Россия, Саудовская Аравия и Венесуэла договорились заморозить добычу нефти
Министры энергетики России и ряда стран ОПЕК по итогам переговоров в столице Катара Дохе договорились заморозить добычу нефти, сообщает Bloomberg со ссылкой на министра энергетики Катара Мохаммеда Салеха аль-Сада. Добыча будет стабилизирована на уровне 11 января, сообщил позже агентству министр нефти Саудовской Аравии Али ан-Наими. Он уточнил, что Саудовская Аравия также согласилась с этим решением. Сегодня в столице Катара Дохе прошла встреча министра энергетики России Александра Новака с представителями стран ОПЕК.
Как сообщил «Коммерсантъ», о проведении встречи еще в понедельник вечером сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на собственный источник. На этом фоне нефтяные котировки поползли вверх. Стоимость апрельских фьючерсов на баррель нефти марки Brent на Интерконтинентальной бирже превысила отметку $35. На 10:30 мск цена одного барреля составила $35,12, что на 4,9% выше показателя предыдущего дня. Нефть WTI с доставкой в марте котируется на уровне $30,96.
Главным инициатором обвала нефтяных котировок стала Саудовская Аравия, которая продолжает защищать таким образом свою долю на мировом рынке экспорта. Низкие цены на нефть не дают возможности развернуть дорогостоящую добычу сланцевой нефти в США. Кроме того, Саудовская Аравия продолжает борьбу за европейский рынок с Россией — оба экспортера демонстрируют рекордные для себя уровни добычи. Однако в долгосрочной перспективе подобная стратегия нежизнеспособна. Падение стоимости сырья уже серьезно ударило как по нефтедобывающим компаниям, так и по бюджетам всех трех стран-участниц предстоящей встречи. Так, Саудовская Аравия — крупнейший в мире экспортер нефти — зафиксировала по итогам 2015 года рекордный для себя показатель дефицита бюджета в $98 млрд. Государственный доход Венесуэлы зависит практически целиком от нефти — на 95%, и снижение цен на нее крайне болезненно сказывается на экономике страны. Страдают и другие страны-члены ОПЕК. В результате единственным приемлемым выходом из сложившейся ситуации для большинства членов организации видится снижение уровня добычи в пользу повышения стоимости нефти.
Напомним, избыток нефти на мировом рынке по-прежнему не сокращается, а растет: в январе, несмотря на падение добычи в США, общее предложение продолжило увеличиваться, свидетельствуют данные нового доклада ОПЕК. Крупнейшие нефтедобывающие компании, включая BP и Shell, делают ставку на восстановление баланса спроса и предложения на рынке во втором полугодии, ожидая после этого роста цен на нефть.
Комментарии (41)
Страна еще менее самостоятельная чем Украина. Как в США скажут так добывать и будут. У нас на них рычагов влияния нет. Про Венесуэлу вообще говорить не хочется...
А я думал родословные только у собак.
Иранская сторона заинтересована в приобретении российских истребителей типа Су-30 СМ (с последующей их локализацией), учебно-боевых самолетов Як-130, вертолетов семейства Ми-8 и Ми-17, российских береговых мобильных ракетных комплексов «Бастион», оснащенных сверхзвуковой противокорабельной ракетой «Яхонт», надводных кораблей класса фрегат, дизель-электрических подводных лодок и ряда других образцов боевой техники.
Кроме того, на днях заместитель командующего сухопутными войсками Ирана Киомарс Хейдари заявил, что у Тегерана сохраняется интерес к танкам Т-90. В то же время он уточнил, что условием сделки должна быть передача технологий производства.
Акциз на дизтопливо повысится на один рубль. В два раза меньшее, чем на бензин, повышение ставки в правительстве объясняют минимизацией "негативного влияния принимаемых мер на агропромышленный комплекс". На такую же величину повышается акциз на средние дистилляты, чтобы избежать их продажи по видом дизтоплива.
6 февраля о предстоящем повышении акциза на топливо заявил министр финансов Антон Силуанов. Он объяснил это необходимостью найти дополнительные доходы, так как антикризисная программа потребует больше средств, чем даст 10-процентное сокращение бюджета.
Силуанов также отметил, что акциз на пальмовое масло и газировку может быть введен в России уже во втором полугодии. Сейчас Минфин рассматривает вопрос о размере акциза. "Это такая мера, которая применяется в целом ряде стран, направленная на то, чтобы сократить потребление вредных продуктов и с другой стороны повысить доходы казны", - сказал министр.
17 января стало известно, что правительство готовит 10-процентный секвестр бюджета. Пояснялось, что нынешний бюджет сверстан из расчета 50 долларов за баррель. Между тем еще в декабре Минфин предупреждал, что конъюнктура на нефтяном рынке делает этот бюджет невыполнимым. Даже при цене нефти 40 долларов за баррель бюджет недоберет 1,6 триллиона рублей, а дефицит окажется равным 5,2 процента ВВП. Между тем, отмечал Силуанов, готовиться надо к цене 30 долларов за баррель.
Первоначальная реакция вызвала падение нефтяных котировок, что больше похоже на реализацию биржевого принципа «покупай на слухах — продавай на фактах».
