Дама с «баранкой»
Убийца за рулем. Обезьяна с гранатой. Как только ее не называют. Словами дело не ограничивается: часто показывают неприличные жесты. Не обижается – привыкла. Людмила Осипенко, о которой пишет «Моя Воркута», - водитель автобуса.
Путь к мечте
Осипенко родом с Кубани, там она прожила до 12 лет, пока семья не переехала в Заполярье. После окончания школы Людмила поступила в профессиональное училище № 12 постигать искусство отделочных и ремонтных работ. Проштукатурив некоторое время, она поняла, что шпатель – не тот инструмент, с которым она хочет связать свою жизнь. Путь к давней мечте водить автобус был долгим. Кем только не работала Людмила: швеей на фабрике, продавцом и даже охранником на ТЭЦ и шахте. А в прошлом году от биржи труда ее направили учиться на курсы управления грузовиками.
– Легковую машину я вожу более 15 лет. Когда предложили отучиться на категорию С, с радостью согласилась, ведь это позволило получить права и на автобус, – вспоминает наша собеседница. – Сдала с первого раза, после этого пошла работать в «Севертранс».
Трудится женщина наравне с мужчинами, никаких поблажек нет. Смена может длиться до 12 часов. Вставать на работу иной раз приходится в два часа ночи. Оно и понятно, пока приведешь себя в порядок, тормозок соберешь, доедешь до автобазы. Рабочий день начинается с распределения маршрутов. Водители не привязаны к определенному номеру – сегодня это «десятка»: с Димитрова до вокзала, а завтра «двойка» – в Шахтерский район. Перед сменой нужно не забыть заглянуть к медику, чтобы дыхнуть в трубку и измерить давление. Мало ли что. Осмотр техником транспортного средства – тоже ежедневный ритуал. Автобус всегда должен быть исправен, иначе ремзона.
Цирк на колесах
Мы договорились встретиться в Шахтерском районе, на конечной. Подхожу к автобусу чуть раньше назначенного времени и застаю врасплох водителя с кондуктором: женщины обедают. В автобусе ароматный запах кофе.
– А что делать?! Обедать приходится прямо на рабочем месте, не отходя от кассы, – шутит Людмила. – За смену удается перекусить только пару раз между рейсами.
Сразу бросается в глаза то, что у автобуса есть заботливая хозяйка – как в квартире, где чувствуется женская рука. На окнах аккуратные занавески, в салоне на потолке трогательные бабочки и искусственная лоза. Водительское место украшает несколько мягких игрушек и фотографии внуков. Да и сама Людмила при макияже и маникюре. За чашкой кофе она рассказала, как проходят ее рейсы.
– Пока едешь, такого наслушаешься! Не автобус, а цирк на колесах. Вот сегодня сели две старушки, так все пассажиры узнали, как хорошо выспались пенсионерки, на каком складе мясо по 260 рублей и кто присмотрит за квартирой после их смерти, – смеется Людмила.
Мы отправляемся в рейс. Я спрашиваю, с кем из пассажиров тяжелее всего. Наверное, молодежь ведет себя более развязно?
– Как бы не так! Молодежь-то у нас, что? Воткнули наушники и не слышат ничего вокруг – едут в своей нирване. А вот как раз старушки доставляют много хлопот. Встанет такая посреди салона (кондуктору не пройти), а сумки на сиденья ставит, другие пассажиры сесть не могут. И попробуй им что-нибудь скажи!
И как специально на следующей остановке загружается пожилая женщина с объемными сумками, которые вскоре оказываются на сидении, сама – в проходе.
Людмила делает замечание: – Женщина, уберите, пожалуйста, сумки. Сиденья предназначены для людей.
– Какая тебе разница? Едешь и едь, за дорогой смотри! – отвечает воркутинка.
Я шокирована, а Людмила даже вида не подает. Едем дальше. Водители, видя нас, реагируют по-разному: одни улыбаются, приветливо машут рукой, другие крутят пальцем у виска.
– Это часто бывает. Такое ощущение, что они за рулем никогда женщин не видели. Легковушки же водят, а чем автобус хуже? Никогда этого не пойму, – объясняет мне Людмила.
Разрядить обстановку в салоне помогает музыка. Сегодня это шансон. Мужской баритон заставляет пассажиров погрузиться в свои мысли, и гул в переполненном транспорте на время затихает.
Людям о людях
Обращаю внимание на пешеходов. Ведут себя по-разному, чаще – странно. Не успела задуматься, как вижу: пешеходный пересекают три мамочки с колясками, идут вразвалочку. Одна говорит по телефону, затормозила. Людмила скромно посигналила, мол, не задерживайте транспорт. Что тут началось! Одна мама отпустила коляску и начала, кривляясь, гримасничать, как бы предлагая Людмиле пойти куда подальше. Коляска покатилась к бордюру. Забегая вперед, скажу, что потом она напишет в соцсети о том, какие у нас нерадивые водители автобусов.
– Вот что делать с такими пешеходами? С легковушкой-то дело куда проще: притормозил и все. А попробуй-ка останови резко автобус! Пассажиры упадут, перемнутся да отругают меня, на чем свет стоит, – жалуется Людмила.
Киваю в знак согласия. А что тут попишешь? Переключаюсь на салон. Подхожу к скучающему пассажиру Дмитрию с вопросом «Что вы думаете о женщинах, которые водят автобусы?»
– Женщины водят гораздо аккуратнее нас. С ними даже как-то спокойнее ехать. Вот вчера добирался на маршрутке, так страху натерпелся. Водитель гнал, как будто на пожар. Я все понимаю, денег заработать хочется, но так тоже нельзя, – рассудил пассажир.
Время пролетело незаметно, после рейса на конечной я зачем-то про хобби спрашиваю.
– Какое хобби?! Мне бы сил домой добраться, помыться, что-то приготовить домашним да ноги вытянуть. А ты говоришь хобби. Вот мое хобби, – Людмила кивает на салон автобуса, – мне еще, кстати, мыть его сегодня после смены. А сейчас надо подмести, чтоб пассажирам было заходить приятно.
Комментарии (9)