В Коми взят курс на энергосбережение и энергоэффективность
Попытку консолидировать усилия власти и бизнеса в области энергосбережения и энергоэффективности в республике предприняла Общественная палата Коми. Круглый стол, состоявшийся в четверг, посвятили проблемам устойчивого соотношения низкой производительности труда и высокой энергоемкости промышленных производств, при имеющихся возможностях проводить модернизацию и эффективно расходовать ресурсы.
Общественники погрузились в проблемы энергоэффективности. Фото Юрия Кабанцева
В апреле этого года республиканское правительство утвердило план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в регионе. За эту деятельность будет отвечать Коми республиканский центр энергосбережения, выступающий также и координатором в этой сфере.
Как обратил внимание собравшихся руководитель центра Рубен Ветошев, с 1 июля у всех организаций, передающих энергоресурсы, появилась обязанность по организации установки и эксплуатации приборов учета для обслуживаемых потребителей. Законодательство предусматривает, что если сам потребитель в срок не установил прибор учета, то такая организация должна сделать это за него, а потребитель – возместить эти расходы равными долями в течение пяти лет. Было отмечено, что для оснащения юридических лиц и госучреждений приборами учета энергетических ресурсов и воды установлен срок – до 1 января 2011 года, для собственников жилых домов и квартир – до 1 января 2012 года. К слову, граждане к этому времени должны позаботиться и о счетчиках природного газа и тепла.
В числе задач центра - снижение уровня потребления энергоресурсов в бюджетной сфере. Уже начиная с этого года и в течение последующих пяти лет учреждения должны снизить объемы потребленных воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепло- и электрической энергии, угля не менее чем на 15 процентов, то есть каждый год - не менее чем на 3 процента.
Принятый в конце прошлого года федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» установил, в частности, что теперь для госнужд можно закупать только энергоэффективные товары, работы и услуги. Так, под запретом оказались лампы накаливания любой мощности.
Рубен Ветошев представил планы по достижению энергоэффективности
По словам Рубена Ветошева, к настоящему моменту в республике проведена «энергетическая» инвентаризация бюджетных учреждений, разработан некий шаблон программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на базе шести пилотных учреждений социальной сферы. При этом разработчики сразу столкнулись с серьезными проблемами: нет квалифицированного персонала и финансовых средств для воплощения эффективных мероприятий в этой части.
Решение вопроса, по мнению руководителя центра, связано с проведением энергетических исследований, которыми вправе заниматься только члены саморегулируемых организаций-энергоаудиторов. Но ни одной СРО пока не зарегистрировано, поскольку в Минэнерго пока не принят соответствующий административный регламент.
Кроме того, Служба республики Коми по тарифам организует разработку региональной программы энергосбережения, основной целью которой является снижение удельных показателей энергоемкости к 2020 году по сравнению с 2007-м не менее чем на 40 процентов. Сделать это предполагается за счет тотального контроля за всеми получаемыми, производимыми, транспортируемыми и потребляемыми энергоресурсами, создания экономических механизмов энергосбережения, поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих энергосберегающую деятельность.
- Серьезным препятствием, которое в настоящее время имеется на пути разработки такой программы, является то, что нормативные подзаконные акты, которые должны быть разработаны, к сожалению, пока не имеют места быть. В частности, это касается целевых показателей – сами методики их расчета пока не готовы. Требования к программам сформированы, но механизм реализации пока не определен, а программы как республиканская, так и муниципальные, должны быть готовы до 1 августа 2010 года, - подытожив, констатировал Рубен Ветошев.
Как отметил заместитель начальника ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Онего-Печорском районе» Александр Мосеев, первоначально «долгоиграющие» энергосберегающие проекты дают очень небольшую денежную отдачу, заработать на них можно только через 3-5 лет. По словам Мосеева, новый федеральный закон дает большие возможности по созданию рабочих мест и зарабатыванию денег в большей части для энергосервисных организаций.
Александр Мосеев напирал на особые условия для республики
- Республика Коми – территория специфичная и в силу нашей географии, и экономики. Если кто-то помнит, даже энергосистема у нас считалась обособленной и должна была реформироваться по другой схеме. Поэтому для республики необходимо конкретизировать эти программы. Ведь вторичных тепловых ресурсов, которые мы можем использовать, в Коми хватит еще на два-три города. А вот ветродвигатели при нашей розе ветров у нас не сильно приживутся для масштабного использования, а в фермерском хозяйстве – да. Тепловые насосы мы можем использовать, а вот солнечные батареи – не везде и не всегда, - полагает Александр Мосеев.
