От «Властелина колец» до «Иронии судьбы»: в Сыктывкаре отметили День театра
Международный день театра в столице республики отметили чуть позже официальной даты праздника – 27 марта – зато с размахом и в – по-своему – новом для театров Коми формате. Капустник «Властелин кризиса, или Братство гранта», состоявшийся вчера на сцене Академического театра драмы им. В. Савина, был анонсирован как своего рода возрождение жанра и в результате действительно сильно отличался от того, что театральные деятели республики представляли зрителям последние несколько лет. Сквозная сюжетная линия, основанная на реальных событиях из мира культуры и перенесенная на персонажей толкиеновского бестселлера, не только объединила разнородные составляющие капустника, но и сама по себе стала полноценным номером.
Под эгидой регионального отделения Союза театральных деятелей России Международный день театра сообща отмечается в Сыктывкаре в четвертый раз. Ранее мероприятие проходило под заголовком «Театральные деликатесы». В этом году вместе с названием было решено обновить и концепцию капустника, который должен был соответствовать заявленному жанру.
На этот раз выполнить это основное условие удалось прежде всего благодаря четкой сюжетной линии, которая объединяла все происходящее на сцене воедино. Режиссер постановки «Властелин кризиса, или Братство гранта» Борис Лагода сочинил сюжет, основанный на реалиях российской действительности, в которые попали представители многочисленных народов «Властелина колец» Толкиена.
Суть истории сводится к следующему: жители Межкультурья между Сысолой и Вычегдой (аналог Средиземья Толкиена) изгнали из своих земель Черного лорда из Белого дома (намек на персоналию вполне прозрачен). Убегая, тот обронил символ своего всевластия – грант на 100 миллионов долларов. Пролежавшее в земле многие сотни лет сокровище обнаружил студент-недоучка Горлум, у которого, тем не менее «его прелесть» отняли хоббиты и решили поделить между кланами Межкультурья. Достойных определяли на конкурсной основе – каждый из театров и впервые участвующая в празднике Коми республиканская филармония должны были показать по номеру.
Последняя, представленная как Клан Разномастных фольклористов, делегировала для дебюта одного артиста, который в костюме куклы – благодаря его сложному устройству – станцевал сразу за двоих: бабушку и дедушку, вероятно, вспомнивших молодость.
Реальный клан фантастов – нетрудно догадаться, что под таким псевдонимом на сцену вышел народный театр «Фантастическая реальность», - как и филармония, тоже обошелся одним представителем. Режиссер театра Евгений Буткин, вышедший на сцену в костюме тигренка, пообещал 122 миниатюры, три сольных программы, два бенефиса, но на деле ограничился гораздо более скромным списком.
На злобу дня, среди другого, была представлена миниатюра «Грантополучатель», герой которой застрелился перед комиссией, распределяющей гранты.
Клан Музыкальных хранителей драматических националий, или Национальный музыкально-драматический театр, специально для капустника ничего готовить не стал и показал внушительный отрывок минут на 20-25 из переведенной на коми язык комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», превращенной в мюзикл, - в театре спектакль идет под названием «Петербургысь инкогнито».
Клан Танцующих прыгунов – балетная труппа Государственного театра оперы и балета РК – станцевала отрывок из балета «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса. Клан Ревущих Певунов – оперная труппа в лице Виталия Гудовского и Михаила Сабирзянова – спел на мотив детского мюзикла «Рок-н-рэпка» песню похитителей бюджета и умыкнул истаявшую до размеров Малыша из сказки Астрид Линдгрен государственную казну.
Все интермедии с перипетиями Братства гранта в поисках бюджета для обналичивания символа всевластия – то есть сквозная линия капустника - были разыграны актерами театра драмы им. В. Савина, финальный выход которых превратил и без того нескучное в целом мероприятие в настоящий праздник живого театрального юмора, правда, по мотивам кинематографа. В номере Клана Двуязыких академистов «Кошмарный сон киномеханика» встретились персонажи фильмов «Ирония судьбы, или С легким паром», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и «Мимино». Все они, цитируя шедевры советской кинематографии, боролись за сердце Надежды в исполнении Светланы Мальковой. Отдать предпочтение кому-то одному она так и не смогла, поэтому Женя Лукашин (Владимир Рочев), Семен Семеныч Горбунков (Константин Карманов) и Мимино (Вадим Козлов) превратились в Ипполитов, присоединившись к настоящему в исполнении Дениса Рассыхаева.
