content/news/images/53003/0c19c6465588468c2b3ebab0db8e883d_mainPhoto.jpg
07:38, 12.08.2016 / ПОЛИТИКА

Тенденция снижения статуса губернаторов после арестов и отставок сохраняет актуальность - политологи

Предпринятые 28 июля масштабные перестановки в корпусе губернаторов и полпредов стали главным событием региональной политики в июле, на некоторое время оттеснив избирательную кампанию. Решение свести кадровые изменения (как громкие, так и вполне рутинные) в один пакет было воспринято как мощный сигнал из федерального Центра, создавший целое пространство для интерпретаций. Так комментирует прошедшие события фонд «Петербургская политика». Что касается непосредственно Республики Коми, то по итогам июля эксперты включили Коми в список регионов со слабой устойчивостью наряду с Кировской областью, Карелией, Забайкальским краем, Алтаем, Бурятией, Северной Осетией (всего 18 регионов в списке).

Тенденция снижения статуса губернаторов после арестов и отставок сохраняет актуальность - политологи
Фото rusnovosti.ru

Первая интрига касается политического статуса губернатора и полпреда. Несмотря на то, что лоббистский потенциал новых губернаторов и уровень связей на федеральном уровне может оказаться выше, чем у предшественников, тенденция общего снижения статуса глав регионов, обозначившаяся после серии арестов и отставок глав субъектов Федерации (в том числе только недавно прошедших прямые выборы), сохраняет актуальность. Поэтому после того, как региональные элиты начнут адаптироваться к новым назначенцам, им предстоит доказать, что приход на работу в регион стал для них карьерным ростом, а не понижением. В сходной ситуации оказываются и президентские полпреды в федеральных округах.

Вторая интрига касается готовности федеральной власти реально снизить в кадровом резерве долю гражданских чиновников в пользу выходцев из спецслужб, правоохранительных органов и военного ведомства. Уместно напомнить, что подобные прогнозы уже имели место в мае 2014 года в контексте назначения С.Меликова и Н.Рогожкина полпредами в Северо-Кавказском и Сибирском федеральных округах. Однако тогда разговоры о «милитаризации» корпуса полпредов в целом не получили развития, а сами Меликов и Рогожкин спустя два года покинули посты, не продемонстрировав за этот период особой склонности к использованию силовых рычагов.

Третья интрига касается тактики новоназначенных губернаторов. Многим из них предстоит пройти тест на менеджерский потенциал – с учетом того, что и региональные элиты, и федеральные ведомства будут склонны ожидать от них управленческих неудач на старте губернаторства. В этой ситуации главы регионов оказываются перед выбором между активной политической и кадровой экспансией и желанием более тщательно освоиться на местности, воздерживаясь от резких телодвижений. Пока опыт новых губернаторов показывает, что «гражданские» чиновники более склонны проявлять активность, нежели бывшие офицеры.

Четвертая интрига будет связана с механизмом управления в территориях, куда пришли выходцы из спецслужб. Интересно, что губернаторам Калининградской и Ярославской областей (а до этого – главе Тульской области) досталась схема с разделением постов губернатора и председателя областного правительства. Несколько лет назад федеральный Центр подталкивал регионы к упразднению этих схем и взятию губернаторами на себя полноценной менеджерской ответственности за происходящее на территории. Эта практика была распространена на большинство субъектов федерации (за исключением национальных республик). Однако теперь появляются новые шансы на реанимирование региональных правительств.

Как показал проведенный анализ, в настоящее время в 26 регионах, включая 16 республик, правительства возглавляет не глава субъекта, а отдельный премьер-министр (см. в Приложении более подробную Таблицу). При этом в Калининградской области назначение премьера с приходом в 2015 году внешнего чиновника Антона Алиханова выглядело как элемент подготовки передачи власти, а в Северной Осетии премьер-министр Вячеслав Битаров занял в 2016 году пост главы республики.