мы увидели, что сокращения объемов производства не будет. Только замораживание январских уровней, когда производители добывали практически на максимуме. Поэтому в обозримом будущем каждый производитель будет продолжать добывать столько, сколько сможет», - высказывает свое мнение Майкл Поулсен, управляющий рисками нефтяной торговли из Global Risk Management.
По данным Международного энергетического агентства (IEA) в январе Саудовская Аравия производила 10.2 млн. баррелей в день. Максимум был достигнут в июне 2015 года и составил 10.5 млн. баррелей в день. Россия, согласно данным официальной статистики, в январе производила 10.9 млн. баррелей в день.
это называется либерализация экономики
китайские чинуши сказали делайте што хотите и открыли границы для западных капиталлов
частная собственность рулит и на землю в том числе
осталось только в руках чинуш банковская система
все остальное сделал частник
так шо не надо пyкaть
Представители России, Саудовской Аравии, Катара и Венесуэлы встретились 16 февраля в Дохе и выпустили совместную декларацию, которая должна помочь стабилизировать цены на мировом рынке нефти. Стороны пообещали сохранять объемы добычи на уровне, зафиксированном 11 января.
Надо сразу сказать, что нефтяные контракты попросту не заметили этой «словесной интервенции». Вместо того чтобы взлететь вверх при виде столь солидарной позиции крупных экспортеров, цены даже нырнули вниз, хотя и на незначительную величину, которую можно объяснить нормальной флуктуацией в условиях нынешнего крайне волатильного рынка.
Обмануть рынок не удалось, и причины такого равнодушия трейдеров лежат на поверхности.
Для начала надо понимать, что почти все ведущие производители нефти достигли пика добычи и не намерены радикально ее наращивать, если не считать такие страны, как Иран или Ирак, где по-прежнему вынашивают планы покорения новых рыночных ниш после длительного периода спада в экспорте. Традиционные поставщики предпочитают держаться за уже завоеванные ниши, а при удобной возможности и расширять их, но не путем выброса новых партий нефти, а с помощью огромных скидок по цене.
В битве цены с объемом победил объем. Экспортеры приносят возможный выигрыш от высокой цены в жертву количеству нефти, которую они могут продать. Если пару десятилетий назад ОПЕК действительно был картелем, способным манипулировать ценами через регулирование объемов добычи и экспорта, то в наши дни некогда могучая организация превратилась в бессодержательный дискуссионный клуб. Каждый игрок на нефтяном рынке сегодня играет сам за себя, о былой солидарности нет и речи.
Стоит сократить экспорт, как освободившуюся нишу тотчас радостно займет другой поставщик. В условиях чрезмерного предложения и стагнирующего спроса конкуренция берет верх над сотрудничеством.
Иными словами, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла пообещали поддерживать свою добычу на достигнутых в начале января пиковых уровнях. Нет и намека на желание сократить объемы предложения нефти на рынке.
С Россией, однако, ситуация выглядит интереснее и даже парадоксальнее. Обязательства сохранять уровень добычи российской нефти дала контора, которая никак не регулирует ни добычу, ни экспорт, ни внутреннее потребление. Минэнерго собирает справки от операторов отрасли и рисует ни к чему никого не обязывающие «индикативные энергетические стратегии».
В лучшем случае министерство будет несколько месяцев подряд публиковать сводные данные о добыче по стране и гордо рапортовать о том, что обязательства перед тремя членами ОПЕК неукоснительно выполняются. Проверить эти данные все равно никто не сможет.
К тому же надо учесть, что внутреннее потребление нефти в России неуклонно сокращается вместе с углублением экономической рецессии – то есть при сохранении объемов добычи на экспорт будет идти все больше и больше российской нефти. Можно вспомнить, что в 2015 году Россия увеличила добычу нефти всего на 1,4%, но зато ее экспорт в страны дальнего зарубежья вырос на 10,6%. Эта тенденция, судя по всем признакам, должна сохраниться и впредь.
Поддерживая стабильные объемы добычи, российская нефтяная отрасль фактически усиливает давление на цены, поскольку увеличивает предложение этого товара на рынке.
Здесь стоит заметить, что добыча нефти в России, достигшая пикового уровня как раз в начале января, должна показать снижение. Точный момент начала негативного тренда предсказать трудно, но он может обозначиться уже в конце этого года или начале следующего.
Нефтяные компании ускоренными темпами эксплуатируют действующие месторождения, где не требуются новые серьезные капиталовложения, и быстро опустошают их, не инвестируя в разработку новых залежей, где отдача от затрат не наступит раньше, чем через 7–15 лет.
Нетронутыми остаются и трудноизвлекаемые запасы, где себестоимость добычи достигает $80 за баррель. Складывается впечатление, что операторы проектов исходят из принципа: выкачать поскорее все, что легко и дешево дается, – и черт с ним, с будущим. Новую нефть добывать слишком накладно, а нехватка денег ощущается сейчас все острее.
Очень скоро российским нефтяникам станет легко проявлять солидарность с ОПЕК и рапортовать о снижении добычи и экспорта во имя поддержания цен на глобальном рынке.
Что касается достигнутого в Катаре соглашения, то его надо рассматривать как пиар-акцию.