Современная старомодная комедия: в театре им. Савина поставили «Дорогую Памелу» Джона Патрика
Премьера трагикомедии «Как пришить старушку» состоялась в пятницу. По мнению режиссера постановки Бориса Лагоды, такие спектакли о всепобеждающей силе добра, в основе которых лежит материал, написанный живым, легким языком, а сюжет пестрит анекдотами, скрывающими настоящую – и вовсе несмешную – человеческую трагедию, должны появляться в репертуаре каждого театра.
- Выбор пьесы неслучаен – мы живем в черствое время, а это комедия не только развлечения ради, но еще и повод посопереживать, задуматься о самых главных вещах: о вере, доброте, способности к самопожертвованию, - отметил режиссер накануне премьеры.
Действительно, остаться равнодушным к истории, впервые рассказанной в начале 1960-х годов американским драматургом Джоном Патриком (автором, пожалуй, еще более известной, чем «Дорогая Памела», «Странной миссис Сэвидж») и с тех пор прочно вошедшей в мировой театральный репертуар, невозможно. В центре сюжета – Памела Кронки – одинокая, при трагических обстоятельствах потерявшая мужа и дочь, коротающая свой невеселый век в развалинах, некогда бывших богатым фамильным особняком, старушка. Она обустраивает быт, приспосабливая под свои нужды оказавшиеся на свалках вещи, сушит использованные чайные пакетики, заботиться о своем бессловесном компаньоне коте Мистере Тэннере, пишет поздравительные открытки-молитвы богу и не может пройти мимо человеческого страдания. Например, выручив полицейского Джо Янки, которого прямо на задании скрутил радикулит, она приобрела едва ли не единственного друга. Поэтому, когда к ней в дом попадает шайка мошенников, Памела не только не подозревает корыстных намерений, но до последнего оправдывает стремление гостей нажиться на ее же смерти.
- Пьеса прежде всего о любви. О любви к ближнему, а ближним – как говорит моя героиня - не всегда оказывается тот, кого хочешь видеть, и любовь – это не удовольствие, а тяжкий труд и испытание. Она выдерживает испытание и готова жертвовать всем – и даже своей жизнью - ради того, чтобы эти люди не совершили преступление, - охарактеризовала Памелу исполнительница главной роли заслуженная артистка России Галина Микова.
В постановке Бориса Лагоды прописные истины не превращаются в нотацию, а мелодраматический, в общем, сюжет - в «мыльную оперу» - режиссеру удается органично сочетать реализм с условностью, лирику - с откровенным фарсом, вызывая у зрителей смех сквозь слезы – одно из главных условий жанра трагикомедии. Одной из находок постановщика стало решение образа кота – его в спектакле исполняет актер Лев Власов. Отказавшись от традиции изображения Мистера Тэннера плюшевой игрушкой, Борис Лагода выводит на сцену полноценного персонажа, который настолько самодостаточен в своей естественности, что подчас полностью забирает на себя внимание зала, при этом практически все время существуя на втором плане. И даже гибель Мистера Тэннера – столь любимого зрителями – неожиданно заставляет смеяться: фантом сбитого машиной животного в обнимку с огромной форелью солирует на сцене под «Who want’s to live forever» легендарной The Queen.
Еще одно отступление от оригинальной пьесы – финал, так и не ставший «хэппи эндом». Джон Патрик вознаграждает свою героиню за всепрощение и готовность на жертвы – и она обретает настоящую семью из перевоспитавшихся на ее примере жуликов (в действительности - просто слабых, обездоленных людей, не способных устоять перед соблазном легкой наживы). В постановке театра драмы им. В. Савина жертва была принята – Памела уходит по собственной воле, оставив своим друзьям компенсацию по страховке на 50 тысяч долларов. Но и эта драматическая развязка «облегчается» режиссером, который предлагает зрителю сразу несколько альтернативных концовок.
Помогая актерам многочисленными звуковыми и световыми эффектами (обмениваясь впечатлениями после спектакля, зрители охарактеризовали некоторые сцены как «экшн»), создавая по-настоящему сказочные картинки (например, встреча Рождества), режиссер и автор сценографии художник Анна Репина не снимают с них труда и ответственности за создание правдоподобных живых образов. Прежде всего, это сама Памела Кронки, без точного попадания в характер которой постановку не спасут никакие спецэффекты и коты. Главная героиня спектакля «Как пришить старушку» - одна из галереи персонажей, возникших в пьесах разных западных авторов примерно в одно и то же время: Памела Кронки в «Дорогой Памеле», Миссис Сэвидж в одноименной пьесе Патрика, Бабушка в «Деревья умирают стоя» Алехандро Касоны, Люси Купер в «Уступи место завтрашнему дню» («Дальше – тишина») Виньи Дельмар, - всех их объединяет пережитая драма предательства самых близких людей и способность его простить.
Смешная и трогательная, счастливая и несчастная, наивная и мудрая Памела в исполнении Галины Миковой объединяет вокруг себя «плохих хороших» людей, у каждого из которых своя история. Глория (Светлана Малькова) – «уличная девка», оставшаяся в доме Памелы с намерением «пришить старушку», но проникшаяся к ней искренним дочерним чувством; бывший инженер Брэд Винер (Дмитрий Максименко), талантливый неудачник, до конца не оставляющий мысли об убийстве, но в итоге разорвавший страховку, когда деньги уже почти были в кармане; стихийный философ Сол Бозо (Игорь Янков), предложивший Памеле руку и сердце - и первый, кому в голову пришла идея об убийстве; единственный друг старушки Джо Янки (Александр Кузнецов) – и самый большой ее предатель. Даже строгий еврейский доктор (Анатолий Колмаков) со всеми атрибутами в виде пейсов и акцента не может устоять перед обаянием Памелы, хотя и долго сопротивляется.
Особенную прелесть спектаклю сообщает сценография Анны Репиной, создавшей на сцене многоуровневое и многоплановое пространство, заполненное – по сути – хламом, размещенным так удачно и так художественно, что на сцене создается ощущение абсолютного уюта и тепла, которое излучает «дорогая Памела».
«Как пришить старушку» - это уже вторая за последний месяц трагикомедия в театре драмы им. В. Савина, в апреле выпустившего сложную психологическую «Утиную охоту» по Александру Вампилову (хотя, конечно, у поставленных на таком разном материале – пусть и в пределах одного жанра – спектаклях, мало общего). В конечном итоге, судить об успехах труппы на трагикомедийном поприще зрителю – и пока обе премьеры собрали полные залы.
Комментарии (13)