проблемы конфликта интересов приватизация и сокращение присутствия государства не помогут, считает он.
Комментарии (19)
Их и оштрафовать за нарушение антимонопольного законодательства.
А вообще, если бы недра вернули народу.
http:// tvzvezda. ru /news/vstrane_i_mire/content/201609290916-mpm6.htm#
Совпадение?
Государство общий термин, правильно в коментах пишут...за этим словом конкретные руководители. И их все устраивает!!! И тех, кто идет работать в учреждения с госдолей тоже все устраивает - зарплата гарантирована, а результат....да ходи все конем! А Правительство думает о том только как налоги и сборы увеличить, а не как затраты на все это неэффективное хозяйство сократить(((
Удачи ФАСу)
Российские старики в Китае чувствуют себя богачами
Тож неконкурентная экономика
КОРКУ ХЛЕБА ЖУЙ И НЕ ЗВИЗДИ!!!
РАНЬШЕ МЫ ВРАГАМ КОНЧИНЫ ДАТЫ
САМИ НАЗНАЧАЛИ, И ЛАДЬИ
НАШИ МЧАЛИСЬ, ОБГОНЯЯ ВЕТЕР,
ЧТОБЫ СУПОСТАТАМ ДАТЬ УРОК...
А ТЕПЕРЬ НАШ НЕНАВИСТИ РЕЙТИНГ -
ЭТО В "АСЬКЕ" ПАРА ЗЛОБНЫХ СТРОК...
РАЗУЧИЛИСЬ МЫ, КАК НАШИ ПРЕДКИ,
ЗА ОБИДУ ПОДНИМАТЬ МЯТЕЖ...
НАША ТРУСОСТЬ С ВАЖНОСТЬЮ ПИПЕТКИ
ЗАПОЛНЯЕТ НЕНАВИСТИ БРЕШЬ...
ОТ СТЫДА УДРАТЬ В КАКУЮ ДАЛЬ БЫ,
ЧТОБ СЖИМАТЬ ТАМ ГРОЗНО КУЛАКИ???
РАНЬШЕ МЫ С ВРАГОВ СДИРАЛИ СКАЛЬПЫ,
А ТЕПЕРЬ СБИВАЕМ ПАРИКИ...
СТРАШНО ОЧЕНЬ РЕЗАТЬ ПРАВДУ-МАТКУ
ТЕМ, КТО ТОПЧЕТ ЛИЧНОСТИ ТВОЙ СТЯГ...
РАНЬШЕ МЫ ВРАГАМ В ЛИЦО ПЕРЧАТКУ,
А ТЕПЕРЬ - СМАЙЛ ГНЕВНЫЙ В СОЦ-СЕТЯХ...
НЕНАВИСТЬ У НАС СМЕШАЛОСЬ С ГЕЛЕМ
ПОДХАЛИМСТВА К ТЕМ, КТО ВЫШЕ НАС...
ВМЕСТО САВАНА МЫ СКАТЕРТЬ СТЕЛИМ
ДЛЯ ВРАГОВ СВОИХ НЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ...
Я И САМ В ТРУСЛИВОЙ, ОБЩЕЙ МАССЕ
ТОЛЬКО В ВАННОЙ ДОМА МАТЕРЮ
НЕДРУГОВ ПРЕЗРИТЕЛЬНЫЕ КАСТЫ
И ОГНЕМ ОТМЩЕНИЯ ГОРЮ!!!
РВУ СВОИ СМИРИТЕЛЬНЫЕ ЛЕСКИ!!!
РАДИ МЕСТИ РАСШИБУСЬ В СОПЛЮ!!!
ШЛЮ ИЗ ИНТЕРЕТА ЭСЭМЭСКИ
"ПИ***ЮГА!!!" И СПОКОЙНО СПЛЮ.
Затянуть вопрос им нет равных, одни "до" 30 дней на ответ с правом продления этого срока чего стоит. И не надейтесь, что получите ответ через 7-110-20 дней!
Нет, датирован будет 29 днем срока ответа не раньше.
Равнодушие к посетителю, его нуждам, чаяниям, хоть гори все синим пламенем - чиновнику по фиг все. Редко-редко встретится человек, который действительно хочет понять и помочь. Сидят как баре, отвечают сверху вниз, лишь бы отвязаться.
А уж писать ответ на 3 страницы ни о чем.... ну это им курсы спецом преподают. Нормальный человек так отбрехаться не сумеет.