По мнению заведующего лабораторией комплексных топливно-энергетических проблем Института социально-экономических и энергетических проблем Севера КНЦ УрО РАН Олега Бурого прямая финансовая поддержка должна быть у программных решений в традиционно энергоемких ЖКХ и бюджетной сфере, где соответствующий контроль позволит обеспечить самоокупаемость и экономию средств. Это подтверждает и прогноз до 2020 года, подготовленный учеными института.
- Здесь основной потенциал связан с высокими энергозатратами стареющего жилого фонда. Между тем, технологические возможности имеются, а проблемы заключаются в отсутствии инвестиционных ресурсов. Инвестирование таких проектов в бюджетной сфере остается вопросом заинтересованности госструктур. Как бы там ни хотелось, в ЖКХ собственных средств населения и эксплуатационных компаний для модернизации явно будет недостаточно. Необходима инвестиционная и финансовая поддержка, - заявил Олег Бурый.
Сам закон, по его словам, несовершенен, поскольку рынок энергосбережения сегодня практически пуст – отсутствуют спрос и предложение. Документ, как он полагает, предлагает организовать спрос властным администрированием «сверху», в надежде, что предложение самоорганизуется и в дальнейшем будет самостоятельно регулироваться. Насколько жизнеспособна такая схема, покажет только время.
- В законе ощущается чрезмерный акцент на установку счетчиков у потребителя любой ценой до 2013 года с явным перебором по темпам реализации, учитывая колоссальный масштаб, и сроку в два года. Вопросы без ответа: наличие качественных приборов учета и во сколько это обойдется населению. Энергосберегающий эффект этой меры не доказан, окупаемость также под сомнением. Поэтому основные потери производства и передачи энергии в любом случае будут заложены в тарифы и оплачены потребителем, - резюмировал Олег Бурый.
По итогам обсуждения, участники круглого стола совместно с членами Общественной палаты Коми отметили, что исполнение закона будет более эффективным, если закон и механизм его реализации станут понятными и будут поддержаны населением. Пока же проблемы энергосбережения и энергоэффективности, признали собравшиеся, не стали одними из главных в сознании жителей республики. Общественники предложили органам государственной власти способствовать широкомасштабному инвестированию внебюджетных средств через энергосервисные контракты.
Комментарии (22)
А дело нужное, только не всем.
Нет у энергоснабжающих организация интереса экономно расходовать ресурсы. Тепло, ГВС и пр. - тот же товар. И чем больше я продам этого товара, тем мне радостнее на душе, и нос в табаке, и кошелек потяжелее...
В свое время, в Воркуте, директор треста Домнин, установил более 80 теплосчетчиков в жилых домах... Немного поработали и похерили все...Где они сейчас, приборы завода "Взлет"? бомжи растащили...
Еще пример: На жилой дом на 72 квартиры (при установленном теплосчетчике) экономия составляет очень приличную сумму. В начале отопительного сезона (сентябрь) примерно 97 000 руб/мес только по теплу, в холодное время отопительного сезона - несколько меньше, но в целом за отопительный период, экономия составляет около 35-40% по теплу, по ГВС около 200% (двести и более %), по ХВС - примерно 30-35% и т.д.
Какой же идиот окажется от халявных денег?
Энергетики сами признают, к тому же на официальном уровне, что в Воркуте стоимость коммунальных услуг (тепло,ГВС), ПРЕВЫШАЕТ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ НОРМЫ В ЧЕТЫРЕ РАЗА!!!!!!!! Объясняя это тем, что ТЭЦ расчитана на население в 300000 чел, а фактически проживает менее 100 тыс. человек. По другим данным - около 60-70 тыс. чел.
И население ДОЛЖНО обеспечивать нормальную работу теплоснабжения.
А вот здесь я как бы и не согласен.
Если бы теплотрассы города, ТЭЦ, ЦВК и пр. находилось в муниципальной собственности, тогда ДА, должны....
А так как все это отдали в частные руки, тогда ребята, берите в банке кредиты, расчитывайте свои силы и содержите как считаете нужным. Но содержите за свой счет...
И нужен контроль за ростом и обоснованностью тарифов. Беспредельщикам отдай все, и будет им мало.
а вобще все это хрень...