В 18 из 26 регионов высокой автономией обладают действуют также администрации или аппараты глав регионов (Красноярский и Пермский края, Астраханская и Свердловская области, Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Мордовия, Саха, Северная Осетия, Татарстан, Удмуртия, Чечня) – чаще всего они руководят внутриполитическими блоками, а нередко служат своеобразным аппаратным противовесом региональному правительству. Еще в 7 субъектах (Ленинградская, Московская, Ульяновская области, Бурятия, Республика Алтай, Марий Эл, Хакасия) глава региона возглавляет правительство, однако администрация (или аппарат) фактически имеет обособленный статус, а из ведения региональных правительств выведен значительный блок вопросов. Возможное возвращение к практике региональных правительств (особенно логичное в случаях, когда на пост губернатора приходит внешний назначенец) может создать дополнительную напряженность во взаимоотношениях этих органов с администрациями (аппаратами) глав субъектов, как это сегодня происходит, например, в Астраханской и Свердловской областях. Эта тема получает дополнительную актуальность в преддверии выборов: в случае неудовлетворительных для власти результатов в отдельных регионах возможно обострение борьбы за интерпретацию причин этого, в рамках которого «политические» и «хозяйственные» чиновники будут активно перекладывать ответственность друг на друга, отметил президент Фонда «Петербургская политика».

Что касается непосредственно Республики Коми, то эксперты включили Коми в список регионов со слабой устойчивостью наряду с Кировской областью, Карелией, Забайкальским краем, Алтаем, Бурятией, Северной Осетией (всего 18 регионов в списке). Эксперты также назвали средней укорененность председателя правительства Коми Ларисы Максимовой.

Позитивным событием в регионе эксперты назвали ратификацию Гапликовым и Миллером программы газификации Коми. В качестве негативного момента выделили увеличение наказание экс-мэру Сыктывкара Роману Зенищеву до 10 лет лишения свободы. Заметным событием, по мнению аналитиков, можно выделить выдвижение на досрочные выборы главы Коми кандидатов от шести партий. При этом Гапликов имеет статус зарегистрированного кандидата.

5119

Комментарии (11)

Добавить комментарий


  • Нам все равно
    12 авг. 2016 г., 7:53:48
    Ответить
    Чушь несусветная, нам гражданам главное чтобы дома все было хорошо, на даче морковь росла, а в холодильнике была колбаса. И кто нами правит, куда нас ведёт, нам все равно, главное чтобы мост в сторону затона быстрее отремонтировали!!!
    Отправлено из мобильной версии
    • Олег
      12 авг. 2016 г., 7:56:48
      Ответить
      А если дома жена гулящая, дачу сожгли и машину угнали?
  • Папанов
    12 авг. 2016 г., 7:55:51
    Ответить
    Тебя посодют, а ты не воруй!
  • ха
    12 авг. 2016 г., 8:01:31
    Ответить
    иксперты, элитою становятся через десяток поколений беззаветного служения России, давайте называть фигурантов своими именами: "временно упавший на госсобственность, легализовавшийся жулик" и другими, и еще чтобы рассуждать о статусности надо иметь штаны из крокодила, иначе это будет разговор бомжа о царе, а для рассуждений что делают военные, а что невоенные, выборка маловата, да и мозгов не хватает связать поступки главы с желаниями царя, требованиями местного сходняка или изменениями в организме, в общем ждем связного рассказа о цели, задачах и методах
    Отправлено из мобильной версии
  • КОМИ
    12 авг. 2016 г., 8:52:07
    Ответить
    Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе
    Великое право избирать власть в России и Коми - это издевательство над мелко-думающими.
    ++++++++++++++++++++++++++++
    Ребёнок в маминых туфлях - вот лицо нашего избирателя.
    • ??
      14 авг. 2016 г., 16:05:55
      Ответить
      Что, у коми-мальчиков теперь мода носить мамины туфли?
  • Полишенель
    12 авг. 2016 г., 8:52:33
    Ответить
    Тоже мне, секрет. Перестали башлять этому самому самозванному фонду - и стали "неустойчивыми".
    Вот на рейтинг ФСО бы глянуть...
  • Я
    12 авг. 2016 г., 10:31:08
    Ответить
    Не смешите мои тапочки у гайзеренка был таакой рейтинг!!! И что? Все эти рейтинги пиар!
  • 77
    12 авг. 2016 г., 11:01:30
    Ответить
    Олегу
    Жену гулящую - под зад из дома,Что дачу сожгли и машину угнали - сам дурак, умный мужик не покупает дачу в сомнительных районах, а машину на охранку ставить надо!
    • )))
      12 авг. 2016 г., 19:16:48
      Ответить
      Главный орган у человека – это задница. Во всем принимает участие – в лечении, учении, воспитании, принятии решений и поиске приключений
  • Павел I
    12 авг. 2016 г., 11:08:04
    Ответить
    "В государстве российском только тот имеет значение, кто может разговаривать со Мной, и только тогда, когда разговаривает".

    Кto takie waschi gubernatory?
    Отправлено из мобильной версии