Сценарий капустника был наполнен многочисленными аллюзиями на тему сокращающегося бюджета – «Нет повести печальнее на свете, чем повесть об урезанном бюджете», - стадии секвестирования которого изображали актеры разного телосложения. Эти шутки благодарно принимались публикой, очевидно не понаслышке знакомой с системой бюджетного финансирования.
Постоянные зрители театра оперы и балета, зная о том, как много и долго гастролирует труппа по Европе в течение сезона, наверняка оценили «новость» о том, что театр подписал контракт на гастроли в Габоне. Иногда впору было смеяться сквозь слезы: например, продолжение «исторического, мистико-паталогического триллера с элементами утопии и реализма «Властелин кризиса, или Братство гранта», получило название «Путешествие в Магадан, или Пустошь бюджета».
Кроме хорошего настроения, некоторым гостям капустника удалось унести с собой нечто более осязаемое: в середине программы королева эльфов Галадриэль (Ольга Родович) и король эльфов лорд Элронд (Евгений Гаврилов) провели аукцион, на который были выставлены настоящие театральные раритеты: пуанты народной артистки РК Натальи Супрун, сценические украшения заслуженной артистки России Ольги Сосновской и народной артистки Коми Валентины Соколовой и фотография из спектакля «Свадьба с приданым» 1955 года с автографом народной артистки СССР Глафиры Сидоровой.
Три лота ушли по цене две тысячи рублей и чуть выше, а фотокарточку приобрела заместитель председателя Госсовета РК Валентина Жиделева, отдав за нее десять тысяч рублей с пожеланием, чтобы деньги были переданы самой Глафире Петровне. Однако ведущие уточнили, что целью аукциона является реставрация мемориальной доски народному артисту СССР Ивану Аврамову. Видимо, такое расходование средств вице-спикера тоже устроило.
В целом, авторы и организаторы «Властелина кризиса» с поставленными задачами, многократно прозвучавшими в СМИ в преддверии праздника, справились: если это был и не «стопроцентный» капустник, то прекрасная заявка на него.
Комментарии (18)
Рекламы побольше =)) Шоу устроить =)) Тут главное история ценная. А история так себе. Фильмы, снимки. Типа в подарок с видео и прочими. Чтоб чел выставил и хвалился =))
Тут же опубликовать в газете историю с фотками =)) Выставить надо было на витрине под пуленепробиваемым стеклом, поставить полицмена возле выставки =))
Очередь как в мавзолей устроить для просмотра =))
Попробовал бы сам что-то сделать! А критиковать легче всего!
И вот ещё, объясните мне , почему актеры провинциальных театров всегда говорят с " подвыванием" и по бумажке , как ведущие на школьных праздниках ? Неужели невозможно было выучить текст.
Смешно было только в конце и только благодаря уже созданным советским фильмам и широко разрекламированным героям. Это был беспроигрышный вариант.
Самое смешное, действительно, было в конце - "Страшный сон киномеханика". И тут как раз блеск сценария проявился в совершенно невообразимом "нанизывании" цитат и подбору их друг к другу. Цитаты были разные и совершенно из разных "опер", но шикарно подогнаны одна к другой! Это было неожиданно и очень смешно!
Так что, если Вам не понравилось, это совершенно не значит, что не понравилось другим! Все зрители разные, "у каждого свой вкус - один любит арбуз, а другой - свиной хрящик". (с) Лично я и все мои знакомые насмеялись вдоволь и от капустника в восторге!
И добавлю к вашему предыдущему посту. Если Вам было неинтересно и несмешно - может, это потому, что не знаете театральных особенностей и традиций, а также спектаклей, которые были обыграны? Может, Вам просто почаще надо бывать в театре? :)
Нас было 5 человек и ни одному из нас спектакль не понравился. Актеры действительно читали текст по бумажке ( обычно в театрах обходятся без шпаргалки , даже на капустниках). Сюжет был "никакой".