По программе энергосбережения, на местах, "отмоют" бабло...и программу свою свернут...Как не один раз уже было.
НЕОБХОДИМО МЕНЯТЬ СИСТЕМУ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ну что толку от появления липовых ТСЖ?
Сколько в городе товариществ работают самостоятельно? и с чем им приходится сталкиваться, как решать проблемы...
ФЗ предписывает делать это за счет жителей и владельцев квартир. До 2012 года – в добровольном порядке. С 1 января 2012-го закон согласия граждан не предусматривает: приборы учета уже без всяких добровольных заявок будут устанавливаться уполномоченными организациями. Все расходы этих служб в течение какого-то времени жильцов обяжут компенсировать вместе с уплатой других коммунальных платежей. Всего скорее в течение нескольких лет.
Во-вторых, создание ТСЖ было вынужденной мерой, и из-за срочности эта работа была проведена немного глупо. Воркута не славится денежными преференциями в свой адрес - отказываться от живых денег на ремонты, которые предлагает федеральный бюджет - глупо.
Согласно ФЗ №185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в городе, помимо УК должен существовать необходимый роцент ТСЖ. Этот минимум был сделан, но из-за срочности - с некоторыми нарушениями, которые сейчас приходится решать.
А также нельзя забывать о такой простой экономической мере как - рентабельности. Затраты на энергетику, которая расчитана на 300 тыс.населения и затраты на 80 тыс.населения, как говорят в Одессе, "две большие разницы".
Платежную дисциплину не изменить установкой средств учета и мерами по повышению энергоэффективности
Зачем устанавливать теплосчетчик когда:
1. Дом старый (весь светится под тепловизором), и без наружнего утепления теплосчетчик будет считать на сколько хорошо грется улица.
2. Теплотрассы, отсутствует нормальная теплоизоляция, подземные зимой видны, их даже искать не надо, а на наружних греются собаки кошки и бомжи.
3. Котельные (особенно в районах)постаянные остановки и сливы теплоносителя.
4. На большинстве теплотрасс отсутствует нормальная запорная арматура, ведь для небольшего ремонта в одном доме иногда сливают целый район.
Пунктов можно написать еще очень много, но от этого ничего не измениться, ведь тотже теплосчетчик он должен работать в нормальной системе а не на каком-то отдельном участке.Если у вас на машине спустило одно колесо а вы продолжаете движение о какой экономии бензина может идти речь???
Отдельно об экономии электро энергии, какие к черту энергоэкономичные лампочки, я уже неговорю о том что не везде их можно использовать, но тот-же самый металлогалогеновый светильник, не работает при пониженном напряжении что часто бывает на линиях со старыми подстанциями.
Почему не говорят о развитии мини подстанций на один дом, вот где реальная экономия электро энергии, ведь потери по низкой стороне прямо пропоциональны длине и сечению кабелей.
Кроме того при установке индивидуальных подстанций в разы уменьшается возможность не санкционированного подключения.
Об этом говорить и писать можно бесконечно, так что вывод один БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДА К СИСТЕМАМ ТЕЛО И ЭЛЕКРО СНАБЖЕНИЯ РАЗГОВОР О КАКОЙ ТО ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОСТАЯ БОЛТОВНЯ!!!!!!!!!!!!
– В рамках проекта счетчики планируется установить в 33 домах, – цитирует чиновника агентство «КомиИнформ». – Но возникла проблема. В Коми не нашлось желающих выступить в роли подрядчиков, придется выходить на внешний рынок.
В этом году по программе, намечено установить тридцать три АТП (не путать с приборами учета, теплосчетчиками). Стоимость одной такой установки - примерно 800 000 - 850 000 рублей.
Вероятнее всего это установки питерского завода "ВЗЛЕТ"
Работа сложная, трубует внимательности, выполнения в короткие сроки.....но....возникает вопрос: где брать специалистов? Сантехников, сварщиков, если сварные уходят с УК, с аварийки....Уходят к газовикам на 60 000 руб/мес. И правильно делают!
Вот и решили брать с других городов. Позорно конечно, но наши городские власти сами допустили такую ситуацию....
Один только вопрос - а собственники помещений в этих 33-х домах в курсе – платить-то им придётся, причём дополнительно? Или по программе энергоэффективности, соблюдение ЖК не предусмотрено? Этот нюанс в статье не освещён, а хотелось бы знать – сколько (сумма и срок) ты будешь расплачиваться за данный прибор.